Говорят коллеги. Игорь Агамирзян:
Профессор Андрей Николаевич Терехов – удивительный человек, занимающий совершенно уникальное место на российском рынке информационных технологий. Судьба свела меня с ним 30 лет назад, когда я учился на математико-механическом факультете ЛГУ (Санкт-Петербургского, а в то время Ленинградского – государственного университета), а Андрей Николаевич (совсем молодой, недавний выпускник мат-меха и даже еще не кандидат наук) возглавлял небольшую группу в лаборатории системного программирования, где в это время шла работа над транслятором с Алгола-68 для ЕС ЭВМ. Уже тогда я почувствовал его отличие от других наших преподавателей (а преподавательский состав на мат-мехе того времени был очень сильным) – Терехов был твердо уверен, в том, что он программист-практик, и учил студентов (с которыми любил работать, и аккуратно отбирал лучших) не теории, а практическим навыкам и приемам. При этом именно под его влиянием теория, обильно вливаемая в наши головы на лекциях, оседала и кристаллизовывалась. Очень часто у меня складывалось впечатление, что это происходило только с нами, с той небольшой группой, которая работала с Тереховым – у многих других наших соучеников теория так и оставалась в "жидком виде".
Парадокс, однако, заключается в том, что на самом деле Андрей Николаевич всегда был скорее теоретиком и методологом, нежели настоящим практиком. Несмотря на то, что на протяжении всей своей творческой биографии Терехов работал в сугубо практических проектах, в советское время ориентированных в первую очередь на оборонную промышленность и программирование систем связи, а в пост-советское – на коммерческие программные продукты, он всегда привносил в них глубокий теоретический и методический базис. И зачастую оказывалось, что формируемая методика (почти никогда не формализованная, а существующая в виде историй, баек и анекдотов) имела большую ценность, чем результат проекта сам по себе.
Сегодня трудно говорить о программировании как науке. С другой стороны, проводимый многими с легкой руки Дональда Кнута подход к программированию как к искусству, тоже себя изжил. За последние 30 лет программирование прошло через стадию ремесла, и в последнее десятилетие в крупных софтверных компаниях стало выходить на уровень фабричного производства. И именно на этом этапе теоретико-методологический подход к созданию программного продукта оказывается необыкновенно востребованным.
За плечами Андрея Николаевича Терехова – не только ряд успешных (а иногда и неуспешных) проектов, не только 30 лет преподавательской работы в университете и опыт руководства исследовательской лабораторией и кафедрой, но и сформировавшаяся за эти годы уникальная научно-практическая школа программирования, успешность которой подтверждается и выполненными проектами, и победами студенческих команд в олимпиадах по программированию, и просто теми компаниями, в которых работают ученики Терехова. В каком-то смысле предлагаемая вниманию читателя книга как раз и отражает дух этой школы – прагматичный, не очень формальный, со ставкой на сочетание индивидуального блеска и эффективной командной работы. А вдумчивый читатель увидит за интересными историями глубокие методологические принципы - как в свое время мы, первые ученики Андрея Николаевича, за байками и приемами находили те самые неочевидные связи между теоретическими результатами и потребностями практики.
Игорь Агамирзян, Директор по стратегии Microsoft в России и СНГ