Подготовка обложек
График цикла производства книг часто требует предварительного обсуждения основных идей относительно обложки или суперобложки – краткое обсуждение с художником, просмотр сделанных набросков вариантов оформления, приобретение права на публикацию готовых рисунков – пока готовится внутренний материал книги, текст и иллюстрации.
В этом разделе мы рассмотрим процедуру подготовки обложки, остановимся на особенностях, которые требуют повышенного внимания.
4.1. Постановка задачи на создание обложки (суперобложки)
Хотя работы по оформлению обложки могут быть выполнены собственными силами издательства, без хорошего художника здесь не обойтись.
Основой для выбора художника является применяемый им стиль – стиль, который ему наиболее близок и который он уже продемонстрировал в своих работах. Если вы выберете художника для оформления, а затем предложите ему выполнить работу в несвойственном ему стиле, то существенно увеличивается риск взаимного недопонимания, неоправданных потерь времени и средств, нарушение нормальных рабочих взаимоотношений.
В начале художник делает набросок. Для того чтобы заказать набросок, необходимо детально представлять себе две вещи: тему книги, а также предполагаемый круг покупателей. Попытка заказать оформление обложки или суперобложки до того, как вы сможете описать книгу другому лицу достаточно точно, скорее всего приведет к неудаче.
Насколько полными должны быть ваши инструкции? Здесь очень важно не допустить двух крайностей: или вы описываете ваши пожелания настолько подробно, что художнику практически ничего не остается, кроме воплощения вашего замысла, или же вы оставляете художнику возможность принять такое решение, которое лично он считает лучшим.
Для большинства художников излишне исчерпывающие указания, возможно, являются большим из двух зол. При выборе художника прежде всего следует рассчитывать на разработку им достаточно оригинального в творческом плане внешнего вида книги. Строгие рамки и ограничения едва ли будут способствовать чему-то новому и оригинальному, что во многом определяет успех книги.
Если вы не укажете художнику хотя бы общее направление работы, он вынужден будет пойти своим путем. Если он знаком с работами вашего издательства и представляет состояние рынка, он сможет добиться необходимого результата. Постановка задачи в виде свободного обсуждения поможет вам преодолеть некоторые из этих трудностей и приобрести уверенность, что художник получил всю необходимую информацию. Как и в случае выбора особенностей формата, графика работ и сметы расходов, вам следует ориентироваться в положении на рынке, подобрать образцы для сравнения, знать продукцию конкурентов, и хорошо представлять, чего вы, собственно, хотите.
Непременно предложите художнику ознакомиться с рукописью, или хотя бы с частью рукописи, укажите моменты, которые вы хотели бы отразить в иллюстрациях, и общую тему оформления обложки. Договоритесь о способе представления предварительных набросков.
4.2. Просмотр набросков
Наброски могут быть выполнены в самом общем виде с целью определения композиции будущей обложки, а могут представлять собой проработанное решение, включающее определение цветовой гаммы, шрифтовое оформление и композицию разворота.
Какому бы способу представления ни было отдано предпочтение, важно, чтобы вы в достаточной мере смогли оценить окончательный результат. Допустим, набросок вас удовлетворил. С какими еще обстоятельствами вам следует считаться?
Пропорции
Если вам еще не известны окончательные размеры книги, имейте в виду возможность последующего изменения размеров при разработке дизайна.
Яркость
Учтите возможные (и практически неизбежные) потери в яркости при полиграфическом воспроизводстве прекрасного оригинала.
Цветное репродуцирование и печать
Некоторые из проблем воспроизведения оригиналов иллюстраций в тиражной печати мы уже рассмотрели в главе 3. Здесь будет продолжен разбор наиболее важных деталей. Несмотря на то, что образец или набросок в цвете выполнен на специальной гладкой художественной бумаге, рассчитанной на применение одной из стандартных схем смешения красок (например, Pantone), всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет воспроизведен точно. Важно ли это для вас?
Трудно воспроизводимые цвета. К цветам, которые трудно воспроизвести адекватно, относятся чистый зеленый, пурпурный и розово-лиловый. Имейте это в виду, если в наброске широко используются данные цвета, и если точное их воспроизведение имеет существенное значение.
Совмещение красок при печати. Тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно. Будьте осторожны при размещении названия, имени автора и т.д. на обложке или на корешке книги.
Убедитесь в возможности внесения изменений при необходимости совместных и подобных им изданий в форму при печати. Чтобы избавиться от лишней работы, суперобложки (которые содержат иллюстрации, расположенные на передней и задней сторонках) не должны изначально включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к четырехцветной иллюстрации. Для надписи и рамки лучше не использовать более двух цветов из четырех основных (см. также раздел 10).
Специальные эффекты
Золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков вам никогда не удастся точно сказать, как все это будет выглядеть при печати тиража. Если у вас нет достаточного практического опыта и вы плохо представляете, как воспроизводится тот или иной эффект, используемый в наброске, вам придется немало экспериментировать, прежде чем удастся точно воспроизвести рисунок, сделанный художником.