Опубликован: 02.05.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 13:

Особенности финансов организаций малого бизнеса

ВСТУПЛЕНИЕ

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, - прежде всего это обслуживание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя.

Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и используя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства. Наибольшего эффекта по минимизации затрат достигают крупные компании из-за массовости производства и применения более эффективных технологических новшеств. Однако возможности крупных и средних предприятий остаются во многом нереализованными. Их потенциал может быть задействован через дополнительные выпуски акций, привлечение новых акционеров и повышение ответственности за результаты предпринимательской деятельности.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство новой продукции, товаров и ус луг. Однако это производство не становится массовым и серийным.

Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов. Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологии, повышение гибкости и оперативности.

Как показывает структура распределения числа малых предприятий по отраслям экономики, приведенная на рисунке, существенная их доля задействована в торговле и общественном питании - 46,8%. Это объясняется прежде всего сравнительно высокой привлекательностью данных сфер бизнеса с точки зрения прибыльности, реализации инвестиционных проектов и быстрым сроком оборачиваемости капитала.


Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики (в %)

Vladislav Dyk
Vladislav Dyk
Россия, Москва, МТУ МИРЭА, 2010
Николай Мирнов
Николай Мирнов
Россия, Москва, МГУ