Куда нажать? Сумма на лс есть. Как можно получить распечатанный диплом ? |
Введение
В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфокарты в качестве устройств ввода данных, листинги в виде рулонов бумаги длиной порою до нескольких метров - в качестве носителя результатов машинной обработки, недельные, либо месячные временные интервалы - в качестве нормативных сроков обработки информации.
В последнее десятилетие ушедшего века ситуация претерпела качественные изменения. Если попытаться сформулировать "портрет" современной информационной системы масштаба предприятия в виде десятка тезисов, то мы увидим, что она имеет:
- в основе - методологию управления, направленную на достижение стратегических целей высшего менеджмента предприятия, выраженную в информационной системе в виде системы управляющих воздействий, регламентирующей деятельность пользователей,
- возможность доступа к данным для множества пользователей, объединенных в локальную сеть предприятия, а зачастую - и для пользователей, удаленных от центрального офиса на сотни и тысячи километров,
- средства коммуникации и элементы корпоративного решения задач коллективом пользователей;
- развитый, дружественный графический интерфейс конечного пользователя,
- режимы обработки оперативной информации, близкие к режиму реального времени,
- средства аутентификации и разграничения доступа, позволяющие дозировать информацию в соответствии с должностными обязанностями пользователя; высокий уровень защищенности от несанкционированного доступа,
- один или более серверов баз данных, суммарный объем которых измеряется в гига- или терабайтах; возможность обработки тысяч и миллионов записей при составлении отчетности,
- инвариантность (в определенных пределах) к аппаратным и операционным средам функционирования серверных и клиентских приложений,
- использование стандартизованных языков и протоколов для представления и манипулирования данными.
Основу информационной системы составляют "три кита". Это - база данных, как правило, реляционного типа, поддерживающая доступ на основе стандарта SQL, программные средства, обеспечивающие логику обработки данных, интерфейс пользователя.
SQL Structured Query Language – язык структурированных запросов. Согласно словарю IT-терминологии Гарднер, http://blogs.gartner.com/it-glossary. SQL – реляционный язык данных, предоставляющий согласованный, базирующийся на англоязычных ключевых словах, набор средств для организации запросов, определения, манипулирования и управления данными. Это – программный интерфейс реляционных систем управления базами данных (СУБД), разработанный IBM. Операторы SQL содержат:
- операторы языка обработки данных: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE (выборка, вставка, изменение, удаление);
- операторы языка определения данных CREATE и DROP (создание, удаление) для таблиц и индексов;
- операторы контроля целостности данных и авторизации.
SQL – точный (однозначно определенный) язык, базирующийся на логике предикатов. Он сложен для понимания конечным пользователем и предназначен для коммуникации между компонентами программного обеспечения.
Определение ИС
Далее по тексту информационной системой (ИС) 1Маглинец Ю.А. Разработка информационных систем. Часть 1, Структурные методы. - Красноярск.: Кларитеанум, 2004. - 120 с., либо автоматизированной ИС, АИС, будем называть программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.
Ключевым моментом в этом определении является понятие "целенаправленной деятельности". Речь идет о деятельности, направленной на решение конкретной задачи, стоящей перед пользователем (коллективом пользователей).
Некоторые исследователи (см., например, [1.1]) определяют ИС несколько иным образом. ИС в широком смысле - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Основные отличия такого подхода: 1) ввод пользователей системы "внутрь" ИС, 2) необязательность использования средств вычислительной техники. Такой подход также имеет право на жизнь. Так, например, в нем удобно прослеживать общую историю возникновения и развития систематических средств обработки информации в бизнесе, которая началась, очевидно, в докомпьютерную эпоху. Однако, так как целью нашего курса является изучение анализа требований к компьютерным системам обработки информации, будем пользоваться приведенным выше первым определением.
Рассмотрим примеры некоторых программных средств, являющихся, либо не являющихся ИС.
- 1С-Бухгалтерия 8.0. Используется в целях формирования бухгалтерской отчетности предприятия перед налоговыми органами. Является информационной системой.
- MS Excel. Программное средство универсального характера, предназначенное для манипуляций с данными, представленными в табличной форме автоматизации расчетов, формирования разнообразных диаграмм для анализа данных. Не является информационной системой.
- Книга MS Excel, содержащая сведения о штатном расписании, работниках предприятия и оснащенная макросами, позволяющими рассчитывать заработную плату и формировать платежные ведомости. Является информационной системой.
- Система Axapta Retail комплексной автоматизации деятельности сети розничных магазинов. Является информационной системой.
- Реляционная база данных DB-2 фирмы IBM. Не является информационной системой.