Здравствуйте,при покупке печатной формы сертификата,будут ли выданы обе печатные сторны? |
Интерфейсы, взаимодействие и изменение программ и данных
В данной лекции рассматриваются базовые понятия программной инженерии - интерфейсы, средства их представления, взаимодействие разноязыковых программ и преобразование типов данных. Представлены подходы к обеспечению интерфейсов программ, записанных в разных языках программирования (ЯП), методы преобразования неэквивалентных типов данных при взаимодействии модулей и программ.
Определены общие задачи неоднородности ЯП, платформ и сред, влияющих на установление связей между разноязыковыми программами, сформулированы пути их решения. Рассмотрены рекомендации стандарта ISO/IEC 11404-1996 по обеспечению независимых от современных ЯП типов данных.
Рассмотрены подходы к преобразованию форматов данных и данных в БД, а также методы изменения (эволюции) программ.
8.1. Задачи интерфейса при разработке программ
Общее определение. Интерфейс - это связь двух отдельных сущностей. Виды интерфейсов: языковые, программные, аппаратные, пользовательские, цифровые и т. п. Программный (API) и/или аппаратный интерфейс (port) - это способы преобразования входных/выходных данных во время объединения компьютера с периферийным оборудованием. В ЯП - это программа или часть программы, в которой определяются константы, переменные, параметры и структуры данных для передачи другим.
В программировании термин интерфейс олицетворяет собой набор операций, обеспечивающих определение видов услуг и способов их получения от программного объекта, предоставляющего эти услуги. На начальном этапе программирования в роли интерфейса выступают операторы обращения к ее процедурам и функциям программ через формальные параметры. Программы, процедуры и функции записывались в одном ЯП. Операторы обращения включали имена вызываемых объектов (процедур и функций) и список фактических параметров, задающих значения формальным параметрам и получаемым результатам. Последовательность и число формальных параметров соответствовало фактическим параметрам. Выполнение функции в среде программы на одном ЯП не вызывало проблем, так как типы данных параметров совпадали.
В случае, когда один из элементов (программа, процедура или функция) записаны на разных ЯП и, кроме того, если они располагаются на разных компьютерах, то возникают проблемы неоднородности типов данных в этих ЯП, структур памяти платформ компьютеров и операционных сред, где они выполняются. Понятие интерфейса, как самостоятельного объекта, сформировалось в связи со сборкой или объединением разноязыковых программ и модулей в монолитную систему на больших ЭВМ (mainframes) [8.1, 8.2].
Интерфейс играл роль посредника между вызываемым и вызывающим модулями. В нем давалось описание формальных и фактических параметров, производилась проверка соответствия передаваемых параметров (количества и порядка расположения), а также их типов данных. Если типы данных параметров оказывались не релевантными (например, передается целое, а результат функции - вещественное или наоборот), то производилось прямое и обратное их преобразование с учетом структуры памяти компьютеров. На рис. 8.1 приведена схема программы , в которой содержатся два вызова - и с параметрами, которые через интерфейсные модули-посредники и производят преобразование данных и их передачу модулям и . После выполнения и результаты преобразуются обратно к виду программы .
8.1.1. Интерфейс в ООП и в современных средах
Интерфейс в ООП.В ООП главным элементом является класс, включающий множество объектов с одинаковыми свойствами, операциями и отношениями. Класс имеет внутреннее (реализацию) и внешнее представление - интерфейс (табл. 8.1).
Класс | |
---|---|
Внешнее представление | Внутреннее представление |
Интерфейсные операции:
|
Реализация операций класса, определение поведения. |
Интерфейс содержит множество операций, описывающих его поведение. Класс может поддерживать несколько интерфейсов, каждый из которых содержит операции и сигналы, используются для задания услуг класса или программного компонента. Интерфейс именует множество операций или определяет их сигнатуру и результирующие действия. Если интерфейс реализуется с помощью класса, то он наследует все его операции. Одни и те же операции могут появляться в различных интерфейсах. Если их сигнатуры совпадают, то они задают одну и ту же операцию, соответствующую поведению системы. Класс может реализовывать другой класс через интерфейс.
Операции и сигналы могут быть связаны отношениями обобщения. Интерфейс-потомок включает в себя все операции и сигналы своих предков и может добавлять собственные путем наследования всех операций прямого предка, т.е. его реализацию можно рассматривать как наследование поведения.
Новое толкование интерфейса объектов дано в работе П.Вегнера [8.3], который сформулировал парадигму перехода от алгоритмоввычислений к взаимодействию объектов. Суть этой парадигмы заключалась в том, что вычисление и взаимодействие объектов рассматривались как две ортогональные концепции. Взаимодействие - это некоторое действие ( ), но не вычисление, а сообщение - не алгоритм, а действие, ответ на которое зависит от последовательности операций ( ), влияющих на состоянии разделенной ( , ) памяти локальной программы (рис. 8.3). Операции интерфейса ( и ) относятся к классу неалгоритмических и обеспечивают взаимодействие объектов через сообщения.
Вегнер рассматривает модель взаимодействия, как обобщение машины Тьюринга - распределенной интерактивной модели взаимодействия объектов с входными (input) и выходными (output) действиями и возможностью продвижения в ней потенциально бесконечного входного потока (запросов, пакетов) в заданном интервале времени.
Дальнейшим развитием идеи взаимодействия, основанного на действиях, является язык AL (Action language), обеспечиывющий вызовов процедур (локальных или распределенных) с разверткой каждого вызова в программу [8.4], состоящую из операторов действий. Программа из вызовов процедур рассматривается в AL как ограниченное множество конечных программ, взаимодействующих со средой, в которую они погружаются.
Интерфейс в современных средах и сетях.Появление разных компьютеров и их объединение в локальные и глобальные сети привело к уточнению понятия интерфейса как удаленного вызова (сообщения) программ, расположенных в разных узлах сети или среды и получающих входные данные из сообщений.
Сети строятся на основе стандартной семиуровневой модели открытых систем OSI (Open Systems Interconnection) [8.5]. Объекты уровней в этой модели связываются между собой по горизонтали и вертикали. Запросы от приложений поступают на уровень представления данных для их кодирования (перекодирования) к виду используемой в приложении платформы. Открытые системы предоставляют любым приложениям разного рода услуги: управление удаленными объектами, обслуживание очередей и запросов, обработка интерфейсов и т. п.
Доступ к услугам осуществляется с помощью разных механизмов:
- вызова удаленных процедур RPC (Remote Procedure Call) в системах ОNС SUN, OSF DSE [8.5, 8.6];
- связывания распределенных объектов и документов в системе DCOM [8.7];
- языка описания интерфейса IDL (Interface Definition Language) и брокера объектных запросов - ORB (Object Request Broker) в системе CОRBA [8.8];
- вызова RMI (Remote Methods Invocation) в системе JAVA [8.9, 8.10] и др.
RPC- вызов задает интерфейс удаленным программам в языках высокого или низкого уровней. Язык высокого уровня служит для задания в RPC-вызове параметров удаленной процедуры, которые передаются ей через сетевое сообщение. Язык низкого уровня позволяет указывать более подробную информацию удаленной процедуре: тип протокола, размер буфера данных и т. п.
Взаимосвязь процесса с удаленно расположенным от него другим процессом (например, сервером) на другом компьютере выполняет протокол UDP или TCP/IP, который передает параметры в stub- интерфейсе клиента stub-серверу для выполнения удаленной процедуры.
Механизм посылки запроса в системе CORBA базируется на описании запроса в языке IDL для доступа к удаленному методу/функции через протокол IIOP или GIOP. Брокер ORB передает запрос генератору, затем посылает stub/skeleton серверу, выполняющему интерфейс средствами объектного сервиса (Common Object Services) или общими средствами (Common Facilities). Так как брокер реализован в разных распределенных системах: CORBA, COM, SOM, Nextstep и др. [8.2], то он обеспечивает взаимодействие объектов в разных сетевых средах.
Вызов метода RMI в системе JAVA выполняет виртуальная машина (virtual machine), которая интерпретирует byte-коды вызванной программы, созданные разными системами программирования ЯП (JAVA, Pascal, С++) на разных компьютерах и средах. Функции RMI аналогичны брокеру ORB.
8.1.2. Интерфейс в среде клиента и сервера
В распределенной среде реализуется два способа связывания: на уровне ЯП через интерфейсы прикладного программирования и компиляторов IDL, генерирующих клиентские и серверные Stab. Интерфейсы определяются в языках IDL или APL, динамический интерфейс от объектаклиента к объектусервера и обратно выполняет брокер ORB. Интерфейсы имеют отдельную реализацию на ЯП и доступны разноязыковым программам. Компиляторы с IDL как часть промежуточного слоя сами реализуют связывание с ЯП через интерфейс клиента и сервера, заданного в том же ЯП [8.8, 8.11-8.13].
Интерфейс в IDL или в API включает описание формальных и фактических параметров программ, их типов и порядка задания операций передачи параметров и результатов при их взаимодействии. Это описание есть не что иное, как спецификация интерфейсного посредника двух разноязыковых программ (аналогично, как на рис. 8.1), которые взаимодействуют друг с другом через механизм вызова интерфейсных функций или посредников двух типов программ (клиент и сервер), выполняемых на разных процессах.
В функции интерфейсного посредника клиента входят:
- подготовка внешних параметров клиента для обращения к сервису сервера,
- посылка параметров серверу и его запуск в целях получения результата или сведений об ошибке.
Общие функции интерфейсного посредника сервера состоят в следующем:
- получение сообщения от клиента, запуск удаленной процедуры, вычисление результата и подготовка (кодирование или перекодирование) данных в формате клиента;- возврат результата клиенту через параметры сообщения и уничтожение удаленной процедуры и др.
Описание интерфейсного посредника не зависит от ЯП взаимодействующих объектов и в целом одинаково для всех вызывающих и вызываемых объектов. Посредник описывается в языке спецификации интерфейса IDL.
Интерфейсные посредники задают связь между клиентом и сервером (stub для клиента и skeleton для сервера). Их описания отображаются в те ЯП, в которых представлены соответствующие им объекты или компоненты. Эти интерфейсы используются в системах CORBA, DCOM, LAVA и др. Они предоставляют всевозможные сервисы разработки и выполнения приложений в распределенной среде. Системные сервисы подключаются к приложению с помощью брокера. Брокер обеспечивает интероперабельность компонентов и объектов при переходе из одной среды другую.
Под интероперабельностью понимается способность совместного, согласованного взаимодействия разнородных компонентов системы для решения определенной задачи.
К средствам обеспечения интероперабельности и передачи данных между разными средами и платформами относится, например, стандартный механизм связи между JAVA и C/C++ компонентами, основанный на применении концепции Java Native Interface (JNI), реализованной как средство обращения к функциям из JAVA- классов и библиотек, разработанных на других языках.
Эти средства включает в себя анализ JAVA-классов в целях поиска прототипов обращений к функциям, реализованных на языках C/C++, и генерацию заголовочных файлов для использования их при компиляции C/C++ программ. В средстве JAVA классу известно, что в нем содержится обращение не к JAVA-методу (он называется и для загрузки необходимых C/C++ библиотек добавляется вызов функции), ориентируется именно на такую связь. Данная схема действует в одном направлении - от JAVA к C/C++ и только для такой комбинации ЯП.
Еще вариант реализации аналогичной задачи предлагает технология Bridge2Java,которая обеспечивает обращение из JAVA- классов к COM-компонентам. В этих целях генерируется оболочка для COM-компонента, который включает прокси-класс, обеспечивает необходимое преобразование данных средствами стандартной библиотеки преобразований типов. Данная схема не требует изменений в исходном Java-классе и COM-компоненты могут быть написаны в разных языках.
Механизм интероперабельности реализован также на платформе . Net с помощью языка CLR (Common Language Runtime). В этот язык транслируются коды, написанные в разных ЯП (C#, Visual Basic, C++, Jscript). CLR разрешает не только интегрировать компоненты, разработанные в разных ЯП, а и использовать библиотеку стандартных классов независимо от языка реализации.
Такой подход позволяет реализовать доступ к компонентам, которые были разработаны раньше без ориентации на платформу . Net, например к COM-компонентам. Для этого используются стандартные средства генерации оболочки для COM-компонента, с помощью которой он представляется как . Net-компонент. При такой схеме реализуются все виды связей и для любых ЯП данной среды.