Опубликован: 03.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1309 / 198 | Длительность: 44:47:00
Лекция 11:

Малый бизнес в современной системе международных конкурентных отношений

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >

Наряду с крупными корпорациями, в том числе гигантскими международными ТНК, деятельность которых относится к большому бизнесу, одним из активных операторов международного бизнеса являются малые и средние предприятия, деятельность которых составляет малый международный бизнес.

11.1. Место и тенденции развития малого бизнеса в мировой экономике

Структура современной мировой экономики характеризуется сочетанием крупных и мелких форм производства и, соответственно, большого и малого бизнеса во всех сферах хозяйствования, в том числе во внешнеэкономических связях. Такое сочетание вполне естественно, поскольку экономика не может состоять только из крупных или только из мелких фирм и сводиться исключительно либо к большому, либо малому предпринимательству. Хозяйственное поле всегда шире. Оно складывается из разных по размерам капитала и производства предприятий и осуществляемого этими предприятиями разномасштабного бизнеса, в том числе международного.

Обычно считают, что базой развития любой национальной экономики а следовательно, и мировой экономики в целом, лидером хозяйственного роста выступает крупное производство и большой бизнес, поскольку последний является "носителем" основной части хозяйственных процессов, источником их финансирования, инициатором продуктовых нововведений и новых механизмов мировой экономики.

Малый же бизнес рассматривается как остаточная, дополнительная форма производства, являющаяся в лучшем случае "цеховым придатком" большого бизнеса, а в отдельных вариантах - неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Проблема, однако, заключается в том, что ни статистические данные, ни эволюция предпринимательства в мировой экономике не подтверждают как данность указанные выше концепции и предположения. Статистика свидетельствует о том, что мелкие формы производства занимают больший, чем крупные предприятия, удельный вес в производстве ВВП, численности занятых и общем количестве действующих предприятий в экономике большинства стран.

Так, в развитых странах доля малых и средних предприятий (МСП) в валовом внутреннем продукте характеризуется чрезвычайно высоким уровнем, превышая во многих случаях 50%, а в некоторых странах доходя до 60-70% ВВП. Еще больший удельный вес МСП имеют в общем количестве предприятий (в ряде случаев он достигает 95-98%) и совокупной численности занятых (до 60-80%). Не менее весомы указанные макропоказатели по развивающимся странам, где доли МСП в ВВП, численности занятых и общем количестве предприятий по подавляющему числу стран превышают 50%-ный рубеж. Причем такое положение характерно для длительного времени и проявляется практически на всех пройденных национальными и мировой экономиками стадиях развития, т.е. как в аграрной и индустриальной, так и в современной постиндустриальной моделях их функционирования.

Что касается эволюции предпринимательства, то ее динамика в условиях рыночной экономики содержит движение от мелкого бизнеса к крупному, но не сводится только к нему, а включает, согласно хозяйственной практике второй половины ХХ в. - начала нынешнего столетия, и обратное движение: от крупного к мелкому бизнесу, разукрупнение ранее сложившихся производственных агломератов-гигантов и все более широкое использование мелких форм производства. Происходит своеобразный "ренессанс" мелкого предпринимательства.

Следует отметить, что доля малого бизнеса в мировом внешнеэкономическом обороте несколько ниже, чем по национальным экономикам отдельных стран (МСП дают в среднем 25-30% объема мирового экспорта). Однако это не означает, что малый бизнес является маломощным хозяйственным течением и недостаточно весомым по значимости для международного хозяйственного общения. Все дело в том, что значительную часть мирового хозяйственного оборота занимают ТНК, которые часто стремятся к "закрытому" бизнесу. Они создают свои дочерние подразделения, филиалы, ассоциированные компании и т.п. в зарубежных странах, налаживают оборот между ними и с материнской компанией на основе внутрифирменных норм и условий, в том числе так называемых трансфертных цен. В результате хозяйственный обмен в рамках ТНК в определенной мере как бы обосабливается в изолированный "анклав" мировой экономики, по существу, выключается из обычных международных экономических отношений, становится обособленным сектором мировой экономики.

Малые предприятия, напротив, являются "свободным" субъектом мировых экономических отношений, как правило, действуют и выступают за "открытый" мировой рынок, на основе общепринятых норм и правил международной торговли.

С чем связан современный "ренессанс" малого бизнеса? Можно ли указанные выше статистические параметры развития малого предпринимательства по национальным экономикам рассматривать в качестве ориентира внешнеэкономической политики и стимулировать долевое участие МСП в международном бизнесе в тех же пропорциях, что и во внутренней экономике? В чем значимость и ценность малых форм производства для бизнеса?

Ответ на поставленные вопросы определяется в первую очередь соответствием малого предпринимательства современной структуре и потребностям мировой экономики и мирового рынка, характеру складывающихся в их рамках рыночных отношений и необходимому для их нормального развития конкурентному механизму - так называемой новой конкуренции. Более того, значимость и ценность малого предпринимательства для мировой экономики определяется не просто указанным соответствием, а тем, что оно объективно, структурно обеспечивает и поддерживает наличие конкурентной рыночной среды в экономике стран - участниц мирохозяйственных связей, а следовательно, и в мировой экономике в целом. Существование в экономике слоя малых и средних предприятий не допускает ее полной, стопроцентной монополизации как в разрезе отдельных отраслей, так и на уровне национальных хозяйств и мировой экономики в целом.

Создание и поддержание конкурентной рыночной среды - основная, базисная функция малого предпринимательства, определяющая и оправдывающая его существование на всех этапах эволюции мировой экономики и во всех ее функциональных моделях - либеральной, корпоративной, социально-рыночной.

Конкуренция между секторами крупных и малых фирм и внутри этих секторов максимизирует продуктивность международного бизнеса. Однако при его развитии по мере эволюции мировой экономики происходят изменения в экономических основах конкурентных отношений, а также в методах и средствах конкуренции, что естественно оказывает влияние на участие МСП во внешнеэкономических связях, а также на взаимодействие крупного и мелкого предпринимательства в сфере международного бизнеса. На современном этапе определяющим фактором указанных процессов выступает так называемая новая конкуренция.

11.2. Влияние новой конкуренции на участке МСП в мирохозяйственных связях

Что собой представляет новая конкуренция и в чем ее отличие от прежней, старой конкуренции?

Хозяйственной платформой новой конкуренции является гибкая специализация производства - новая производственная система и концепция, внедряемая фирмами - участницами мирохозяйственных связей в практику хозяйствования под давлением дифференциации рыночного спроса и индивидуализации поставляемой на рынок продукции, оттесняющей массовое крупносерийное производство стандартных товаров.

Старая конкуренция в первую очередь опиралась на большой бизнес, который действовал на платформе массового стандартизированного производства, дававшего ему возможность использовать эффект масштаба и организовывать крупносерийное низкозатратное производство. Снижение издержек производства являлось в тех условиях главным инструментом конкурентной борьбы.

Чтобы прийти к успеху в условиях новой конкуренции, необходимо своевременно реструктурировать предприятия в соответствии с совершенно отличающимся от прежних производственными концепциями. Поэтому новая конкуренция - это конкуренция новых по стратегии, организации производства и бизнес-культуре фирм. Так же как появление большого бизнеса с его концепциями массового крупномасштабного производства на рубеже XIX-XX вв. было проявлением новой конкуренции тех времен, так и сегодня переход к "гибкому бизнесу", базирующемуся на новой производственной системе, определяемой как гибкая специализация производства, связан с возникновением новой конкуренции текущего времени. Для того чтобы действовать при этой конкуренции, необходимо создать предприятия, способные конкурировать на новых основаниях. Именно здесь и проявляется роль малого бизнеса.

В современных условиях, которые определяются как новая конкуренция, меняется прежде всего потребитель и его взаимодействие с производителем поступающей на рынок товарной массы. Современный потребитель рассматривает себя, как правило, уже не только как рядового члена общества, а как личность, наделенную правом на индивидуальность, творческий подход к удовлетворению своих потребностей и соответствующий "образ жизни". Под сложившийся в его представлении стиль жизни, а не исходя из издержек производства соответствующей продукции он подбирает одежду, обувь, пищу, холодильник, автомобиль и пр. Например, при покупке автомобиля покупателю нет дела до затрат на его производство. Он не спрашивает у поставщика: "Какие у тебя затраты?" Покупателя привлекает современный дизайн, конструкция, скоростные характеристики, экономичность, надежность, безопасность, окраска автомобиля и другие параметры, которые должны соответствовать его вкусам и предпочтениям.

В результате новых требований со стороны покупателя к поставляемой на рынок продукции меняется не только потребитель. Меняется сам товар. Раньше, в период массового стандартного производства, залогом успешного сбыта товара было его соответствие стандартам, а теперь наоборот - нестандартность, новизна, оригинальность, внешний облик, соответствие моде, удобство и простота пользования.

И наконец, под влиянием потребностей индивидуализации продукции и спецификации потребительских предпочтений меняется характер рынка, ширится дифференциация рыночного спроса, происходит его все более дробная сегментация, формирование в рамках рынка нишевых структур.

Отмеченные тенденции на стороне потребления, рынка и товарной массы действуют в направлении укрепления позиций мелкого предпринимательства в мирохозяйственных связях, так как дробная структуризация, нишевание мирового рынка в большей мере соответствуют возможностям и масштабам мелких форм производства, чем огромное пространство единого мирового рынка. Конечно, гибкими могут быть и малые, и крупные предприятия. Однако шкала и возможности гибкости у них разные, что предопределено объективными обстоятельствами.

Так, возникающие на основе специфического спроса небольшие по емкости сегменты мирового рынка не выгодны для крупных предприятий. Большой бизнес не заинтересован в их освоении. Мелкие формы производства, узкоспециализированные и маневренные малые предприятия, которые к тому же, как правило, лучше знают свою клиентуру и близки к рынку, наоборот, адекватны его дифференцирующейся структуре, готовы удовлетворять требования отдельных ниш, способны быстро изменить свою специализацию.

Рыночная среда становится в большей степени, чем ранее, адекватной малому бизнесу также и по той причине, что мелкие предприятия в большей мере, чем крупные корпорации, подготовлены к немедленному заполнению ниш, возникающих на международных рынках и в сфере международной торговли, в силу своей большей проникающей способности, высокой эластичности в отношении меняющейся конъюнктуры, возможности быстро реагировать на спрос и перестраивать в соответствии с ним всю хозяйственную структуру, поскольку мелкие формы производства не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом, не отягощены крупными финансовыми обязательствами и не скованы управленческой бюрократией и иерархией.

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >
Андрей Кудырский
Андрей Кудырский

Чтоб сдать данный тест, пришлось рыскать по всему учебнику, вплоть до 33-ей лекции. Хотелось бы, чтобы при прохождении теста проверялось то, что было изучено непосредственно в теме..