Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой
1.1. Понятие механизма управления
Механизм управления следует рассматривать как составную (наиболее активную) часть системы управления, обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Факторы управления для предприятия могут быть внутренними (тогда речь идет о механизме управления предприятием) или внешними (тогда речь идет о механизме взаимодействия с другими предприятиями и организациями (рис. 1.1). Для предприятия предпринимательского типа характерно стремление к изменению состояния внешней среды в свою пользу, к приведению внутренних и внешних факторов в состояние взаимного соответствия, к согласованию интересов.
Механизм управления экономикой будет эффективен только в том случае, когда он усиливает мотивацию деятельности людей, а сдвиг
мотивов на объективные цели деятельности достигается на основе согласования выдвигаемых предприятием целей и интересов людей. Поскольку постановка цели является исходным моментом формирования мотивов, цель должна рассматриваться как важнейшая категория механизма управления.
Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных, правовых (а в ряде случаев политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства, научно-технического развития) и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный механизм управления должен формироваться как система экономических, мотивационных, организационных, правовых и политических механизмов.
Выделение механизмов по принципу однородности природы возможно по наличию в них ведущих признаков. Однако в целом затруднительно выделить какие-либо "чистые" механизмы, которые были бы лишь экономическими или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, стандартизацию продукции можно рассматривать как механизм координации деятельности субъектов хозяйствования в процессах жизненного цикла продукции, т.е. как организационно-правовой механизм. Однако устанавливаемые стандартами параметры отражают потребности общества, и в этом смысле стандартизацию можно рассматривать как социальный механизм. В свою очередь эти требования устанавливаются на основе экономически оптимальных решений, и, следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (механизм согласования экономических интересов).
Состав комплексного механизма управления на примере акционерного предприятия показан на рис. 1.2.
В него входят следующие механизмы.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ.
- Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.
- Акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства.
- Механизм воспроизводства основных фондов.
- Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие производства.
- Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.
2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ.
- Механизм мотивации научно-технического развития производства.
- Механизм мотивации высококачественного труда.
- Механизм мотивации предпринимательства.
- Механизм мотивации хозяйствования.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ.
- Структурные механизмы.
- Организационно-административные механизмы.
- Информационные механизмы.
4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ.
- Правоотношения с государственными органами.
- Правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий.
- Правоотношения в хозяйственной деятельности.
- Правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров.
5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ.
- Социально-экономическая политика.
- Внешнеэкономическая политика.
- Научно-техническая политика.
Следует отметить, что состав комплексного механизма управления предприятием зависит от его организационно-правовой формы. Так, в экономическом механизме акционерного общества присутствует акционерный механизм инвестирования и ре инвестирования в развитие производства. На предприятиях иных форм механизм инвестирования построен на других принципах. Имеются также различия в механизмах заемных средств и государственной поддержки.
Мотивационный механизм является более универсальным для всех организационно-правовых форм предприятий. Однако и в нем могут иметь место различия как в конкретном содержании мотивов, так и в мотивационной значимости целей деятельности.
Дифференциация организационных механизмов по организационно-правовым формам касается в основном структурных механизмов.
Управление развитием производства носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права.
1.2. Правовой механизм
Правовой механизм управления предприятием (организацией) призван осуществлять регулирование правоотношений между субъектами хозяйствования. Так как эти отношения носят преимущественно хозяйственный характер, объектами регулирования выступают хозяйственные правоотношения.
В правовом механизме можно выделить четыре группы правовых норм (схема 1.1):
- систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создания, реорганизации, ликвидации);
- систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-хозяйственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции, при реализации продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;
- систему норм, регулирующих правоотношения между органами государственной власти и управления (в пределах компетенции каждого уровня) и предприятиями различных организационно-правовых форм;
- систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).
Следует иметь в виду, что регулирующую функцию выполняет не сама норма права, а сформированная в рамках этой нормы мотивация деятельности и соответствующие этой мотивации экономические и организационные механизмы. Нормы права в процессе их реализации воздействуют на состав и действенность указанных механизмов (см. рис. 1.2).
Чтобы понять, каким образом правовые нормы влияют на изменение мотивов деятельности работников организации, представим мотивационный механизм производственно-хозяйственной деятельности в составе трех взаимодействующих мотивационных комплексов: мотивационного механизма научно-технического развития производства, в том числе инженерного творчества (), мотивационного механизма высококачественного производительного труда () и мотивационного механизма предпринимательства и хозяйствования (). Эти механизмы имеют ряд общих элементов и взаимно дополняют один другого. На рисунке 1.3 выделены четыре зоны взаимодействия: - взаимодействие механизмов и ; - взаимодействие механизмов и ; — взаимодействие механизмов и ; - взаимодействие механизмов .
Законодательные нормы сами по себе носят субъективный характер. Степень их объективности-субъективности зависит от того, насколько законодатель близок к объективному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов. Субъективный характер правовых норм не позволяет исключить противоречивый характер результатов воздействия одной и той же правовой нормы на различные механизмы, когда под влиянием этой нормы одни механизмы усиливаются, а другие ослабевают. Точно так же нельзя исключить противоречивый характер воздействия различных правовых норм на один и тот же механизм управления.
Так, установление в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) (в ред. от 28 декабря 2010 г.) возможной ответственности основного общества по обязательствам дочернего может способствовать созданию объединений акционерных обществ, что благодаря концентрации капитала будет усиливать мотивационную значимость (и, следовательно, повышать плотность мотивации) научно-технического развития производства (сравните множества на рис. 1.3 и 1.4). Однако тот же Закон устанавливает, что в случае банкротства дочернего общества или ущерба, нанесенного ему в результате выполнения обязательного для него распоряжения основного общества, ответственность последнего наступает только в случае, если оно (основное общество) заранее знало о последствиях своего распоряжения. Такая правовая норма неизбежно вызовет ослабление мотивации предпринимательства, так как предпринимательству свойственны рисковые действия, в которых всегда содержится вероятность неудачи. Основное общество при такой правовой норме будет подталкивать дочернее общество на необоснованный риск, а последнее, зная, что основное общество защищено от ответственности законом, будет заблаговременно опротестовывать его распоряжения (сравните множества на рис. 1.3 и 1.4). В результате исполнения указанных правовых норм мотивационный механизм может ослабевать, мотивационная значимость целей - снижаться, а область немотивированных целей - расширяться (см. рис. 1.4).
Для более полной оценки характера возможных изменений мотивации деятельности введем понятие "плотность мотивации".
Под плотностью мотивации будем понимать число разнообразных мотивов, направленных на достижение того или иного подмножества целей.
Чем выше плотность мотивации в достижении тех или иных целей, тем реальнее их достижение. Рассмотрим это утверждение более подробно.
Рис. 1.4. Характер возможных изменений множества мотивов деятельности и мотивационной значимости целей деятельности под влиянием правовых норм (сравните с рис. 1.3)
На рисунках 1.3 и 1.4 подмножество целей имеет плотность мотивации, равную трем (); подмножества и имеют соответственно плотность мотивации, равную двум () и единице (). Подмножества целей не имеют мотивационной значимости (плотность мотивации в достижении этих целей равна нулю: .
Отображение множеств мотивов на множестве целей помимо числа пересечений (плотности мотивации) характеризуется удельным весом целей (), мотивированных -м подмножеством мотивов. Для отображений, иллюстрируемых рис. 1.3 и 1.4, изменяется в интервале от 1 до 10.
Совокупность параметров характеризует структуру мотивации достижения множества (системы) целей. В таблице 1.1 показана структура мотивации рассматриваемых нами множеств целей.
Индекс указывает на расширение () или сужение () -го подмножества целей под влиянием воздействия правовой нормы. Определяется данный показатель по формуле
где
- | удельный вес -го подмножества целей до правового воздействия на мотивацию деятельности; | |
- | удельный вес -го подмножества целей, образованного под влиянием правового воздействия на мотивацию деятельности. |
Таблица 1.1
Как видно из таблицы, в результате негативного воздействия правовой нормы на мотивацию предпринимательства, несмотря на ее положительное влияние на мотивацию научно-технического развития производства, существенно сузились подмножества целей , достижение которых обеспечивалось высокой плотностью мотивации, и расширились подмножества немотивированных целей .
Расширение множества мотивов научно-технического развития в данном случае не компенсировало сужения множества мотивов предпринимательства.
Уровень мотивации системы целей в совокупности может быть оценен средней взвешенной плотностью мотивации
где
При этом
В рассматриваемом примере, когда достижение множества целей мотивировано тремя множествами мотивов, данный показатель определяется следующим образом:
Подставив в формулу значения плотности мотивации подмножеств целей, получим
Для случая, изображенного на рис. 1.3, ; на рис. 1.4 - . В обоих случаях плотность мотивации недостаточна, чтобы говорить о высоких шансах достижения поставленных целей. Негативные последствия воздействия правовой нормы (в данном примере) усугубляют положение.
Силу правового воздействия можно измерить индексом , характеризующим изменение средней взвешенной плотности мотивации под влиянием данного воздействия:
где
Для нашего примера сила правового воздействия равна 0,75.
Безусловным является следующее требование к выбору правовых норм для формирования правоотношений: индекс изменения мотивации под влиянием воздействия этой нормы должен быть больше единицы (), что будет означать усиление мотивации. Если же , то мотивация ослабевает. При этом важно обеспечить сужение подмножеств немотивированных целей ().
Рис. 1.5. Характер возможных изменений мотивации деятельности под влиянием правоотношений, складывающихся при реализации правовой нормы
Введение той или иной правовой нормы, регулирующей деятельность по достижению заданного множества целей, оправданно лишь в том случае, если ее реализация обеспечивает повышение плотности мотивации в соответствии со значимостью целей (рис. 1.5).