Опубликован: 20.08.2004 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Новосибирский Государственный Университет
Лекция 8:

Производственные функции в моделировании жизненного цикла: модель фазы—функции

< Лекция 7 || Лекция 8: 123 || Лекция 9 >
Аннотация: Мотивируется необходимость отражения в моделях жизненного цикла производственных функций, выполняемых разработчиками. Эти функции должны связываться с контрольными элементами управления проектами, т.е. этапами жизненного цикла, но тем не менее они выполняются в течение всего периода развития проекта с разной интенсивностью. Описывается модель Гантера фазы—функции как основа построения развитых схем жизненного цикла, включающая отражение организационных и технических производственных функций. Показывается, как в модели фазы—функции можно учитывать итеративность (в традиционном понимании).

Чрезвычайно важным мотивом развития моделей жизненного цикла программного обеспечения является потребность в подходящем средстве для комплексного управления проектом. По существу, это утверждение указывает на то, что модель должна служить основой организации взаимоотношений между разработчиками, и, таким образом, одной из ее целей является поддержка функций менеджера. Это приводит к необходимости наложения на модель контрольных точек, задающих организационно-временные рамки проекта, и организационно-технических, так называемых производственных функций, которые выполняются при развитии проекта.

Наиболее последовательно такое дополнение классической схемы реализовано в модели Гантера в виде матрицы " фазыфункции " [11]. Уже из упоминания о матрице следует, что модель Гантера имеет два измерения:

  • фазовое, отражающее этапы выполнения проекта и сопутствующие им события1Термины " фаза " и " этап " в нашем изложении используются почти как синонимы: чаще употребляется слово " этап ", как правило, " фаза " может состоять из этапов, но не наоборот, что соответствует отечественной традиции. По отношению к названию модели Гантера укоренилось употребление термина " фаза ", что отвечает англоязычной традиции, следуя которой обычно говорят о " фазах ", а не об " этапах ". Иногда слово " этап " употребляется для обозначения контрольной точки (вехи), отмечающей конец фазы. В данном случае разнобой в терминологии путаницы не вызывает. ;
  • функциональное, показывающее, какие производственные функции выполняются в ходе развития проекта, и какова их интенсивность на каждом из этапов.

Фазовое измерение

В модели Гантера отражено то, что выполнение функции на одном этапе может продолжаться на следующем. На рис. 8.1 представлено фазовое измерение модели. Жирной чертой (с разрывом и стрелкой, обозначающей временное направление) изображен процесс разработки2Для моделей реальных проектов целесообразно длины отрезков между контрольными точками выбирать пропорционально оценкам временных соотношений между этапами. Если фактическое время выполнения этапа оказывается несоответствующим соотношениям на схеме, то это свидетельствует об ошибке планирования работ: неудовлетворительны либо предварительная оценка, либо темпы работы. Таким образом, хорошая модель жизненного цикла может рассматриваться в качестве важного инструмента планирования .. Контрольные точки и наименования событий указаны под этой чертой. Они пронумерованы. Все развитие проекта в модели привязывается к этим контрольным точкам и событиям.

Фазовое измерение модели фазы — функции

Рис. 8.1. Фазовое измерение модели фазы — функции

В данной модели жизненный цикл распадается на следующие перекрывающие друг друга фазы ( этапы ):

  • Этап исследования — начинается, когда необходимость разработки признана руководством проекта (контрольная точка 0), и заключается в том, что для проекта обосновываются необходимые ресурсы (контрольная точка 1) и формулируются требования к разрабатываемому изделию (контрольная точка 2).
  • Анализ осуществимости — начинается на этапе исследования, когда определены исполнители проекта (контрольная точка 1), и завершается утверждением требований (контрольная точка 3). Цель этапа — определить возможность конструирования изделия с технической точки зрения (достаточно ли ресурсов, квалификации и т.п.), будет ли изделие удобно для практического использования ; решение вопросов экономической и коммерческой эффективности.
  • Конструирование — начинается обычно на этапе анализа осуществимости, как только документально зафиксированы предварительные цели проекта (контрольная точка 2), и заканчивается утверждением проектных решений в виде официальной спецификации на разработку (контрольная точка 5).
  • Программирование — начинается на этапе конструирования, когда становятся доступными основные спецификации на отдельные компоненты изделия (контрольная точка 4), но не ранее утверждения соглашения о требованиях (контрольная точка 3). Совмещение данной фазы с заключительным этапом конструирования обеспечивает оперативную проверку проектных решений и некоторых ключевых вопросов разработки. Цель этапа — реализация программ компонентов с последующей сборкой изделия. Он завершается, когда разработчики заканчивают документирование, отладку и компоновку и передают изделие службе, выполняющей независимую оценку результатов работы (независимые испытания начались — контрольная точка 7).
  • Оценка — является буферной зоной между началом испытаний и практическим использованием изделия. Этап начинается, как только проведены внутренние (силами разработчиков) испытания изделия (контрольная точка 6) и заканчивается, когда подтверждается готовность изделия к эксплуатации (контрольная точка 9).
  • Использование — начинается ближе к концу этапа оценки, когда готовность изделия к эксплуатации проверена и может организовываться передача изделия на распространение (контрольная точка 8). Этап продолжается, пока изделие находится в действии и интенсивно эксплуатируется. Он связан с внедрением, обучением, настройкой и сопровождением, возможно, с модернизацией изделия. Этап заканчивается, когда разработчики прекращают систематическую деятельность по сопровождению и поддержке данного программного изделия (контрольная точка 10).
< Лекция 7 || Лекция 8: 123 || Лекция 9 >
Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Евгений Летенков
Евгений Летенков
Россия, Москва, РУДН, 2005
Алексей Корзинин
Алексей Корзинин
Россия