Опубликован: 03.06.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 2599 / 1493 | Длительность: 25:41:00
Специальности: Историк, Юрист, Преподаватель
Лекция 4:

Функции государства

< Лекция 3 || Лекция 4: 123 || Лекция 5 >

4.1. Понятие и виды функций государства

Функции государства - определяемые конкретным историческим этапом основные направления деятельности государства по управлению делами общества.

Функции государства имеют ряд характерных признаков:

  1. Функции государства конкретизируют его сущность и содержание, отражают интересы классов, социальных групп и всего общества в целом.
  2. Функции государства отражают разностороннюю деятельность государства как внутри страны, так и на международной арене.
  3. Функции государства не являются неизменной категорией. Они развиваются вместе с государством. С помощью своих функций государство на конкретном историческом этапе выражает свою социальную сущность.
  4. В функциях государства на различных этапах его развития проявляются присущие им особенности и закономерности образования государства, социально-экономические, политические и духовные преобразования в жизни общества.

Например, рабовладельческое государство имело несколько основных функций: 1) охрана частной собственности рабовладельцев от посягательств со стороны рабов, а также свободных малоимущих слоев населения; 2) подавление сопротивления рабов; 3) идеологическая функция, содержанием которой является оправдание мер, проводимых государством; 4) оборона страны и захват чужих территорий; 5) торговля и сотрудничество с другими государствами.

Функции государства меняются под воздействием условий, в которых существует государство на определенном историческом этапе. Государство выделяет совокупность основных проблем, которые необходимо решить. Соответственно определяются направления деятельности государства, устанавливаются приоритеты. С выполнением определенной задачи функция утрачивает свое приоритетное значение, либо исчезает совсем.

В период Великой Отечественной войны в СССР наиважнейшей функцией стало обеспечение обороноспособности страны, реформирование вооруженных сил под конкретные задачи военного времени. Все остальные функции государства были подчинены данной, даже социальные, идеологические и культурные функции были скорректированы под главную военную функцию.

Государство выполняет большое количество различных функций, поэтому целесообразно их классифицировать по определенным критериям.

По мнению ряда авторов, наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются сфера общественных отношений, в которых та или иная функция реализуется, а также организационное и юридическое содержание государственной функции.

Одной из главных классификаций является деление функций на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся такие направления деятельности государства, которые направлены на решение внутренних задач государства: экономическая, экологическая, охрана правопорядка, налогообложения, социальная функция.

Внешними функциями государства являются его международные направления деятельности, они связаны с поддержанием отношений с другими государствами: защита страны от внешней агрессии, внешнеэкономическое сотрудничество, сотрудничество в области науки и культуры и др.

Функции государства подразделяются также на основные (главные) и неосновные (второстепенные). Основные функции - это важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей. Основные государственные функции осуществляются всеми звеньями государственного аппарата и относятся к деятельности государства в целом, носят комплексный характер. Неосновные функции осуществляются в различных сферах жизни государства и группируются по различным основаниям.

На наш взгляд, данная классификация в достаточной степени условна, так как нельзя однозначно говорить о приоритете одной функции над другой, они реализуются в комплексе и имеют важное значение.

От функций государства следует отличать функции государственных органов, основные направления их деятельности, в которых реализуются их полномочия, установленные законом и обусловленные их местом в государственном механизме.

В юридической науке советского периода, а также в ряде современных научных трудов функции государства подразделяются на классовые и общесоциальные.

Под классовыми функциями понимаются функции непосредственного государственного воздействия на общество. В частности, классовыми следует считать экономическую, военную функции и др. Общесоциальными функциями считаются экологическая, социальная и т.д. Одни ученые (М. И. Байтин) утверждают, что чем большее количество общесоциальных функций реализует государство, тем более значительна роль государства как социального регулятора, средства достижения общественного компромисса. Другие авторы (М. Н. Марченко и др.) полагают, что круг общесоциальных функций очень невелик, они ограничиваются только рациональным природопользованием, внедрением новых технологий. Третьи авторы (В. М. Сырых) отмечают, что классовый подход к определению государственных функций неприменим, что представляется вполне справедливым в свете их многообразия и постоянного изменения.

Государственные функции осуществляются в определенных формах и путем специальных методов. Многообразие деятельности государства по реализации своих функций предполагает и разнообразие их форм.

В юридической литературе (М. И. Байтин) под формами осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев государственного механизма. Основными формами осуществления функций являются:

  1. Законотворческая деятельность - принятие уполномоченными представительными органами государственной власти законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
  2. Управленческая деятельность - основанная на законе исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов (например, Президента РФ) по реализации государственных функций в различных сферах жизни государства и общества.
  3. Судебная деятельность - реализация функций государства путем осуществления правосудия всеми судами на территории Российской Федерации.
  4. Контрольно-надзорная деятельность - реализация государственных функций путем осуществления всех видов государственного контроля и надзора. Особая роль в системе надзора за законностью принадлежит органам Прокуратуры РФ.

Каждая из вышеперечисленных форм служит определенным целям реализации функций государства и основывается на существующем в государственно-властном механизме РФ принципе разделения властей. Помимо данной широко распространенной классификации существует классификация форм реализации функций государства, в основу которой положена особенность характера деятельности государства и ее юридических последствий (В. М. Сырых).

Согласно этой классификации все формы реализации функций государства делятся на правовые и организационные. Правовые формы осуществления государственных функций предполагают деятельность, связанную с изданием правовых актов. К правовым формам относятся следующие виды:

  1. Правотворческая деятельность - форма осуществления государственных функций путем издания уполномоченными субъектами нормативных актов с целью установления, санкционирования, изменения или отмены правовых норм.
  2. Правоприменительная деятельность - деятельность государственных органов и должностных лиц по применению норм права путем издания индивидуальных юридических актов. Правоприменительная деятельность имеет две разновидности:
    1. Оперативно-исполнительная деятельность - юридически властная, исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов в процессе непосредственного и повседневного руководства в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сфере. Она осуществляется путем позитивного правоприменения - издания правоприменительных актов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
    2. Правоохранительная деятельность - деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране норм права от нарушений, защите прав и законных интересов граждан и организаций и обеспечению реализации возложенных на них юридических обязанностей. В процессе правоохранительной деятельности осуществляется негативное правоприменение, издаются приговоры и решения судов, акты прокурорского реагирования, постановления следователей и др. Они служат целям предупреждения и пресечения преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенных прав, реализации юридической ответственности.

Организационные формы реализации функций государства не влекут юридические последствия, но осуществляются в пределах правового регулирования. В науке выделяют организационно-хозяйственную деятельность, она предполагает материальное обеспечение выполнения различных государственных функций; организационно-воспитательную деятельность - организация воспитательной работы по обеспечению выполнения различных государственных функций.

Каждая государственная функция реализуется при помощи определенных методов. Основными методами государственно-властной деятельности являются методы убеждения и принуждения. Они соотносятся с различными формами осуществления функций государства. Например, правоохранительная деятельность осуществляется на основе методов принуждения, а все организационные формы на основе методов убеждения. В последнее время все большую актуальность приобретает использование метода поощрения, так как он является одним из эффективнейших средств реализации функций государства.

< Лекция 3 || Лекция 4: 123 || Лекция 5 >
Алёна Гаранская
Алёна Гаранская

В курсе "Теория государства и права" тест №10 соответствует лекции №11. А в самой лекции №11 теста нет. Исправьте, пожалуйста, данную проблему.

Татьяна Еланидзе
Татьяна Еланидзе

В курсе Теория государства и права не соотвествует тест № 2 лекции №2, а  относится к лекции № 3