Опубликован: 19.01.2025 | Доступ: свободный | Студентов: 0 / 0 | Длительность: 05:57:00
Лекция 1:

О практикуме

Лекция 1: 12 || Лекция 2 >

Данный лабораторный практикум использует материалы учебных курсов The Linux Foundation:

Состав практикума

Данный практикум покрывает пять больших тематик:

  1. Введение в инструменты разработчика RISC-V на примере Syntacore Kit.
  2. Язык ассемблера для RISC-V.
  3. Оптимизации по на уровне компилятора и методы отладки для RISC-V.
  4. Разработка ПО для операционных систем реального времени(ОСРВ) на примере FreeRTOS.
  5. Программирование для микроконтроллеров на базе RISC-V.

Презентация к Лабораторному практикуму

Организация практикума именно преследует цель - познакомить студента с особенностями архитектуры RISC-V на различных уровнях разработки. Именно для этой цели большое внимание уделяется изучению ассемблера. С точки зрения авторов практикума, понимание архитектуры невозможно без умения самостоятельно составлять программы на данном языке. Остальные темы позволяют получить минимальные необходимые навыки для самых востребованных областей, где применяется RISC-V - микроконтроллеры и встраиваемая разработка.

Для кого предназначен данный практикум

Практикум ориентирован на широкую аудиторию студентов технических вузов, обучающихся по специальностям, связанным с разработкой ПО и информационно-вычислительной техникой. Авторы ориентируют практикум на студентов второго курса, обладающих начальным опытом программирования в объеме первого года занятий. Для освоения практикума желательны, но не обязательны следующие навыки:

  • Программирование на языке C.
  • Работа в командной строке Linux.
  • Базовые представления о многопоточном программировании.

Как адаптировать задания практикума для различных условий

В ряде случаев уровень заданий лабораторных работ из практикума может оказаться простым для сильных групп или студентов, имеющих продвинутые знания по рассматриваемым тема. В таком случае авторы призывают преподавателей вносить изменения в формулировки заданий - например, усложнять требуемое поведения или включать дополнительные шаги. Для ряда лабораторных, где такое усложнение может быть неочевидно, даны прямые указания как именно можно изменить задание.

Рекомендации

Стремительное развитие открытой архитектуры и системы команд RISC-V предлагает новые возможности как для индустрии проектирования и реализации микропроцессоров и электронно-компонентной базы, так и для системного и прикладного программирования. Для комплексного развития данного направления в России необходимо организовать системную подготовку квалифицированных кадров, нацеленных на разработку, внедрение и использование технологий на базе современных микропроцессорных архитектур RISC-V. Актуальными становятся классификация особенностей использования данных технологий в различных областях и разработка рекомендаций по преподаванию соответствующих разделов образовательной программы, в том числе по внедрению доступных образовательных материалов в учебный процесс вузов для профильных направлений подготовки.

Как один из шагов в этом направлении, рабочей группой Академического комитета Альянса RISC-V подготовлен проект рекомендаций по преподаванию технологий RISC-V по областям знаний. Проект основан на перечне разделов направления Computing (Вычисления) рекомендаций Computing Curricula и отражает особенности, связанные со спецификой архитектуры и технологий RISC-V.

Предполагается, что данный документ будет уточняться и дополняться. С замечаниями и предложениями можно обратиться по адресу edu@riscv-alliance.ru.

Дополнительно подготовлен список рекомендованных образовательных ресурсов и материалов по технологиям RISC-V с отсылкой к соответствующим разделам данных рекомендаций.

Области знаний

1. Пользователи и организации

(C-1.1) Социальные аспекты и профессиональные практики

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • История RISC-V с акцентом на лицензирование и технологические преимущества в "противостоянии платформ".
  • Открытость и расширяемость архитектуры
  • Перспективы и потенциальные проблемы использования

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-1.1)

(C-1.2) Политики и управление безопасностью

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Разработка безопасного ПО для RISC-V-архитектур

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-1.2)

(C-1.3) Управление информационными системами

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Возможности для управления гетерогенными системами с единой программной моделью RISC-V

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-1.3)

(C-1.4) Архитектура организации

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Доверенные среды исполнения RISC-V
  • Промышленные встраиваемые системы на RISC-V

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-1.4)

(C-1.5) Управление проектами

Изучение раздела в настоящий момент не предполагает специфики, связанной с RISC-V технологиями.

(C-1.6) Дизайн взаимодействия с пользователем

Изучение раздела в настоящий момент не предполагает специфики, связанной с RISC-V технологиями

2. Моделирование систем

(C-2.1) Вопросы и принципы безопасности

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Примеры логики TPM и/или secure boot (практ. часть)
  • Безопасность встраиваемых RISC-V-систем

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-2.1)

(C-2.2) Анализ и проектирование систем

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Проектирование решений с учетом многообразия ядер RISC-V, специализированных расширений, инструментария и библиотек

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-2.2)

(C-2.3) Анализ и спецификация требований

Изучение раздела в настоящий момент не предполагает специфики, связанной с RISC-V технологиями.

(C-2.4) Управление данными и информацией

Изучение раздела в настоящий момент не предполагает специфики, связанной с RISC-V технологиями.

3. Системная архитектура и инфраструктура

(C-3.1) Виртуальные системы и сервисы

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Изучение гипервизора на примере открытых спецификаций RISC-V

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.1)

(C-3.2) Интеллектуальные системы

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Специализация наборов команд, портирование, оптимизация и применение библиотек и систем (лекции и практ. часть по тензорным компиляторам, OpenCV, OpenVINO, пакетам машинного и глубокого обучения)
  • Обзор имеющихся наработок в области AI на RISC-V и перспективы развития

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.2)

(C-3.3) Интернет вещей

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Специализированные наборы команд. Обзор текущих наработок, их развитие, польза расширений и специализированные ASIC
  • RISC-V-микроконтроллеры в IoT

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-1.1)

(C-3.4) Параллельные и распределенные вычисления

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Параллельные вычисления на RISC-V (дополнить практ. часть курсов примерами на RISC-V)
  • Анализ производительности и оптимизация программ на RISC-V (дополнить практ. часть примерами оптимизации, специфичными для RISC-V процессоров)

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.4)

(C-3.5) Компьютерные сети

Изучение раздела в настоящий момент не предполагает специфики, связанной с RISC-V технологиями.

(C-3.6) Встроенные системы

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Разработка встраиваемых систем на платформе RISC-V (практ. часть)

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.6)

(C-3.7) Технология интегрированных систем

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Создание интегрированных гетерогенных систем с единой программной моделью RISC-V

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.7)

(C-3.8) Платформенные технологии

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Аппаратная платформа RISC-V, технологические преимущества и ограничения, особенности реализации прикладных решений

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.8)

(C-3.9) Безопасность: технология и реализация

При изучении раздела рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты, связанные с применением технологий RISC-V:

  • Примеры логики TPM или secure boot (практ. часть)
  • Криптографические расширения RISC-V ISA

Примеры учебных курсов и образовательных материалов можно найти в списке рекомендованных источников с пометкой (C-3.9)

Лекция 1: 12 || Лекция 2 >