Планирование проекта
План управления проектом
Процесс разработки плана управления проектом есть процесс документации действий, необходимых для определения, подготовки, интеграции и координации всех вспомогательных планов. Корректно составленный план управления проектом является основным источником информации о том, как проект будет планироваться, оцениваться, контролироваться и закрываться. План управления проектом обновляется и редактируется в рамках процесса осуществления интегрированного управления изменениями проекта (см. соответствующий раздел), для поддержки версионности документа рекомендуется использовать лист управления документом, шаблон которого представлен в табл. 1.6.
План управления проектом может быть либо резюмирующим, либо детализированным и состоять из одного или нескольких вспомогательных планов и прочих элементов.
План управления проектом рекомендуется разделять на 3 блока по характеру содержащейся в них информации.
- Вспомогательные планы управления проектом, в число которых входят:
- Базовая линия проекта, состоящая из:
- Результаты анализа, проведенного проектной командой в отношении содержания, объема и сроков проекта.
Рассмотрению основных вспомогательных планов управления и элементов базовой линии проекта, равно как и описанию ключевых методов и процедур составления этих планов, посвящены отдельные разделы данной книги.
Формирование иерархической структуры проекта
Иерархическая структура работ ( ИСР ) - это ориентированный на результаты способ группировки элементов проекта, который упорядочивает и определяет общее содержание проекта. Работы, не включенные в ИСР, находятся за пределами содержания проекта [18].
Модель может быть выполнена графически, в виде древовидной структуры или в виде словесного описания. С ее помощью структурируется и определяется все содержание проекта.
Построение ИСР
Существуют два основных способа разработки ИСР: "сверху вниз" и "снизу вверх". Далее приводится описание подхода "сверху вниз".
- Сбор исходной информации.
Разработка ИСР станет более легким и осмысленным делом, если будет доступна следующая информация:
- требования заказчика;
- пул доступных ресурсов;
- конкретная проектная ситуация.
- Выбор типа ИСР
После получения необходимой информации о факторах, влияющих на структуру ИСР, необходимо определиться с типом построения ИСР: по жизненному циклу, по системам, по географическим зонам.
В соответствие с принципом, лежащим в основе построения ИСР по фазам жизненного цикла, на 1-ом уровне происходит разбитие проекта на фазы. Этот принцип следования естественному жизненному циклу проекта весьма популярен в некоторых отраслях и, в принципе, значительно упрощает разработку расписания проекта. Хороший пример использования такого типа структурирования ИСР - проект разработки программного обеспечения, состоящий из таких фаз, как определение требований, высокоуровневое проектирование, низкоуровневое проектирование, написание кода и тестирование. Принцип разбития по системам подразумевает разбитие на составляющие физические системы и отображение их на уровне 1 ИСР. Этот подход широко распространен в ряде традиционных производственных отраслей, в которых ИСР больше напоминает спецификацию производственного образца. Разбиение ИСР по географическим зонам практикуется, в частности, в сфере строительства, где уровень 1 ИСР проекта может состоять из здания A, здания B и т. д. Что касается следующих уровней ИСР, многие специалисты практикуют гибридные ИСР, сочетающие два или три метода.
При выборе способа структурирования ИСР рекомендуется следовать принятому на предприятии или в отрасли стандарту, это позволит избежать сопротивления новому методу, которое неизбежно возникнет.
- Определение степени детализации ИСР
Принимая во внимание тот факт, что число пакетов влияет на время и стоимость управления проектом, нужно выбрать такое количество пакетов работ, для управления которыми есть время и бюджет. Вообще говоря, пакетом работ мы будем называть основной элемент управления ИСР, дискретную задачу, имеющую определимые конечные результаты, за достижение которых отвечают организационные единицы. Очевидно, пакеты работ должны представлять небольшие результаты и быть управляемыми.
Для определения степени детализации ИСР нужна следующая информация:
- количество уровней в ИСР ;
- количество и средний размер пакета работ, принятые в отрасли. Так, для большинства средних и малых ИТ-проектов характерны
ИСР со следующей детализацией:
- от трех до четырех уровней;
- от 15 до 40 пакетов работ;
- от 40 до 80 часов на средний пакет работ;
- от 3% до 7% общего бюджета рабочих часов на средний пакет работ [18].
Несмотря на уникальность каждого проекта, ИСР предыдущего проекта часто может служить шаблоном для нового. Например, большая часть проектов внедрения ИС в конкретной организации будет иметь одинаковые жизненные циклы, а потому и одинаковые или схожие результаты каждой фазы. Шаблон ИСР представляет собой древовидную структуру работ, детализированную до уровня пакетов работ, которую можно адаптировать под конкретные проекты в конкретной области приложения.
Определение содержания проекта
Описание содержания проекта представляет собой формулировку проекта - что необходимо сделать. Процесс разработки предварительного описания содержания проекта описывает и документирует характеристики и границы проекта и связанные с ним продукты и услуги, а также методы приемки и управление содержанием.
Описание содержания должно позволять оценить желаемый результат и выступать в качестве основы для составления базового плана содержания, которому необходимо следовать при выполнении всех работ проекта. В известном смысле описание содержания проекта можно сравнить с границами проекта - он говорит о том, что выход за границы не допускается без санкции руководителя и что все находящееся в этих границах представляет собой пространство решений, в котором разрешается действовать команде проекта.
Автором данного документа является назначенный уставом проекта руководитель проекта, следовательно, данный документ пишется с позиции исполнителя проекта.
К информации, имеющей ключевое значение для составления описания содержания проекта, относятся:
- устав проекта;
- формулировка требований организации-заказчика;
- ТЭО;
- внутрикорпоративная методология управления проектами и соответствующие политики.
В табл. 2.1 приведены требования к описанию содержания проекта: перечислены обязательные разделы с необходимыми рекомендациями и пояснениями к их наполнению. Аналогично уставу проекта для поддержания версионности разрабатываемого документа и отслеживания его статуса рекомендуется использовать лист управления документом, шаблон которого был приведен в разделе об уставе проекта.
№ | Раздел | Пояснения |
---|---|---|
1. | Название проекта | Каждый проект должен иметь название, отражающее его суть и в то же время достаточно яркое для привлечения внимания. Утвержденное еще до момента подписания устава проекта, имя не меняется на протяжении жизненного цикла всего проекта |
2. | Цели и задачи проекта | Цель проекта формулируется, исходя из требований заказчика и указанной в уставе бизнес-причины проекта, при этом она не повторяет формулировки бизнес-цели, отраженной в уставе, а отвечает на вопрос, КАК эта бизнес-цель будет достигнута. Цель проекта должна представлять собой констатацию сути проекта и давать ответ на вопрос: "Какую уникальную ценность несет проект для клиента и для бизнеса компании?" В свою очередь, задачи проекта представляют собой действия по достижению цели проекта, выполняемые в рамках проекта. Таким образом, задачи проекта представляют собой требования к проекту, формируемые и корректируемые при помощи формальной процедуры построения "дома качества" (см. соответствующий раздел) |
3. | Требования к проектному решению и результаты проекта | Является элементом базового содержания проекта, входящего в план управления проектом. Описание характеристик реализуемого решения проекта и основных результатов проекта. Для обеспечения связи между требованиями заказчика и результатами проекта рекомендуется использовать функцию качества, точнее, ее вторую итерацию (см. соответствующий раздел). Выполнение работ, изложенных в описании содержания, должно привести к получению основных результатов. Результаты могут включать в себя как промежуточные, например, продукты начальных стадий проекта (описание архитектуры информационной системы), так и конечные (запуск информационной системы в продуктивную эксплуатацию и обеспечение поддержки). В качестве результатов проекта могут выступать как продукты, так и услуги. Информация о количестве и качестве в обобщенном виде тоже должна быть представлена в описании проекта |
4. | Границы проекта | Является элементом базового содержания проекта, входящего в план управления проектом. Границы проекта определяют в целом то, что включается в проект, чтобы исключить ситуацию, когда участник проекта ошибочно считает некоторый продукт, услугу или результат входящими в проект. Комплексное рассмотрение проекта подразумевает отражение явным образом функциональных, организационных, технологических и географических границ проекта. Функциональные границы проекта: бизнес-направления, бизнес-процессы, охватываемые проектом автоматизации. При модульной архитектуре внедряемой системы данным пунктом определяются функциональные модули ERP-систем. Организационные границы проекта: определяется, какие подразделения (включая юридические лица) должны участвовать в проекте - кто будет использовать и поддерживать ИС, от кого зависит выработка основных решений по требованиям к ИС. Организационные границы определяют максимальные границы обследования и область генерации требований к внедряемой ИС. Технологические: перечисление всех систем и существующих интерфейсов, которые связаны с реализацией рассматриваемого ИТ-проекта или будут им затронуты, с указанием процессов, поддерживаемых каждой из систем, и критичности каждой из систем для бизнеса. Географические: территориальное распределение проекта: указываются территориально удаленные объекты, подлежащие автоматизации в рамках проекта |
5. | Способ реализации проекта | Способ реализации проекта подразумевает перечисление инструментов, технологий и подходов, которые будут использованы для управления проектом и достижения поставленной цели. К таким элементам относятся:
|
6. | Первоначальная иерархическая структура работ ( ИСР ) до пакетов работ | Является элементом базового содержания проекта, входящего в план управления проектом. Иерархическая структура работ проекта - модель, раскрывающая проект уровень за уровнем до такой степени детализации, которая необходима для эффективного планирования и контроля проекта. Модель может быть выполнена графически, в виде древовидной структуры или в виде словесного описания. С ее помощью структурируется и определяется все содержание проекта. Информация о работах, как правило, доступна в описании используемой методологии (см. раздел, посвященный формированию ИСР ) |
7. | Потребность в ресурсах, штатное расписание и организационная структура проекта (трудоемкость, роли проекта, без указания конкретных сотрудников, структура подотчетности и управления проектом) | Потребность ресурсов определяется трудоемкостью работ, отраженных в разработанной ранее ИСР. При определении трудоемкости работ важным источником информации является используемая методология проектного управления (внедрения ИС). Организационная структура проекта также во многом определяется методологией и, кроме того, - культурой и внутренними политиками компании-заказчика. Помимо этого, на данном этапе рекомендуется разработать матрицу ответственности (RACI-матрицу), позволяющую распределить комплексную ответственность за задачи проекта (см.соответствующий раздел) |
8. | Укрупненный календарный план | Укрупненный календарный план разрабатывается на основе контрольных событий, информации из устава проекта и ИСР (работы уровня 1), кроме того, важным источником информации служит используемая методология проектного управления |
9. | Критические факторы успеха | Условия, обеспечение которых на проекте может быть залогом успеха. Например:
|
10. | Допущения проекта (со стороны исполнителя) | Набор условий, которые должны быть выполнены наряду с созданием продукта проекта для
достижения результата проекта. Допущения обуславливают риски проекта; во время проекта происходит их мониторинг. Пример допущений:
|
11. | Ограничения проекта (со стороны исполнителя) | Ограничение указывает на условие, которое нельзя нарушать в процессе создания продукта проекта, или условие, которому ни при каких обстоятельствах не должен удовлетворять продукт проекта. Ограничения к тому же указывают на возможности команды проекта по выбору вариантов для выполнения любых проектных работ [11]. Пример ограничений проекта: внесение изменений в содержание проекта производится... Обратите внимание, что при составлении описания содержания проекта ограничения формулируются со стороны организации-исполнителя об организации-заказчике |
12. | Связь с прочими текущими программами и проектами | Любое возможное взаимодействие с другими проектами должно быть отражено в описании содержания проекта. Недостаточно просто констатировать эту связь, необходимо указать, где и как проекты соотносятся друг с другом, а также детально описать, какие ресурсы подпадают под совместное использование и в каких функциональных областях организации и когда может вестись работа сразу над несколькими проектами |
13. | Первоначально сформулированные риски | На данном этапе, как правило, указываются уже известные риски и основные категории потенциальных рисков (например, внешние, организационные, процедурные, технические, юридические, репутационные и т.д. ). См. соответствующий раздел |
14. | Смета расходов с указанием порядка величин | Смета есть представление проектных затрат на проект по категориям, в качестве примера см. шаблон в соответствующем разделе. Для определения количества привлекаемых ресурсов используйте информацию из заполненного файла |
15. | Требования к управлению конфигурацией проекта | Указываются объекты управления конфигурацией проекта, в том числе проектная документация, внутренние политики и производимый продукт. См. соответствующий раздел |
16. | Критерии приемки результатов проекта | Являются элементом базового содержания проекта, входящего в план управления проектом. Представляют собой набор стандартов или правил, определяющих выполнение задачи с приемлемым уровнем качества. Приемка же самого продукта осуществляется в соответствии с рассмотренной ранее процедурой приемки результатов проекта (см. соответствующий раздел) |