Опубликован: 11.11.2008 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Кабардино-Балкарский государственный университет
Лекция 1:

Введение в историю и предмет

Лекция 1 || Лекция 2 >
Аннотация: Рассматриваются история развития и предмет науки тестирования, базовые понятия тестологии

Видимо невозможно восстановить полную и точную историю тестов и тестирования. Тем не менее, попытаемся указать некоторые ключевые вехи в этой истории.

  1. Древний Вавилон. Проводились испытания выпускников в школах профессиональных писцов.
  2. Древний Египет. Использовалась система испытаний для собеседований и последующей проверки умений.
  3. Древняя Греция. Проводились испытания (например, в школе Пифагора) с помощью специальных математических задач повышенной сложности.
  4. Древний Китай. Использовались первые профессионально ориентированные испытания для претендентов на должность правительственного чиновника (прошедшие такое испытание с лучшими результатами принимались на государственную службу, остальные трудоустраивались сами).
  5. Древняя Индия. Использовались испытания на мудрость с помощью различных игр, например, с использованием шахмат, нард.
  6. Древний Вьетнам. Проводились регулярная аттестация и переаттестация всех гражданских чиновников и военнослужащих.
  7. Англия. Впервые использовались письменные работы для повышения мотивации учебной работы. Родоначальником тестирования часто называют английского ученого Френсиса Гальтона, который в 1884-1885 гг. проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории.
  8. США. Появилась первая книга с тестовыми заданиями по математике, истории, грамматике, навигации, текстами для сочинений, с использованием простейших статистических расчетов в педагогической работе.
  9. Германия. Проводились устные (в отличие от традиционных английских письменных) экзамены с комиссией не менее, чем из двух человек.
  10. Франция. Появились первые попытки тестирования интеллектуальных способностей детей с помощью специально созданных тестов для проверки интеллектуальности.
  11. Россия (досоветский период). До конца XIX века сколь-нибудь серьезная работа по тестированию не описана. Первые тесты появились в начале XX века и использовались как вспомогательный инструментарий проверки знаний.
  12. СССР. Наряду с вспомогательным использованием тестов и тестирования имелись и попытки отвержения и даже запрета тестирования. Например, в 1936 году было принято Постановление Совета Народных Комиссаров "О педологических извращениях в системе Наркомпроссов". Все это привело к застою в развитии тестирования на период с середины 30-х до конца 70-х годов.
  13. Современный мир. У истоков современной тестологии стояли представители американских и европейских школ психологии девятнадцатого и двадцатого веков: Бине, Векслер, Гилфорд. Отсчет современного тестирования ведут обычно от тестов, разработанных А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства просвещения Франции для отбора в спецшколы детей с задержкой интеллектуального развития. В последнее время отмечается повышенный рост интереса к тестам и тестированию во многих странах с целью поддержания определенного, хотя часто и минимального, государственного уровня всеобщей образованности. Например, в США, Германии, Франции, Австралии и других странах.

Тестирование имеет следующие основные преимущества перед другими педагогическими методами:

  1. строгость;
  2. объективность;
  3. технологичность;
  4. применимость ко всем группам испытуемых;
  5. интегрируемость;
  6. междисциплинарность;
  7. стимулирование мотивации и др.

Педагогическое тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет и свои недостатки.

Как и любой измерительный инструмент, тест имеет определенную точность и определенную погрешность, диапазон применимости. "Натаскивание на тесты" приводит лишь к знаниям справочного характера. Возможна и фальсификация результатов тестирования.

Приведем краткие необходимые сведения по тестологии на содержательном уровне, без использования сложной научной терминологии тестологии (с ней можно ознакомиться подробнее, например, по книге [1]).

Тест – система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установления характеристик обучения и их последующего анализа.

Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.

Тест состоит из тестовых заданий.

Тестовое задание – учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сконструировать такой вариант.

Педагогический тест – система тестовых заданий возрастающей трудности для эффективной оценки подготовленности обучаемых, их знаний, умений и навыков.

Педагогическое тестирование – это подготовка качественных тестов, проведение тестирования и анализ уровня подготовки тестируемых.

Классификация тестов проводится по различным признакам. Приведем основные.

  1. По процедуре создания – стандартизованные, не стандартизованные.
  2. По средствам предъявления – бланковые, натурные, компьютерные.
  3. По генерированию – детерминированные, стохастические, динамические.
  4. По направленности – интеллекта, личностные, достижений.
  5. По однородности – гомогенные, гетерогенные.
  6. По целям – информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные.
  7. По форме – закрытого типа, открытого типа, на установление соответствия, на установление правильной последовательности действий.
  8. По методологии интерпретации результатов – нормативно-ориентированные (по отношению к некоторому нормативному образцу) и критериально-ориентированные (для оценки степени овладения знаниями и умениями).

Есть и другие подходы к классификации тестов.

Наиболее важна (для целей данного курса) классификация тестов по форме.

Задание закрытой формытестовое задание, при выполнении которого испытуемый выбирает заключение из нескольких предложенных правдоподобных вариантов.

Задание на соответствиетестовое задание, при выполнении которого необходимо установить правильное соответствие между элементами двух множеств: объектов (субъектов, процессов) и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и т.п.).

Задание на установление правильной последовательноститестовое задание, при выполнении которого необходимо установить правильную последовательность операций, действий, событий.

Задание открытой формытестовое задание, при выполнении которого испытуемый самостоятельно формулирует заключение или подставляет пропущенное слово (слова).

Тестирование имеет три основных этапа:

  1. проектирование и разработка (выбор) теста;
  2. реализация процедуры тестирования;
  3. анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.

Тесты обладают следующими основными свойствами, нарушение любого из которых делает неприменимым тест.

Валидность – соответствие измеряемым знаниям, умениям.

Сложность – объем умственных усилий для выбора ответа.

Надежность – правильность и адекватность отражения уровня знаний.

Устойчивость – равнозначность для различных групп испытуемых.

Репрезентативность – полнота охвата учебного материала.

Значимость – актуальность включения в тест.

Достоверность – соответствие современному состоянию науки и методике обучения.

Гипотеза тестирования – основные педагогические условия, при которых идет проверка испытуемых.

Любые тесты должны быть валидны, достаточно сложны, надежны, объективны, устойчивы, репрезентативны, значимы, достоверны, научны, непротиворечивы, основаны на корректной гипотезе тестирования.

Согласно Аванесову В.С. [1,2] перечень знаний для проверки может иметь вид:

  1. знание названий;
  2. знание семантического смысла названий;
  3. фактуальные знания;
  4. знание определений;
  5. сопоставительные знания;
  6. классификационные знания;
  7. знание противоположностей;
  8. ассоциативные знания;
  9. знания причинно-следственных отношений;
  10. процедурные знания;
  11. технологические знания;
  12. обобщенные знания;
  13. оценочные знания;
  14. вероятностные знания;
  15. абстрактные знания;
  16. структурные знания;
  17. методологические знания.

Многие проблемы тестирования – недостаточно проработаны и эффективно исследуются в последнее время.

Лекция 1 || Лекция 2 >
Татьяна Кожушко
Татьяна Кожушко
Евгения Уразаева
Евгения Уразаева
Валерия Арутюнян
Валерия Арутюнян
Россия, Санкт-Петербург (Северо-Запад)
Галина Веревкина
Галина Веревкина
Россия, Апатиты