Опубликован: 31.07.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 3286 / 1102 | Оценка: 4.10 / 4.00 | Длительность: 14:55:00
ISBN: 978-5-94774-896-3
Лекция 7:

Техобслуживание, эксплуатация и администрирование станций, сеть управления телекоммуникациями (TMN)

< Лекция 6 || Лекция 7: 12345 || Лекция 8 >
Аннотация: Лекция охватывает все задачи, которые выполняются системой для обеспечения непрерывной и эффективной работы и оптимального использования установленного оборудования, — техническое обслуживание, эксплуатацию и администрирование
Ключевые слова: эксплуатация, администрирование, группы направлений, работ, место, операции, MAN, machine language, меню, Типовая, коррекция, договор с поставщиком, Internet, программное обеспечение, анализ, контроль, рестарт, TMN, значение, ITU, загрузка, информация, система команд, базы данных, команда, коммутационное поле, siemens, vendor, устойчивость к отказам, international standard, ETSI, OSS, network element, support, единица, диагностика, модуль, диапазон, алгоритм функционирования, management, Object, объект, логический, ресурс, MIT, tree, связь, сеть, операторы, очередь, иерархия, маршрут, менеджер, интерфейс, программа, агент, структура системы, CMIP, information, protocol, transfer, AND, сеть передачи данных, сети передачи данных, MD, медиатор, информационное согласование, OSF/1, system function, @mediat, локальное представление, DCN, Пирамида, архитектура, architecture, layer, MIB, base, база данных, EML, element, управляющие, NML, network management, представление, производительность, SML, service, контроль качества, SLA, level, управление качеством, отображение, управление конфигурацией, конфигурирование, вывод, управление безопасностью, ограничение доступа, распределение функций

Общие положения

Термин "техническое обслуживание, эксплуатация и администрирование" охватывает все задачи, которые выполняются системой для обеспечения непрерывной и эффективной работы и оптимального использования установленного оборудования.

Эта система включает в себя следующие функции:

  1. Администрирование и эксплуатация.
    1. Изменение абонентских данных. Эта задача состоит в установлении и снятии дополнительных видов обслуживания: организации и эксплуатации абонентских групп, обнаружение злонамеренных вызовов; обслуживание абонентских, соединительных линий и каналов — измерение их параметров, организация групп направлений; установка ограничений и слежение за перегрузкой, установка кода перехвата соединений для направления по другим маршрутам; запись и закрепление за терминалами стандартных сообщений, маршрутизация (назначение маршрутов, групп линий и отдельных каналов).
    2. Измерение трафика. Контроль и регулировка трафика.
    3. Тарификация. Установка и корректировка тарифов. Учет стоимости разговоров.
    4. Обеспечение документирования стоимости. Обеспечение надежности подсчета стоимости.
    5. Обслуживание системы ОКС. Установка пунктов сигнализации. Закрепление каналов за системой ОКС. Обслуживание подсистем пользователя. Обслуживание подсистемы управлени я сетью сигнализации.
  2. Техническое обслуживание.
    1. Измерение и тестирование абонентских линий.
    2. Измерение и тестирование соединительных линий и каналов.
    3. Диагностика и устранение повреждений.
    4. Обслуживание и профилактика аппаратных средств.
    5. Ведение документации об аварийных состояниях.
    6. Модификация и обеспечение надежного функционирования программного обеспечения.
    7. Модификация и ведение баз данных.

Аппаратура и методы технической эксплуатации и обслуживания

Как правило, современные цифровые АТС не требуют постоянного присутствия обслуживающего персонала. Станции наблюдаются и обслуживаются с помощью центров технического обслуживания и посещаются операторами только при проведении работ по техническому обслуживанию. Системы технического обслуживания должны обеспечивать различные организационные формы обслуживания (например, со специализацией персонала по оборудованию или универсальных специалистов). При обеспечении дистанционного интерфейса предусматривается специализированный стык Q3.

Результатом такой работы должно стать достижение определенного качества функционирования системы.

Обнаружение ошибок и поддержание работы системы обеспечиваются системой самоконтроля, системой сигнализации, резервированием и переключением при повреждениях, а также отображением или распечаткой информации на терминалах технического обслуживания.

Диагностические программы позволяют оператору определить место повреждения и сводят восстановление к замене элемента (Типового Элемента Замены — ТЭЗ).

Все операции документируются. Для общения с человеком применяется либо рекомендованный МККТТ язык MML (Man Machine Language), либо система типовых окон и меню. Каждое вводимое сообщение контролируется на правильность, и выполнение подтверждается.

Собранные сведения о трафике подлежат обработке специально предусмотренными программами. При этом формируются данные о часе наибольшей нагрузки, отчеты о качестве обслуживания за недели, месяцы, сезоны и т. д. Чаще всего они представлены в виде графиков, таблиц и т. п.

На каждой станции имеется система сигнализации в виде отображающих средств. Отдельно предусматриваются средства для тестирования измерения аналоговых и ISDN-линий, соединительных линий и каналов, а также трактов сигнализации. Все эти приборы могут работать непосредственно по команде запуска или в режиме регламентных работ. Данные могут выводиться как на станционную панель, так и на панель центра технического обслуживания.

Для тестирования работы с внешним окружением на станциях предусматриваются тестовые приборы для испытания интерфейсов и измерения параметров линий и каналов.

В это комплекс обязательно должны входить:

  • тестирование и измерение параметров абонентских и соединительных линий;
  • автоабонент для установления одного и одновременно нескольких тестовых соединений;
  • прибор обратного вызова для вызова абонента со стороны станции при ремонте его на месте расположения пользователя;
  • оборудование для тестирования и проверки сигнализации, включая междугородние и международные вызовы.

Типовая процедура технического обслуживания

Типовая процедура обслуживания заключается в следующем.

  1. Оповещение оператора визуальными и акустическими средствами. Визуальные сообщения указывают на адрес и характер повреждения.
  2. Оператор подтверждает принятие аварийного сигнала для технического обслуживания.
  3. Оператор начинает на дисплее процедуру технического обслуживания.
  4. Система ведет оператора до момента локализации повреждения.
  5. Оператор блокирует устройство и запускает программу диагностики, которая рекомендует ему ТЭЗ (Типовой Элемент Замены).
  6. Оператор снимает ТЭЗ и ставит новый.
  7. Проводится тестирование нового ТЭЗа.
  8. При положительном результате тестирования снимается блокировка.
  9. Станция вводит блок в конфигурацию и сообщает оператору об устранении отказа.

Для ремонта неисправного блока организуются ремонтные центры, которые оснащаются специальными аппаратурными и программными средствами. Возможно обслуживание фирмой-поставщиком, тогда неисправные блоки отправляются прямо на фирму.

Сопровождение программного обеспечения

Сопровождение программного обеспечения требуется для устранения ошибок в программном обеспечении или при отклонениях в поведении внешней среды.

Кроме этого, периодически может проводиться коррекция или модернизация программного обеспечения по договору с поставщиком или из-за изменений в сети.

Для тестирования программного обеспечения применяются резидентные программы или поставляемые по электронной почте и через Internet фирмой-производителем. Эта подсистема обычно содержит программное обеспечение для внесения вставок в действующие программы и анализ временных задержек при выполнении процедур, поставленных на контроль, или просто анализ статистики времени выполнения (задержки выполнения) программ.

Меры по обеспечению надежности системы

Для поддержания надежности системы используются следующие принципы:

  • Максимальная децентрализация обработки вызова.
  • Структура памяти, устойчивая к неисправностям и сбоям и исправляющая ошибки.
  • Наличие резервных копий программного обеспечения, сохраняющих "историю" изменений данных.
  • Резервирование оборудования.
  • Программы перехода на резервное оборудование и обратно.
  • Система рестартов и перезагрузки, когда работа модуля начинается с исходного положения или полностью перезагружается программное обеспечение.

При этом возможно несколько уровней восстановления (таблица 7.1).

Таблица 7.1. Уровни восстановления системы
Уровень Влияние на обслуживание Время действия
Восстановление одного процесса Разрушение одного соединения <10 с
Запуск проверочной программы Разрушение одного соединения <2 с
Восстановление отдельных приборов Задержка выполнения новых запросов на обслуживание

Сброс устанавливаемых соединений

1,5-3 мин. (без перезагрузки памяти)

3-5 мин. (с перезагрузкой памяти)

Полное восстановление Задержка выполнения новых запросов

Сброс всех соединений

1,5-3 мин. (без перезагрузки памяти)

3-5 мин. (с перезагрузкой памяти)

Вопросы поддержки сети

Эта тема относится к большому разделу TMN (Telecommunication Management Network) и будет рассмотрена далее. В соответствии с концепцией TMN система коммутации должна поддерживать ряд центров и рабочих мест, число и иерархия которых определяются принятой организацией обслуживания на сети (например, проблемно-ориентированными группами обслуживания). В связи с этим станция должна поддерживать работу операторов для выполнения отдельных задач. Полномочия операторов должны защищаться персональным кодом, также проводится регистрация входа пользователей и их действий.

Документация

Для технического обслуживания и эксплуатации большое значение имеет документация.

Для аппаратурных средств существуют хорошо испытанные стандарты и известные документы — руководства по технической эксплуатации и обслуживанию. Для станций, использующих программное обеспечение, практика пока опережает стандартизацию. Для эффективной эксплуатации необходимы следующие описания программного обеспечения:

  • на уровне спецификации (specification — описание перечня задач, выполняемых программным обеспечением);
  • на уровне описания (description — описание того, из чего состоит и как сделано программное обеспечение).

Должны быть составлены соответствующие руководства, сопровождаемые алгоритмами по основным разделам: Администрирование и техническое обслуживание; Эксплуатация.

Система документирования программного обеспечения на основе рекомендаций ITU рассмотрена в [12].

< Лекция 6 || Лекция 7: 12345 || Лекция 8 >
Гульсим Калакова
Гульсим Калакова
Олег Сергеев
Олег Сергеев