Санкт-Петербургский государственный университет
Опубликован: 02.03.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 3511 / 1179 | Оценка: 4.27 / 4.03 | Длительность: 07:12:00
ISBN: 978-5-9556-0104-5
Дополнительный материал 2:

Индустриальная программа подготовки IT-кадров на базе кафедры системного программирования СПбГУ

Компания ЛАНИТ-ТЕРКОМ решает проблему нехватки кадров, ежегодно набирая студентов в так называемые "студенческие проекты", которые позволяют молодым специалистам получить бесценный опыт работы в реальных условиях, а компании – приобрести хорошо подготовленных сотрудников.

Проблема нехватки квалифицированных кадров в IT-индустрии давно стала острой и часто обсуждаемой темой. Сегодняшний программист – вчерашний студент, а то, что существующая сегодня система высшего образования не отвечает потребностям индустрии разработки программного обеспечения – факт известный и печальный. В вузах Петербурга выжило не более 5 признанных кафедр, готовящих 300-400 профессиональных программистов в год.

На протяжении последних трех лет компания ЛАНИТ-ТЕРКОМ совместно с кафедрой системного программирования математико-механического факультета СПбГУ проводит эксперимент с целью подготовки высококвалифицированных IT-специалистов. Используются самые разнообразные формы: дополнительные вечерние занятия, стипендии, стажировки, работа студентов в инвестиционных проектах, наконец, непосредственная работа на предприятии по темам, которые близки направлениям обучения на кафедре. Высокая востребованность выпускников кафедры доказывает правильность выбранного подхода. Многие сотрудники ЛАНИТ-ТЕРКОМ (основу коллектива составляют выпускники СПбГУ) преподают на кафедре, курируют студенческие проекты.

Таким образом, компания обеспечивает себе непрерывный приток кадров из числа выпускников университета. При этом молодой специалист сразу может приступать к работе без дополнительного обучения. Опыт участия в студенческих проектах на базе предприятия позволяет еще во время обучения в вузе сориентировать молодого программиста на интересующую его область IT, на актуальность того или иного направления, учит работе в команде и правилам производственного процесса.

В ЛАНИТ-ТЕРКОМ все департаменты принимают активное участие в подготовке студентов, что позволяет каждому студенту выбрать наиболее близкое ему направление. В каждом департаменте выделяются сотрудники, курирующие данную программу, все они являются выпускниками математико-механического факультета СПбГУ.

Для студентов цикл подготовки начинается на втором курсе. Обычно я провожу общее собрание для всех студентов, желающих принять участие в программе, и знакомлю их с деятельностью фирмы. Далее от каждого департамента выступают специалисты – потенциальные руководители проектов. Студенты выбирают одно из направлений деятельности компании и приступают к обучению. Обычно практическая работа предваряется вводным курсом лекций, в ходе которого студентов знакомят со специфичными для каждого направления темами. В результате этих лекций часть студентов отсеивается. Кому-то из студентов не понравилось выбранное направление, кто-то нашел работу и темы для исследований в других местах, кто-то просто ленится. Студенты хотят поскорее приступить к настоящей практической работе, за которой они собственно и приходят в компанию. Это понимают и кураторы проектов, поэтому такие лекции длятся не больше 2-3 недель. Затем в течение нескольких месяцев со студентами ведутся практические занятия, мало чем отличающиеся от обычных студенческих семинаров, но ориентированные, прежде всего, на практику.

В начале третьего курса студентам предлагаются исследовательские проекты. Никто не рассчитывает на создание продаваемых продуктов, основная цель – обучение, но часто результаты студенческих проектов являются хорошими прототипами будущих реальных проектов. Как правило, в проекте участвуют 10-12 студентов, из них 5-6 вносят основной вклад в проект. В течение семестра каждый департамент ведет 2-3 проекта в зависимости от потребностей предприятия и активности научных руководителей. Руководители – молодые энергичные специалисты, желающие получить опыт управления. Проекты длятся от 1 до 2-х семестров, в результате студенты получают опыт промышленной разработки, рекомендации на кафедру системного программирования, а также возможность работать в ЛАНИТ-ТЕРКОМ.

Департаментам предоставляется определенная свобода в разработке программ обучения и стратегии привлечения студентов. Поскольку студентов на отделении ограниченное количество, между департаментами существует конкуренция, и каждый департамент имеет свои уникальные приемы работы со студентами и опыт привлечения их именно на свои направления.

Так, для департамента аутсорсинга это новейшие технологии, что, в первую очередь, обусловлено спецификой работы самого департамента. Особое внимание уделяется изучению именно тех технологий, которые планируется использовать в реализации проектов. Практикуются семинары внутри департамента, где сотрудники фирмы или студенты, участвующие в проектах, выступают с докладами, рассказывая коллегам и студентам о перспективных направлениях в отрасли. Как правило, студенческие проекты этого департамента находят применение внутри компании. Примером является ряд проектов по созданию web-интерфейсов: от проектирования web-интерфейса и обработки недельных отчетов сотрудников до "Системы с web-интерфейсом для подведения результатов турниров по настольному теннису", реализованных в разных популярных сегодня технологиях. В департаменте создана и совершенствуется база данных результатов всех студенческих проектов, система учета выведена на автоматический уровень, что позволяет руководителям проектов более четко планировать свою работу.

В департаменте реинжиниринга студентов привлекает перспектива работы со стабильными крупными зарубежными заказчиками, что является весомым аргументом для молодых специалистов. Многие студенты, участвующие в программе подготовки IT-специалистов, выбирают именно этот департамент. В качестве заданий здесь используются несложные части реальных проектов. Студенты занимаются разработкой и тестированием синтаксических анализаторов, средств генерации, анализа графов, оптимизаторов и т.п. По окончании работы студенты устраивают презентацию полученного продукта. Руководители проекта считают, что такая схема подготовки новых кадров для работы в департаменте весьма удачна. В результате предыдущего цикла подготовки приняли активное участие и успешно завершили проект 11 человек, из которых 7 остались работать в департаменте реинжиниринга.