Опубликован: 15.05.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 7911 / 2205 | Оценка: 4.29 / 4.06 | Длительность: 11:41:00
Специальности: Фотограф
Лекция 6:

Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата

< Лекция 5 || Лекция 6: 12345 || Лекция 7 >
Аннотация: Кнопки управления и опции меню настроек контрольного дисплея могут поставить неопытного фотографа в тупик. Между тем, системы управления различных моделей цифровых фотоаппаратов имеют много общего.

Цель лекции - рассказать об устройстве и принципе действия жидкокристаллических матриц контрольных дисплеев и детально рассмотреть систему настроек цифрового фотоаппарата.

Жидкокристаллический контрольный дисплей цифрового фотоаппарата - инструмент универсальный и в практическом применении очень удобный. Во-первых, управление многочисленными режимами работы фотоаппарата и сервисными функциями реализовано через многоуровневое экранное меню дисплея. Во-вторых, контрольный дисплей выводит текущую информацию о наличии на карте флэш-памяти свободного места (количество оставшихся кадров), о времени и дате, о состоянии аккумуляторов, о задействованном программном режиме и об экспозиционных параметрах съемки. В-третьих, в абсолютном большинстве современных цифровых камер контрольный дисплей работает в качестве электронного видоискателя. И, наконец, контрольный дисплей позволяет просмотреть отснятые кадры по отдельности или в виде уменьшенных изображений по 9 (в некоторых моделях до 25) кадров на экран (режим preview), увеличить каждый кадр, чтобы лучше оценить его качество, удалить отдельные снимки или все сразу, подвергнуть снимки обработке встроенным программным фильтром, получив эффект черно-белой фотографии, сепии или негативного изображения.

Мы уже говорили, что в некоторых цифровых камерах начального уровня цветной контрольный дисплей выполняет функции основного и единственного видоискателя. Добавим - не только в камерах начального уровня, но и в достаточно дорогих ультракомпактных фотоаппаратах, в том числе и предназначенных для творческой съемки. В качестве примера можно привести замечательные фотоаппараты Panasonic Lumix, выпускаемые японской компанией Matsushita.

В фотоаппаратах Panasonic Lumix контрольный дисплей служит единственным инструментом компоновки кадра

Рис. 6.1. В фотоаппаратах Panasonic Lumix контрольный дисплей служит единственным инструментом компоновки кадра

Значение контрольного дисплея трудно переоценить, но в практической съемке пользоваться им неподготовленному фотографу, не имеющему опыта работы с цифровыми фотоаппаратами, не так просто. Один из самых существенных недостатков, который мы уже упоминали, это неразличимость изображения на экране дисплея при ярком солнечном освещении. В некоторых камерах, вроде выпущенного несколько лет назад Panasonic Lumix DMC-LC5, применялись светозащитные шторки (бленды), раскладывающиеся в виде шахты, как у прямых зеркальных видоискателей двух- и однообъективных среднеформатных и профессиональных малоформатных пленочных "зеркалок". В других фотоаппаратах (их, кстати, не так много) используются рефлективные жидкокристаллические матрицы с отражающей подсветкой. В этом случае лучи солнца отражаются от зеркальной подложки экрана дисплея и сами служат в качестве "лампы" подсветки. Но какие бы технические решения ни применялись, полностью вытеснить телескопические и зеркальные видоискатели контрольные ЖК дисплеи пока не могут.

Еще один недостаток встроенных в цифровые камеры дисплеев - неточное изображение реальной картинки или только что отснятого кадра. Надо осознавать, что точность отображения встроенного дисплея зависит от его разрешения. Сколько элементов можно расположить на матрице с диагональю в 1,8-2-2,5 дюйма? В очень популярном фотоаппарате Canon PowerShot A540 экран имеет размер 2,5 дюйма по диагонали и всего около 85 тысяч ячеек жидкокристаллической матрицы. Изображение на таком экране выглядит зернистым до такой степени, что становится трудно оценить степень наведения объектива на резкость и различить мелкие детали картинки.

Контрольный дисплей фотоаппарата Canon PowerShot A540

Рис. 6.2. Контрольный дисплей фотоаппарата Canon PowerShot A540

О другой особенности контрольного дисплея - виньетировании размера кадра при использовании экрана в качестве видоискателя - говорят мало. Между тем эффект виньетирования (или подрезания границ кадра) в той или иной степени присущ большинству дисплеев компактных цифровых фотоаппаратов. Дело в том, что для вывода изображения на экран, когда он работает в режиме видоискателя, используется только средняя часть светочувствительной матрицы, в которой реализован режим покадрового переноса зарядов. Остальная площадь матрицы работает только в режиме построчного переноса зарядов - для снижения стоимости сенсора и для более рационального использования поверхности кремниевого кристалла матрицы. В этом плане электронный видоискатель можно сравнить с оптическими видоискателями бюджетных пленочных "зеркалок". Зеркальный видоискатель способен отобразить от 80 до 90 процентов площади кадрового окна (очень редко до 95 процентов). Причина - в размерах подъемного зеркала, расположенного между задней линзой объектива и фокальной плоскостью (плоскостью пленки). Для увеличения площади отображения придется увеличить и размер зеркала, а вместе с ним и размер фокусировочного экрана. Поэтому с виньетированием кадра зеркальным видоискателем приходится мириться.

В лучшем положении оказываются владельцы дальномерных пленочных камер, особенно таких совершенных, как Leica M6 и M7. Телескопический видоискатель этих фотоаппаратов охватывает площадь, превышающую площадь кадрового окна. У фотографа появляется возможность видеть то, что выходит за рамки кадра, ориентируясь по светящейся ограничительной рамке. Это кардинальным образом изменяет технологию композиционного решения кадра (чем, собственно, и обусловлена неувядающая популярность "дальномерок" у серьезных мастеров художественной и документальной фотографии).

Пленочный дальномерный фотоаппарат Leica M7

Рис. 6.3. Пленочный дальномерный фотоаппарат Leica M7
< Лекция 5 || Лекция 6: 12345 || Лекция 7 >
Марина Варавина
Марина Варавина

Материал катастрофически устарел (11 лет для цифровой техники), кроме того избыточна приверженность автора к пленке, что очень чувствуется в повествовании, материал часто субъективен.

Оксана Орлова
Оксана Орлова

как давно обновлялся материал в лекциях курса "цифровые фотоаппараты"? в лекции 2 очень много устаревшей, неактуальной информации!