Русская культура Нового времени
16.1. Значение петровской эпохи в генезисе русской культуры
Особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в. были определены рядом факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии. Для этого времени характерным становится:
- дальнейшее "обмирщение" культуры и более быстрое развитие рационализма;
- утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры;
- преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития;
- относительно быстрые темпы перехода от Средневековья к Новому времени, предопределившие своеобразную "спрессованность" культурного процесса и параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре, которые в Европе хронологически сменяли друг друга.
Эпоха Петра I стала переломной гранью в истории культуры России, делящей ее на два периода развития. Это время перехода от Средневековья к Новому времени, характеризующееся обострением противоречий внутри средневекового уклада культуры, переставшей соответствовать новой экономической и социальной жизни России. В это время стремительно развивается ремесленное производство, возникают новые города, появляются первые мануфактуры, постепенно формируется всероссийский рынок и расширяется международная торговля. Аналогичными трансформациями отмечено и государственное устройство России, где после 1653 г. сходит на нет функционирование Земских соборов, теряет актуальность деятельность Боярской думы и в 1682 г. происходит отмена местничества - особенности распределения административных и военных должностей в Боярской думе по знатности и роду, что приводит к усилению дворянства и активизации принципа выдвижения по способностям.
Это переходное, кризисное положение России рубежа XVII-XVIII вв. осознавалось современниками как крах русской православной культуры: "Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков и обычаев!" Осмыслить значение Петровских реформ стремились и современные мыслители. Так, выдающийся русский историк С.М. Соловьев видел аналогию культурных процессов в России указанного периода с возрожденческими тенденциями в Западной Европе XV-XVI вв. и отстаивал точку зрения, согласно которой реформы Петра были естественными и в определенной мере подготовленными предыдущим развитием культуры России, самостоятельно продвигавшейся в сторону европеизации. Столь же естественным Соловьев видел совмещение национального культурного сознания и интернационального.
В.О. Ключевский же считал культурную политику Петра антинациональной, приведшей Русь к разорванности и культурной эклектичности, и противопоставлял Руси XVIII в. монолитную и органичную допетровскую Русь. Однако и Ключевский не отрицал гениальности нового русского царя и чистоты его помыслов, объясняя его ошибки исключительно издержками самой власти:
"Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Поэтому, радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости. Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их".
Безусловно, петровские реформы осуществлялись без разностороннего осмысления культурных особенностей западной цивилизации, и это было обусловлено объективными обстоятельствами. Несмотря на то, что эти преобразования были подготовлены всем ходом истории и органически связаны с жизнью народа, но, проведенные в рекордно короткие сроки, были достаточно травматичными, именно поэтому приобщение к социальным идеалам Запада было поверхностным и во многом формальным. Социальная элита разделилась на западников, ориентирующихся на ценности западной культуры, и почвенников, отстаивающих собственный путь развития. Необходимо отметить, что это противостояние культурных ориентаций останется устойчивой парадигмой российского общественного сознания вплоть до эпохи современности.
16.2. Образование, наука, книжное дело
Требования времени привели к изменению системы образования в России. Рост промышленности, интенсивное развитие ее некоторых отраслей, создание регулярных армии и флота, рост городов и резкое увеличение количества городского населения, а следовательно, и формирование городской культуры усилили потребность в специалистах нового типа, подготовленных новой светской школой. Первыми в системе светского образования стали открытые в 1701 г. "Школа математицких и навигацких наук" и Пушкарская (артиллерийская) школа в Москве. Вскоре начали свою деятельность инженерная, медицинская, горная школы, а также "цифирные" школы в провинциальных городах (общим количеством более 40) для дворянских и подьячих детей, которых предписывалось без получения свидетельства об окончании школы "жениться не допускать". Однако уже в 20-е гг. дети духовенства были переведены в епархиальные училища, солдатские - в гарнизонные, а дворянские освобождены от пребывания в школах, которые и прекратили свое существование.
К распространению образования и наук в России приводили и практические потребности Российского государства, нуждающегося в исследовании новых территорий, а также их особенностей. Это приводило к развитию таких отраслей науки (преимущественно естественной), как минералогия, ботаника, биология, география и этнография: к примеру, первое этнографическое и географическое описание Камчатки было составлено В. Атласовым в 1697-1699 гг., в 1720 г. - опубликована первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Саймонова и К. Вердена, первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмидта в 1720-е годы обследовала Сибирь.
Соответственно развитию образования и науки ширится и типографское дело в Москве и Петербурге, издаются словари, различные справочники, специальные руководства, а также иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники. С введением нового, более простого шрифта (1710 г.), в создании которого принимал деятельное участие сам Петр, сферы светской и церковной книжности разделяются, что способствует распространению грамотности и развитию периодических изданий, первое из которых - газета "Ведомости" (издавалась с конца 1702 г.), начала публиковать внутреннюю и иностранную хронику, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Увеличение количества периодических изданий и расширение круга обсуждаемых ими проблем было использовано правительством для пропаганды проводимых реформ, а для нейтрализации негативной для государственного устройства информации учреждена официальная цензура в лице Синода.
16.3. Русское искусство Нового времени
Искусство Руси Нового времени стало входить в русло общеевропейского и впервые приобрело отчетливо выраженный светский характер. Существенно меняется архитектурный облик как гражданских, так и религиозных сооружений, основанных на ордерной системе. Законченным выражением принципов архитектуры нового времени стала Северная столица России - Санкт-Петербург, имевший, в отличие от радиально-кольцевой планировки большинства русских средневековых городов, складывавшихся стихийно, структуру рационально спланированного ансамбля.
Петербург стал воплощением культурных преобразований Петра, и на его строительство требовались такие затраты, которые потребовали оттока средств из других городов, где петровским указом, к примеру, было приостановлено каменное строительство (1714). В Петербурге впервые была введена практика типового проектирования зданий согласно состоятельности владельца. При этом "именитые" (помещики и богатые купцы) должны были строить двухэтажные каменные типовые здания с применением ордерной системы, "подлые" и "зажиточные" - маленькие и покрупнее мазанковые дома, фасадами не контрастирующие с первыми и основанные также на принципах ордерной архитектуры.
Вполне естественно, что первыми архитекторами, украсившими город монументальными постройками, были иностранные зодчие, из которых наиболее прославленный Д. Трезини стал автором проектов Петропавловского собора и Петровских ворот Петропавловской крепости, здания Двенадцати коллегий, Летнего дворца Петра в Летнем саду и др. Д. Трезини, А. Шлютер и М. Земцов развивали барочное направление в русской архитектуре начала XVIII в.
Точно так же к опыту мировой культуры приобщается и живопись, где решительно утверждаются новые жанры и техника. Ведущее место теперь занимают полотна со светскими сюжетами, выполненные маслом. Повсеместное применение находит прямая перспектива, сменившая обратную, а также изображение человеческого тела с учетом анатомии, более реалистичное, чем его трактовка в древнерусской живописи. Однако этот стиль, вполне отвечающий потребностям светского искусства, проникает и в церковную живопись, изымая из нее одухотворенность и условность, а мир иконы, ее пространство, профанизируется и лишается той ауры особенности, которая и делала ее предметом культуры.
Наиболее распространенным в это время становится жанр парадного портрета (в рост и погрудного, парного и двойного), наилучшим образом отвечающего требованиям классицизма и способствующего утверждению сословного самосознания и идеологии абсолютизма. Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И.Н. Никитина (портрет канцлера Г.И. Головкина).