Форма обучения:
дистанционная
Стоимость самостоятельного обучения:
бесплатно
Доступ:
свободный
Документ об окончании:
 
Уровень:
Для всех
Длительность:
24:56:00
Студентов:
941
Выпускников:
113
Рассматривается современный правовой механизм управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий различных организационно-правовых форм.
Особое внимание уделяется регулированию правоотношений, возникающих в процессе создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в процессах внутренней организационно-экономической деятельности фирм, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности, в процессе торгового оборота продукции и производственных активов, при проведении процедур банкротства. Учебный материал включает содержательные схемы и таблицы, способствующие систематизированному восприятию, пониманию и запоминанию.
 

План занятий

Занятие
Заголовок <<
Дата изучения
Лекция 2
2 часа 59 минут
Вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
Субъекты хозяйственных правоотношений имеют вещные и обязательственные права. Вещные права определяются правом собственности на принадлежащее им имущество; обязательственные права - обязательствами, которые субъекты приняли на себя, вступая в хозяйственные отношения. Вещные и обязательственные права юридических лиц установлены ГК РФ.
Оглавление
    -
    Тест 2
    24 минуты
    -
    Лекция 4
    1 час 5 минут
    Особенности правового положения народных предприятий
    Особенности создания и правового положения народных предприятий (НП), права и обязанности акционеров этих предприятий и меры по защите их прав и интересов определены Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"(далее в рамках данной главы - Закон). Принятие этого Закона является радикальным нововведением в области организационно-правовых форм предприятий, позволяющим преодолеть или ослабить последствия целого ряда ошибок, допущенных в процессе приватизации. По сути Закона народным предприятием признается акционерное общество, в котором трудовому коллективу (работникам предприятия) принадлежит пакет акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Это означает, во-первых, что внешние акционеры при голосовании по принципу "одна акция - один голос" не будут иметь числа голосов, позволяющего им блокировать принятие общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам организации и деятельности общества, требующих большинства в ^{3}/_{4} голосов. Трудовой коллектив, таким образом, может по любому вопросу принять решение, отражающее его интересы. Во-вторых, акции народного предприятия, как будет показано дальше, менее мобильны, чем акции открытого акционерного общества (реже переходят от одного владельца к другому). Если сгруппировать особенности правового положения народного предприятия, установленные Законом, то можно сказать, что Закон: определяет модель акционерной собственности, в которой преобладают мелкие пакеты акций, распределяемые среди работников предприятий пропорционально их доле в оплате труда (или распределяемые по другому аналогичному параметру). Переход к такой модели позволяет значительно уменьшить имущественное расслоение работников предприятия и усилить хозяйственную мотивацию трудового коллектива; радикальным образом расширяет возможности акционерной демократии. Усиление демократии стало возможным в результате сочетания принципов "одна акция - один голос" и "один акционер - один голос" при принятии решений на общем собрании акционеров, расширения компетенции общего собрания и усиления контрольных функций со стороны трудового коллектива. Введение таких правовых норм позволяет повысить роль работников предприятия в управлении, что в свою очередь должно положительно отразиться на качестве управления, мотивации высококачественного производительного труда работников и хозяйственной мотивации коллектива; распространяет организационно-правовую форму народного предприятия на широкий круг предприятий различного масштаба (с числом работников примерно от 50 до 4000-5000) и предоставляет возможность преобразования в народные предприятия коммерческих организаций различных правовых форм, что создает перспективы широкого распространения народных предприятий по мере реализации ими своих преимуществ. Вместе с тем следует иметь в виду, что Закон снижает возможности самофинансирования развития производства, так как устанавливает определенную норму размещения акций среди внешних акционеров (менее 25% уставного капитала). Эта правовая норма ограничивает область распространения данной организационно-правовой формы (народного предприятия) производствами со стабильной и плодотворной технологиями, не требующими крупных инвестиций в их развитие.
    Оглавление
      -
      Лекция 6
      1 час 58 минут
      Правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
      Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи, разновидностями которого являются: договор розничной купли-продажи; договор поставки товаров; договор поставки товаров для государственных нужд; договор контрактации; договор энергоснабжения. Правовой институт купли-продажи положен также в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов: купля-продажа недвижимости; продажа предприятия как имущественного комплекса. Институт купли-продажи, кроме того, охватывает отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предприятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в порядке управления производственными активами. Общие положения ГК РФ, посвященные купле-продаже, должны применяться и к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или оказанных услуг, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав. Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Предметом договора являются: наименование товара (имущества сложного имущественного комплекса), его количество, условия, по которым стороны в момент заключения договора достигли соглашения или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, и вытекающие из этих условий обязательства сторон. Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий: сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ к числу существенных относятся следующие условия договора. 1. О предмете договора. Применительно к отдельным разновидностям договора купли-продажи предмет договора детализируется, а диспозитивные нормы, определяющие это существенное условие, дополняются специальными правилами. Например, по договору, предусматривающему поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, в котором не определены периоды поставки, товары должны поставляться помесячно (п. 1 ст. 508 ГК РФ). Покупатель при принятии товаров должен проверить их количество и качество и о выявленных несоответствиях или недостачах товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (ст. 513 ГК РФ). В отношении некоторых разновидностей договора купли-продажи с учетом существа возникающих из них обязательств законодатель расширяет предмет договора путем возложения на стороны дополнительных обязанностей. Так, по договору контрактации в предмет договорного обязательства, по которому обязанной стороной выступает производитель сельскохозяйственной продукции, включается обязанность последнего совершить дополнительные действия: вырастить или произвести сельскохозяйственную продукцию, подлежащую передаче заготовителю. В некоторых случаях законодатель ужесточает требования к заключению договора путем исключения возможности определения его существенных условий диспозитивными нормами. Например, договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор считается незаключенным, поскольку правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не подлежат применению (ст. 555 ГК РФ). 2. Условия, необходимые для договоров данного вида. К условиям договора, указанным в законе или иных правовых актах в качестве необходимых для договоров данного вида, в первую очередь относятся условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данного вида договора. Данные условия обычно содержатся в самом определении понятия соответствующего вида договора. Например, рассмотрев понятие договора поставки (ст. 506 ГК РФ) и отбросив из числа квалифицирующих признаков, выделяющих договор поставки в отдельную разновидность купли-продажи, те, которые не относятся к условиям договора, можно сказать, что помимо предмета договора и цены товара, являющихся существенными условиями всякого договора купли-продажи, существенным условием договора поставки (по признаку необходимости) следует признать также условие о сроке или сроках передачи поставщиком товара (товаров) покупателю. 3. Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Например, в соответствии с п. 1 ст. 339 ГК РФ в договоре о залоге должны быть предусмотрены: предмет залога, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Кроме того, ГК РФ содержит диспозитивные нормы, определяющие два из перечисленных существенных условий договора: а) правило о том, что заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором (ст. 338 ГК РФ); б) положение о том, что, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности: проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию (ст. 337 ГК РФ). 4. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если при заключении договора возникают разногласия сторон, то в отношении соответствующего условия одна из сторон должна прямо заявить о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко бывает так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например, о размере договорной неустойки за неисполнение обязательств, но затем выполняли условия договора. При возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сторон заявляет о том, что договор следует считать незаключенным, так как в свое время не было достигнуто соглашение по условию договора о размере неустойки. В подобном случае договор признается заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одна из сторон при заключении договора не заявила о необходимости достижения соглашения по спорному условию договора. Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-продажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара. В условиях достаточно широкой олигополиии, характерной для современных рынков, продавец и покупатель имеют возможность выбора потребителя (производителя). Более того, товаропроизводитель уже на стадии опытной разработки продукции планирует выбор своих позиций в конкуренции, предпочтительность тех или иных рынков и свой конкурентный статус на этих рынках. При этом он определяет свою ассортиментную политику, политику в области качества товара и ценовую политику. Стремясь продемонстрировать покупателю добротность своего товара, товаропроизводитель индивидуализирует свой товар посредством товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара. Государство со своей стороны содействует участникам рынка (сторонам договора купли-продажи), оказывая поддержку добросовестной конкуренции и ограничивая монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
      Оглавление
        -
        Лекция 7
        1 час 20 минут
        Правовое регулирование научно-технического развития производства
        Научно-техническое развитие производства по своему содержанию представляет собой сферу деятельности, в которой используются и взаимодействуют самые разнообразные знания, технологии и профессии. Само развитие становится возможным благодаря созидательному таланту человека, накоплению капитала и высококачественному труду. Оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и тем самым создает условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Правовые институты, как государственные (законодательные), так и корпоративные, должны содействовать научной организации этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управлению им.
        Оглавление
          -
          Лекция 9
          2 часа 26 минут
          Экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
          В настоящей главе рассматриваются наиболее важные механизмы регулирования производственно-хозяйственной деятельности, синтезируемые преимущественно из экономических и правовых составляющих, - экономико-правовые механизмы. Следует обратить внимание на взаимопроникновение рассматриваемых здесь механизмов в процессе их использования. Так, механизм кредитования предприятий способен усилить действенность механизма расчетов между предприятиями и, наоборот, успешное использование механизма расчетов позволяет расширить возможности механизма кредитования, превращая его в механизм инвестирования в расширение и научно-техническое развитие производства. В свою очередь умелое применение указанных механизмов при наступлении опасности банкротства предприятия делает более реальной возможность осуществления процедур реорганизации (оздоровления или конверсии деятельности), что позволит избежать в большинстве случаев ликвидации предприятия.
          Оглавление
            -
            Тест 9
            33 минуты
            -
            Лекция 10
            2 часа 2 минуты
            Проявления монополистической деятельности и ее ограничение
            Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в ГК РФ (ст. 10, 57, 1033, 1222), специальных антимонопольных законов: Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 26 июля 2006 г.); Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23 ноября 2009 г.); федеральных законов от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 25 декабря 2008 г.); от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 28 сентября 2010 г.); от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 9 ноября 2010 г.), а также ряда нормативных актов разной юридической силы. Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.
            Оглавление
              -
              1 час 40 минут
              -