Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Опубликован: 10.04.2014 | Доступ: свободный | Студентов: 921 / 246 | Длительность: 02:27:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 2:

Наиболее популярные бизнес-модели для мобильных приложений. Магазины приложений

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Аннотация: Рынок мобильных приложений показывает хорошую положительную динамику и привлекает внимание венчурных инвесторов, что делает его самым привлекательным для запуска собственного стартапа. Многие начинающие предприниматели, создавая свое приложение, не задумываются о том, как оно будет зарабатывать или же откладывают принятие решения о выборе бизнес-модели на потом. В любом случае, если вы решили заниматься предпринимательством, то бизнес-модель вам понадобится, ведь лучше как можно раньше понять, как и на чем вы сделаете свой первый миллион.

Бизнес-модели

Презентацию к лекции Вы можете скачать здесь.

Бизнес-моделей для мобильных приложений не так уж и много и все они пришли в эту сферу из технологического предпринимательства, а именно из интернет-стартапов. Давайте перечислим самые популярные бизнес-модели в сети Интернет:

  • платные сервисы, в т.ч. SaaS;
  • рекламная модель;
  • E-commerce (торговля);
  • Freemium / Free-to-play.

Бизнес-модели для мобильных приложений появились путем переноса этих моделей на мобильные платформы.

Платные приложения

Это самый простой и очевидный вариант. Иногда такая модель называется "Pay for Download". В магазине мобильных приложений вы выставляете цену, которую платит клиент за скачивание вашего приложения, и всё.

Из плюсов такой модели можно отметить простоту: доход от такого приложения можно просчитать как произведение количества скачиваний на цену приложения за вычетом комиссии магазина, если таковая имеется.

При такой модели не следует забывать, что если ваше приложение стоит 1 доллар, то вам нужно очень много пользователей, чтобы обеспечить хороший денежный поток. Многие магазины приложений не позволяют размещать trial-версии приложений, а значит, пользователям придется покупать кота в мешке, а вам - тратить средства на убеждение пользователей, т.е. на рекламу и продвижение.

Главная проблема при такой модели - создать то, что очень нужно пользователям и убедиться, что не существует бесплатных аналогов, которые решают такую же проблему не хуже вашего продукта.

Недавнее исследование компании Flurry показало, что 90% приложений в App Store являются бесплатными, а, к примеру, в 2011 году 80% приложений были бесплатными.Бесплатные приложения преобладают и на платформе Android.1Статья "The History of App Pricing And Why Most Apps Are Free" http://blog.flurry.com/bid/99013/The-History-of-App-Pricing-And-Why-Most-Apps-Are-Free

Рекламная модель

Это более сложный вариант с точки зрения расчета экономической модели. В рекламной модели есть два не исключающих друг друга варианта действий.

Можно зарабатывать на показе рекламы. Реклама может быть как полноэкранной, так и занимать лишь часть экрана. Как и в настольном варианте, вы можете получать деньги за показы рекламы и за конкретные действия, которые совершит пользователь (например, скачивание другого приложения, регистрация на странице рекламодателя и т.д.).

Можно зарабатывать на отказе от просмотра рекламы, т.е. ваши пользователи платят вам деньги, чтобы отключить показ рекламы. Такой вариант может быть реализован как внутри одного приложения (функция "Отключить рекламу"), так и путём выпуска двух версий приложения:

  • бесплатной, но с показом рекламы;
  • платной, но без показа рекламы.

Отдельно рассмотрим преимущества и недостатки рекламной модели.2Презентация "Mobile Application Business Model" http://prezi.com/3rul3m2tqtm-/mobile-application-business-model/ В преимуществах рекламной модели можно выделить следующее:

  1. Пользователи будут скачивать ваше приложение, т.к. оно бесплатное.
  2. Рекламодатели готовы платить чаще, чем пользователи.

Минусы у этой модели тоже есть:

  1. Стоимость рекламы в мобильных приложениях на настоящий момент гораздо ниже, чем в настольных приложениях и обычном Интернете.
  2. Сложность таргетирования рекламы.
  3. Маленький экран может привести к тому, что объявление станет нечитабельным.
  4. Переизбыток рекламы в приложении может испортить впечатление о приложении и привести к тому, что потребители перестанут им пользоваться и поставят вам низкие оценки в магазине.

M-commerce

Эта модель появилась при переходе электронной торговли E-commerce на мобильные устройства. С появлением смартфонов M-commerce стала активно развиваться и по темпу роста перегнала E-commerce, если сравнивать соответствующие периоды развития обеих моделей

Первым опытом использования M-commerce можно считать отправку платных SMS-сообщений для получения доступа к чатам, сайтам или любому другому контенту. Дальнейшим развитием M-commerce стало создание мобильных версий сайтов, но они имеют ряд недостатков по сравнению с мобильными приложениями:

  • статическая навигация;
  • необходимость в постоянном подключении к Интернету;
  • ограниченный функционал (невозможность в полной мере пользоваться геолокацией и QR-кодами).

Что можно отнести к M-commerce?

  • Мобильный банкинг.
  • Приложения по сравнению цен.
  • Приложения для бронирования отелей и покупке билетов.
  • Мобильные карты лояльности.
  • Мобильные купоны.

Freemium

Мобильный Freemium - это очень разноплановая модель со множеством вариаций. Основная идея традиционного Freemium сохраняется и на мобильных устройствах - пользователь устанавливает бесплатное приложение и может получить дополнительные возможности за небольшую плату.

Модель отлично подходит для игровых приложений, но применяется и в других областях. Например, приложение Evernote (сервис для создания и хранения заметок в различных видах) показывает хорошие обороты на Freemium модели.3Интервью "Evernote CEO Phil Libin on Turning Loyal Users Into Paying Customers" http://allthingsd.com/20131226/evernote-ceo-phil-libin-on-turning-loyal-users-into-paying-customers/

Из плюсов Freemium модели назовём следующие:

  • Приложение скачивается бесплатно.
  • Бесплатное приложение можно рассматривать как trial-версию.
  • Множество вариантов для генерации платных предложений.
  • Переходный вариант от полностью бесплатного приложения к платному.

Важный момент для этой модели - конверсия бесплатных пользователей в клиентов, которые платят вам деньги. Очень хорошим показателем конверсии является 10:1, т.е. на 10 пользователей, которые скачали приложение, приходится только 1 человек, который воспользуется платными функциями. Из этого следует два пути развития:

  1. Высокие цены на платные услуги.
  2. Привлечение большого числа пользователей, чтобы увеличить денежный поток.
< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >