Опубликован: 01.09.2010 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Сибирский федеральный университет
Лекция 13:

Внедрение объектов в документ HTML

Аннотация: Возможности и недостатки динамических HTML-страниц. Применение технологий Java, Flash, SVG, AJAX, Silverlight (обзор)

Как было показано в предыдущих лекциях, динамический HTML (под которым обычно подразумевают комплексную технологию работы с объектной моделью HTML-документа при помощи Javascript и CSS) позволяет превратить статические веб-страницы в интерактивные приложения. Можно "на лету" создавать и изменять любые элементы документа, можно реагировать на любые действия пользователя с документом. Теперь рассмотрим то, чего достичь средствами DHTML не удастся:

  • работать с графикой - создавать и изменять векторные (или точечные) изображения;
  • работать с медиа-контентом - воспроизводить аудио и видео (существующие решения используют посторонние по отношению к DHTML и браузеру технологии);
  • сохранять данные в файловой системе пользователя для последующего использования приложением (за исключением весьма ограниченных по своим возможностям cookies);
  • поддерживать непрерывную связь с сервером (что, в принципе, достижимо средствами Javascript и iframe, но, как правило, осуществляется при помощи технологий, описываемых далее).

Однако тенденция сделать приложения, выполняемые в браузере, полноценными, весьма сильна. С одной стороны, браузер для пользователя - это окно в информационный мир, и желательно, чтобы вид из него был максимально реалистичным и в то же время насыщенным разнообразными удобствами ИТ-цивилизации (виртуальный полет над Землей - хороший пример). С другой стороны, поскольку браузеры становятся все более сложными программами и в перспективе, вероятно, станут поддерживать огромное разнообразие форматов приема и выдачи информации, то для разработчиков становится удобным ориентироваться именно на браузер как средство взаимодействия с пользователем.

Существует и специальный термин для определения таких приложений - Rich Internet Applications (переведем это как "роскошные интернет-приложения"), сокращенно RIA.

В этой лекции мы рассмотрим, какие средства существуют для преодоления указанных недостатков за рамками HTML и CSS, а в следующей - как будут эволюционировать сами эти две технологии для преодоления собственных недостатков в ближайшем будущем.

Вообще, технологий расширения возможностей браузера создано очень много, и едва ли кто-нибудь сможет перечислить все: развитие не всегда шло централизованно, несмотря на существование консорциума WWW. Рассмотрим из них лишь самые основные, ключевые, имеющие практическую ценность на сегодняшний день.

Технология JAVA

Правильнее говорить о мире технологий Java: разработчики шутят, что, составив любую трехбуквенную аббревиатуру на J, вы с высокой вероятностью получите название одной из технологий, основанных на языке Java. Но здесь пойдет речь только о тех, которые запускаются в браузере, а это, в первую очередь, Java-апплеты.

Сам язык Java появился в начале 90-х годов прошлого века внутри компании Sun Microsystems, занимающейся, в частности, разработкой программного обеспечения. Целью его авторов было создание альтернативы C++ - языку, бескомпромиссному по эффективности работы программ, но и требующему чрезвычайно аккуратной работы программиста, что не всегда оправдано. Язык Java берет за основу проверенные временем приемы объектно-ориентированного программирования в C++, исключая те языковые механизмы, которые дают возможность программистам допускать наиболее разрушительные и трудноуловимые ошибки (в первую очередь это арифметика указателей, явное управление памятью и множественное наследование). Была добавлена языковая поддержка многопоточности и распределенных вычислений, созданы многочисленные библиотеки. С 1996 года поддержку Java включила в свой (тогда - самый популярный) браузер компания Netscape. В настоящее время "Java - повсюду" - в бытовой электронике, мобильных устройствах и, конечно, в веб-приложениях - как на серверной, так и на клиентской стороне.

Java-апплет - это программа, которая выполняется виртуальной машиной Java и отображается в окне браузера. С понятием "виртуальная машина" связана одна из ключевых идей Java: программа, написанная на этом языке, компилируется не в набор инструкций какого-либо конкретного процессора, а в специальный байт-код. Для запуска байт-кода на компьютере (или другом устройстве с вычислительными возможностями) должна быть установлена операционная среда ( Java Runtime Environment ), которая компилирует байт-код уже в "родные" ( native ) инструкции локального процессора. Главная привлекательная особенность такого подхода заключается в том, что программисту не нужно заботиться о кроссплатформенности своего приложения - эту заботу берет на себя операционная среда, реализованная для всех популярных платформ (Windows, Mac, Linux и т.д.). Операционная среда Java Runtime Environment распространяется бесплатно и используется для всех видов Java-приложений (а не только веб-приложений), поэтому она распространена достаточно хорошо.

Чтобы вставить апплет в веб-страницу, нужно применить еще один особый механизм HTML. Основная точка расширения HTML -это внедрение в документ объектов. Здесь "объект" - абстракция: он означает "все что угодно, если браузер сможет обработать это - возможно, при помощи дополнительной программы". В частности, Java-апплеты обрабатываются Java-плагином и виртуальной машиной Java.

Старый, но простой и неплохо работающий способ вставки апплета - использование элемента applet:

<applet code="AppletExample.class" width="600" height="400"></applet>

Браузер, обрабатывая такой элемент, создаст для апплета в документе прямоугольник 600*400 точек и запустит файл "AppletExample.class" (где находится байт-код) при помощи Java-плагина.

Элемент applet, однако, признан устаревшим, и взамен его стандартом HTML 4 рекомендован более универсальный элемент object (пригодный в принципе для любого содержимого, а не только для Java-апплетов). Правда, в его интерпретации между современными браузерами имеются разночтения - в первую очередь, разнится способ идентификации типа объекта ( classid ):

<!--[if !IE]> Для всех браузеров, кроме IE -->
<object classid="java:AppletExample.class" 
 type="application/x-java-applet">
  <!--<![endif]-->
  <!-- специально для MSIE  -->
  <object classid="clsid:8AD9C840-044E-11D1-B3E9-00805F499D93" 
 codebase="http://java.sun.com/update/1.5.0/jinstall-1_5_0-windows-i586.cab" >
    <param name="code" value="AppletExample" />
    <strong>Плагин Java не установлен.
      <br />
      <a href="http://java.sun.com/products/plugin/downloads/index.html">Его можно загрузить здесь.</a></strong>
  </object>
  <!--[if !IE]> -->
</object>
<!--<![endif]-->

Приведенная сравнительно громоздкая конструкция действительно неизбежна, если мы хотим следовать стандарту и в то же время не игнорировать нестандартное поведение браузера Internet Explorer. В примере элемент object вложен в другой элемент object. Дело в том, что, согласно стандарту, браузер, если он не в состоянии отобразить объект, то отображает его вложенное содержимое. В данном случае, если внешний объект отобразить не удается, то отображается внутренний; а если же и это невозможно, то отображается текст со ссылкой на страницу загрузки JRE.

Кстати, байт-код может быть размещен в Java-архиве ( jar ), и в этом случае разметка несколько изменится.

Приведем здесь пример простейшего апплета. Не ставя перед собой цели научить программировать на Java или Flash, мы все же считаем, что начинающий веб-разработчик должен быть сразу верно сориентирован в многообразном и запутанном мире интернет-технологий - необходимо иметь представление о ключевых технологиях, их возможностях и знать, как начать путь по их изучению и что ждет на этом пути.

1 import java.applet.*;
 2 import java.awt.*;
 3 import java.awt.geom.Ellipse2D;
 4 
 5 public class AppletExample extends Applet {
 6     @Override
 7     public void paint(Graphics g) {
 8         Graphics2D g2 = (Graphics2D) g;
 9         g2.setPaint(new GradientPaint(0, 100, Color.WHITE, 300, 600, Color.RED));
10         g2.fill(new Ellipse2D.Double(0, 100, 600, 200));
11 
12         g2.setColor(Color.BLUE);
13         g2.setFont(new Font("Arial", Font.ITALIC, 60));
14         g2.drawString("Здравствуй, мир!", 140, 210);
15     }
16 }
Листинг 19.1. Файл "AppletExample.java"

Нетрудно видеть, что непосредственно функционирование апплета описано в строках 9 - 14. Код апплета устанавливает для заливки двухцветный градиент - от белого в точке (0; 100) до красного в точке (300; 600), затем заполняет им эллипс, вписанный в прямоугольную область с левым верхним углом в (0; 100), шириной 600 и высотой 200 пикселов. И наконец, выводит надпись "Hello, World!" начиная с точки (140; 210) синим курсивом гарнитуры Arial и кеглем высотой 60 пунктов.

С точки зрения же структуры приведенного Java-кода (он должен быть сохранен в файле "AppletExample.java"), мы имеем пользовательский класс AppletExample, расширяющий стандартный класс Applet. В нем переопределяется ( @Override ) метод paint, т.е. метод рисования на экране. Метод принимает в качестве входного параметра объект типа Graphics, играющий роль холста для рисования и интерпретирует его как объект типа Graphics2D (который умеет больше, чем более старый класс Graphics - в частности, делать градиентную заливку и регулировать толщину линий). Используемые библиотеки перечислены в директивах import в самом начале кода.

Развертывание апплета JAVA на клиентском компьютере

Рис. 19.1. Развертывание апплета JAVA на клиентском компьютере
Юрий Шах
Юрий Шах

Профессиональный веб-дизайн: Введение в современные веб-технологии
Самостоятельная работа 4

"3. Создание внешней таблицы.

Теперь создайте таблицу с двумя строками. Во второй строке создайте две ячейки - в первую переместите таблицу цифр, а во вторую - таблицу знаков."

Как в ячейку <td> поместить таблицу? Таблица же сама состоит из ячеек. Исходя из задания следует, что <td> может быть родителем для <td>, но это противоречит правилам HTML?
Если не прав - поправьте.
Также прошу разъяснить, как именно выполнить занное условие - поместить в табличную ячейку таблицу цифр, а в другую ячейку - таблицу знаков? 

Елена Сапегова
Елена Сапегова

После прохождения теоретической части пришло письмо об окончании теоретической части курса, будет ли практическая часть?

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Николай Морозенко
Николай Морозенко
Россия