Опубликован: 08.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2387 / 956 | Длительность: 11:03:00
Специальности: Историк, Юрист, Философ
Лекция 11:

Политическая идеология

Программные тезисы

  • Происхождение и многозначность определений категории политической идеологии. Ее классические концепции: "ложное сознание" либо социально значимая система идей некоей консолидированной группы людей. Противопоставление идеологии и утопии.
  • Современное понимание обусловленности идеологии социальными интересами и собственно политикой ("идеи-в-действии"). Функции идеологии в общественной и политической жизни. Понятие идейно-политического спектра и его составляющие: левые - правые; либералы - консерваторы; радикализм; экстремизм.
  • Типология крупнейших политических идеологий в историческом и современном аспектах. Либерализм, его основные принципы и идейные вдохновители. Консерватизм в традиционалистской и либертаристской трактовках. Различные версии идеологии социализма (марксизм и неомарксизм; социал-демократизм; большевизм и марксизм-ленинизм). Идеология национализма и ее главные компоненты, включая отношение к государству. Фашизм (национал-социализм) как крайне правая идеологическая система. Варианты анархистского идеологического течения. Опыт участия русских идеологов в его становлении.

11.1. Идеологии в политике

11.1.1. Происхождение и интерпретации категории политической идеологии

Среди понятий политической науки идеология - одно из самых важных и часто используемых, причем в разных контекстах.

В политическом общении и в массовом сознании термин "идеология" и эпитет "идеологический" нередко связаны с отрицательным первичным восприятием. Идеология и идеологизм ассоциируются с начетничеством, догматизмом, схематизацией, пропагандистским упрощением и искажением действительности, как правило, в угоду чьему-либо корыстному интересу.

Общего определения категории идеологии нет; более того, имеющиеся нередко противоречат друг другу. В этом убеждают представленные в научной литературе следующие дефиниции. Идеология - это:

  • процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;
  • совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;
  • "ложные" идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;
  • постоянно искажаемая коммуникация;
  • формы мышления, мотивированные социальными интересами;
  • тип идентификации;
  • социально необходимые иллюзии;
  • совпадение установок власти с преобладающим общественно-политическим дискурсом;
  • деятельно-ориентированная группа убеждений; и так далее.

Этимология термина позволяет прояснить его содержание: в слове "идеология" два греческих корня: idea - понятие, образ и logos - слово, учение, мысль. В таком смысле - как науки об идеях - идеология изначально воспринималась философами. Считается, что первым это понятие использовал Антуан Дестют де Траси, мыслитель эпохи Французской революции. В его представлении идеология - особая, ценностно-нейтральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и происхождение идей, взглядов и представлений людей. Он надеялся, что со временем идеология займет в своде человеческих знаний такое же место, как биология либо физика.

Однако уже в начале XIX в. понятие идеологии приобретает в обыденном языке осуждающий оценочный смысл. Вспоминают, в частности, Наполеона, который презрительно называл "темными метафизиками" и "идеологами" либеральных интеллектуалов эпохи Просвещения, чьи воззрения, по мнению императора, были совершенно оторваны от реальной жизни из-за того, что в своем взгляде на мир они руководствовались лишь надуманными умозрительными - "идеологическими" - схемами. В наполеоновской Франции слово "идеология" воспринималось пренебрежительно, и такие негативные ассоциации распространились по Европе, закрепившись за понятием на будущее.

Это, тем не менее, нисколько не помешало ученым размышлять о природе идеологии и связанных с ней явлениях жизни. В истории политической мысли среди различных концепций идеологии четко выделяются две, видимо, самые авторитетные - Карла Маркса и Карла Мангейма. Обе концепции весьма сильно повлияли на современные представления об идеологии.

Интерпретация: Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и более поздних работах описали идеологию как: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; 2) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи собственных интересов с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; 3) обусловленный вышесказанным метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимого ее образа, который выдается за саму действительность.

Для Маркса идеология - прежде всего, безусловно, "ложное сознание", т.е. извращенное и искаженное представление о действительности. Это главная отправная точка в его понимании идеологии.

Обратите внимание! Первоначала тезиса о "ложном сознании" просматриваются уже в работах английского философа Фрэнсиса Бэкона, прежде всего в его учении об "идолах сознания", т.е. о тех основных ложных идеях, которые вызывают "заблуждения разума". По мнению Бэкона, "заблуждения разума" обусловлены существованием четырех типов "идолов": 1) "идолы племени" - присущие всем людям общеродовые заблуждения; 2) "идолы пещеры" - индивидуальные заблуждения; 3) "идолы рынка" - заблуждения, проистекающие от неверного употребления слов и понятий; 4) "идолы театра", т.е. ложные представления, которые, подобно пышным театральным декорациям, способны отвлекать человеческое внимание от содержания самой реальности. Именно эти "идолы театра", говоря современным языком, и представляют собой идеологический самообман.

Для марксова истолкования идеологии характерны такие аспекты, как классовый подход (т.е. в идеологии усматривается сугубо классовое явления и социологическая трактовка рассматриваемого понятия на основе социальной обусловленности идей (что в итоге сводится к ее обусловленности материальным базисом). Такое упрощение (редукция), однако, не должно заслонять важное рациональное зерно самого принципа социальной обусловленности идей, который успешно и вполне логически использовался после Маркса.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства, от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между производительными силами и производственными отношениями.

К. Маркс, "К критике политической экономии"

Итак, для Маркса и Энгельса идеология есть особый тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи как производители и трансляторы идеологий - сами не сознают, что продукты их деятельности, т.е. идеи, обусловлены вполне конкретными классовыми интересами, в которых выражаются в первую очередь экономические мотивации данного класса. Именно поэтому идеологи и рисуют ложную, сугубо иллюзорную картину действительности, в силу этого предстающей в превращенном, искаженном виде.

Идеология - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Они создают себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительным силах.

К. Маркс, Ф. Энгельс, "Немецкая идеология"

В соответствии с марксовым классовым подходом идеологически извращенные формы ложного сознания отомрут вместе с неизбежным и окончательным исчезновением самих классов. В основе такого оптимистического прогноза лежит своеобразная романтическая концепция освободительной роли пролетариата как класса, который по логике марксизма не заинтересован в собственном господстве, а стремится лишь к освобождению всех классов, в т.ч. и своей противоположности - буржуазии. Значит, Маркс изначально отрицательно оценивал идеологию в силу ложности содержащихся в ней идей. Вот почему собственную идейную систему он отказывался называть идеологией - для него это была свободная от идеологических извращений наука.

Владимир Ильич Ленин, считая себя верным продолжателем марксова учения, в своей трактовке идеологии все же существенно его пересматривает. Один из главных пунктов ленинской ревизии марксизма - попытка совместить воедино идеологию и науку: идеология может стать научной только в одном случае - если это пролетарская идеология, и никакая иная. С одной стороны, Ленин признавал, что любая идеология партийна, т.е. отражает интересы определенной политической (а в итоге и экономической) группы, но с другой - он же писал о "научной идеологии" как об "учении научного социализма, т.е. марксизма".

Тем самым научность идеологии у Ленина определяется не задачами познания, а напрямую связана с революционным (т.е. в основе своей партийным) характером пролетарской идеологии. Эта ревизия марксизма была обусловлена прежде всего волевой политической целью Ленина: обеспечением победы пролетарской революции всеми возможными средствами. Поэтому главное в идеологии для Ленина - ее активная политическая, прежде всего мобилизующая, функция. В течение десятилетий советского периода именно такая трактовка идеологии господствовала в СССР и странах социализма.

Однако совсем другие выводы из посылок марксовой концепции идеологии (и в первую очередь из тезиса о социальной обусловленности идеи) сделал Мангейм, Он формулирует свой подход к идеологии как к социально значимой системе идей, которую отстаивает определенный общественный слой в собственных интересах.

Одно из концептуальных открытий Мангейма заключается в том, что он противопоставил идеологию и утопию, тем самым, выдвинув тезис, по сей день используемый в политической и социологической мысли. По Мангейму, главное отличие между этими понятиями состоит в выполняемых ими общественных функциях. Идеология - совокупность идей, обосновывающих существующий статус-кво в обществе, тогда как утопия - идеи с критической социальной функцией, т.е. служащие оправданием действий, которые направлены на свержение данного общественного строя. Таким образом, цель идеологии - стабилизация общественных условий. Создавая искаженную (и в этом смысле ложную, если вспомнить Маркса) картину мира, идеология скрывает все то, что объективно подрывает данный социальный порядок. По словам Мангейма, идеология "стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни". Утопия же имеет принципиально иное содержание - она действует в направлении, неизбежно ведущем к уничтожению наличной "структуры бытия".

Интерпретация: Всемирно известный польский историк идей и философ Ежи Шацкий дал любопытное истолкование идеям Мангейма. В книге "Утопия и традиция" (1971) он писал. "Утописту дается иногда возможность превратить свою альтернативу идеала и действительности в политическую альтернативу и в известные эпохи именно он оказывается наиболее дальновидным политиком. Иначе говоря, граница между утопией и политикой не закрыта раз и навсегда. Поэтому... я не боюсь говорить об утопиях политики". И далее он приводит примеры: Французская революция и чисто политическое искусство марксистов "управлять силами, действующими в существующем обществе". "Утопия политики" - это "практическое применение утопического мышления в жизни общества". В отличие от других утопий, у утопии политики есть шанс на реализацию, и здесь практика заменяет идеал.

В соответствии с исходным принципом социальной обусловленности идей Мангейм вполне в марксовом духе сформулировал важнейшее для его концепции положение: социально-классовые побудительные мотивы, как идеологии, так и утопии "невидимы" для самих их носителей.

Утопичность идей всегда выявляют представители господствующего слоя, находящегося в полном согласии с существующим порядком; идеологичность - представители поднимающегося слоя, отношения которых к существующему порядку полны напряжения, вызванного самим их положением в данном обществе.

К. Мангейм, "Идеология и утопия"