Виртуальная реальность: сущность, особенности
13.1. Виртуальность как бытие в возможности: к истории термина
Термин "виртуальная реальность" появляется в конце 80-х гг. благодаря хакеру Жарону Ланье для обозначения "электронных устройств, вводящих их пользователя в новое измерение существования, в мир информации, в совершенно непривычную для человека дигитальную и интерактивную среду технологически продуцируемых симулякров всего того, что только может быть ему дано в опыте сенсорного восприятия действительности". Несколько позднее семантическое пространство понятия было расширено, и термин стал применяться для обозначения мира сетей.
Термин "виртуальный" (ср.-лат. virtualis - возможный) определяется как бытие в возможности, но не фактически. В английском языке существуют несколько иные оттенки значения данного слова - как фактического, действительного, являющегося по существу, реально, а не формально. В науке "виртуальное" в качестве специального термина и синонима возможного фигурирует, в частности, в механике, где "возможные перемещения" - бесконечно малые перемещения, которые совершаются точками механической системы, но не нарушают присущих системе связей. Виртуальные перемещения - чисто геометрическое понятие, вводимое в строительной механике исключительно с целью фиксации возможных для системы перемещений и определения условий равновесия и уравнений движения механической системы. В вычислительной технике имеется термин "виртуальная память", в электронике - "виртуальные электрон и катод", в эргономике - "виртуальный объект", предлагается идея "виртуального театра" (А. Арто), отмечаются "виртуально содержащиеся в мозге возможности к формированию способностей" (А.Н. Леонтьев).
Понятие "виртуальная реальность" в психологии означает выход из повседневности, выражающийся в особой раскрепощенности сознания, творческом полете, недетерминированности поведения, а также в опыте измененных состояний сознания. Виртуальная реальность противостоит константной повседневности как потенция - интенции, но эти реальности могут меняться качеством в момент перехода в мир виртуальный, становящийся в этот момент константным. В духовной практике подобные состояния известны, например, при переходе во "внутреннее тело", когда тело физическое отчуждается от субъекта, что сопровождается снижением чувствительности и уровня биологических потребностей. Попадание в виртуал на время эквивалентно духовному озарению, просветлению.
Необходимость введения понятия "виртуальное" в связи с категориями возможного и действительного аргументированно обосновывает М. Опенков, отмечающий, что европейская философия на протяжении всей своей истории пыталась апеллировать к актуально существующему. При этом основной из смыслообразующих оппозиций европейской ментальности была оппозиция "сущность-явление", где сущность понималась как некая существующая вечно основа, как причина явления, существующая постоянно, а явление представало в качестве порождения сущности и самостоятельным статусом существования не обладало. Данная оппозиция сознания непосредственно сопрягается с иными: "потенциальное - актуальное" и "возможное - действительное". Но "актуальное есть то, что присутствует здесь-и-сейчас, или существует в виде истинно-сущего мира парадигм, или в качестве актуальной бесконечности бога. Потенциальное есть то, что содержится в уже существующем, но еще не возникло. Но если содержится, значит, уже есть в особой форме, т. е. порождения не происходит. …Актуально существующего нет (вернее, едва есть). Оно либо иллюзорно вследствие быстротечности времени, либо находится вне материального мира". Возможность по-новому рассматривать актуально существующее появляется с введением категории виртуальности, определяемой автором как "существующей в исполнении, внутри некоторой динамической ситуации актуальности".
В качестве альтернативных могут выступать различные реальности, в том числе: реальность сновидения или состояние психического расстройства, реальность трудовой деятельности, игры, искусства, познания, общения и т. п. Характерно, что признание некоторых альтернативных состояний в качестве виртуальных реальностей позволило иначе взглянуть на проблемы наркомании, токсикомании, алкогольной зависимости и найти адекватные пути выхода из них. Проблема множественности реальностей, поставленная исследованиями С. Грофа, Т. Лири, К. Кастанеды, с открытием виртуальной реальности получила новые возможности для осмысления.
13.2. Особенности компьютерной виртуальной реальности
В исследованиях по проблеме виртуальной реальности выделяются следующие ее особенности:
- актуальность существования, т. е. существование без прошлого и будущего. В частности, утверждается, что медитация как разновидность виртуального существования открывает динамическое настоящее, бесконечное и безвременное, "вечное сейчас", а переживание виртуальности родственно переживанию вечности. В духовном мире не существует разграничения на прошлое, настоящее и будущее, которые сливаются в одном мгновении животрепещущего бытия. В подобном опыте Х.Л. Борхес видел озарение духа, некий прорыв вечности, воплощаемой не последовательностью новых прибавлений, а полнотой присутствия в любом из мгновений, бесконечность же при этом воспринимается как способ относиться к миру и пребывать в нем. Таким образом, виртуальная реальность как "атом вечности" понимается автором и как культурный символ, в котором осуществляет себя личность. Она предполагает:
- включенность в события, когда человек непосредственно проявляет себя действующим или пребывает в иллюзии действия;
- центрацию культурной перспективы, фокусирующейся в пространстве человека, где весь мир воспринимается ориентированным на него;
- сходство с состоянием сна, возможность ее осмысления через метафору сновидения;
- порожденность - продуцируемость виртуальных объектов взаимодействием человека и компьютера или активностью человека. Однако, по существу, все признаки виртуальной реальности можно свести к двум основным:
- динамической непрерывности настоящего, полному присутствию в нем, когда бытие здесь-и-сейчас подразумевает непричастность длительности, а человек пребывает лишь там, где он есть;
- снятию противоположностей между жизнью и смертью, реальным и воображаемым, прошлым и будущим.
Благодаря компьютерной виртуальной реальности человек погружается в искусственный мир, полностью имитирующий реальный. При этом программа, создающая виртуальную реальность, отличается от традиционных систем машинной графики по крайней мере по трем позициям:
- данная программа не только передает зрительную информацию, но и воздействует на иные органы чувств, включая слух и осязание, причем это воздействие воспринимается виртуалом как исходящее от субъектов и объектов виртуального мира;
- данная система интерактивно взаимодействует с человеком;
- при этом средства виртуальной реальности становятся нетрадиционными генераторами ощущений. Пользователь может ощутить прикосновение к предмету, существующему исключительно в памяти компьютера, лишь надев перчатку, снабженную датчиками. В виртуальной реальности распознаваемы такие виды движения, как перемещение (вертикальное, боковое и сагиттальное), вертикальный наклон, боковой крен, вращение.
Виртуальная реальность обладает определенными особенностями, которые исследователи называют особенностями пяти "i": intensive, interactive, immersive, illustrative, intuitive (интенсивность, интерактивность, иммерсивность, иллюстративность, интуитивность). Интенсивность системы связана с тем, что в виртуальной реальности пользователь должен активно взаимодействовать со средой - принимать информацию и реагировать на ее изменения. Интерактивность задается взаимодействием пользователя с компьютером, точнее, со средой, смоделированной им. Иммерсивность определяется степенью погружения субъекта в виртуальный мир, которая может быть проверена своеобразным "тестом увертывания", предложенным Майроном Крюгером. Достоверность виртуального мира доказывается инстинктивным стремлением человека увернуться от летящего в его голову камня, несмотря на осознание им ирреальности данного объекта. Иллюстративность виртуальной реальности проявляется в том, что информация, представляемая пользователю, является в максимально наглядной и эмоциональной форме, облегчающей ее восприятие, происходящее в идеале не на интеллектуальном, а на чувственно-эмоциональном, интуитивном уровне.
При вхождении в условное пространство компьютерной реальности человек практически не имеет возможности отличить реальный мир от мира виртуального, так как последний обладает высокой степенью достоверности. И иллюзорность виртуального мира по отношению к миру константному является относительной, достоверной лишь для внешнего наблюдателя, для виртуала же, находящегося внутри этого пространства, последнее обладает абсолютной реальностью и действительностью. Кроме того, само сознание имеет специфику достраивать, конструировать внешний мир, структурировать данный ему предметный материал, вносить в него определенный порядок, логику, удерживать разворачивающийся мир и ограждать его от разрушения, посторонних воздействий, планировать и ожидать дальнейшего развития событий.
Необходимо отметить, что различение типов реальностей является сложной философской проблемой. Дилемма реальностей, как известно, осмысливалась еще китайским мудрецом Чжуан-цзы, который однажды после пробуждения задался вопросом о том, кем он является - бабочкой, которой снится, что она - мудрец Чжуан-цзы, или мудрецом Чжуан-цзы, которому снится, что он - бабочка.
Р. Декарт считал, что не существует точных признаков, по которым можно было бы отличать, к примеру, реальность бодрствования от реальности сна. Единственным основанием для подобного различения философ считал связность событий, происходящих во сне и наяву. При этом событийность, явленная во сне, характеризуется фрагментарностью, мозаичностью, в то время как события яви могут быть соотнесены друг с другом без нарушения целостности, последовательности и причинности. Г.В. Лейбниц утверждал, что при различении реальностей основным аргументом может являться обусловленность будущих событий событиями прошлыми и настоящими. Однако связанность переживаний не может являться единственным основанием для распознавания сна и яви, реальности виртуальной и реальности истинной, так как существуют ситуации (к примеру, в случаях раздвоения личности), где субъект перестает существовать как целостность и проживает эпизоды двух автономно существующих реальностей, чередующихся между собой.
Причем, каждая из этих возникающих реальностей "задает сознанию человека определенный мир и отделена от других реальностей рамками условности (логика и события, действующие в одной реальности, теряют свою силу и жизненность в других). Несколько упрощая, можно сказать, что одна реальность отличается от другой событиями и их характером, логикой и закономерностями, порядком вещей и отношений". Более того, данные реальности соотносятся друг с другом по принципу иерархичности, где одна реальность может выступать как базовая для другой, в то время как последняя становится константной для виртуальности следующего порядка. В этом контексте особым смыслом наполняется вопрос о границах между реальностями, которые обозначаются именно в момент нарушения этих границ, т. е. в момент выхода из реальности. Системой данного нам мира, мира материального, является система жизнеобеспечения, границей - нарушение целостности этой системы, т. е. смерть, и если сознание не всегда оказывается готовым к различению реальностей и их границ, то биологическая жизнь возможна лишь в константной реальности, что и является отличительной особенностью последней.
Ученые отмечают, что стремление к выходу из действительной реальности, за пределы мира материального с его детерминизмом и взаимообусловленностью событий, его физическими законами, ограничивающими возможности и экзистенциальные потребности человека, и создание условного пространства, сакрального, лишенного будничности, наполненного особым смыслом, является антропологическим свойством.