Опубликован: 22.08.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина
Лекция 4:

Автоматизация стратегических задач планирования и управления

< Лекция 3 || Лекция 4: 123456 || Лекция 5 >
Аннотация: В лекции рассматриваются задачи стратегического планирования и управления. Показана роль автоматизации в решении этих задач. Представлены современные стандарты стратегического управления и информационных систем, существующих в настоящее время в России и за рубежом.
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, определение, реакция, слово, значение, конфликт, стратегия организации, ПО, путь, копирование, деловая активность, долгосрочное планирование, работ, место, анализ, стратегическое управление, связь, менеджер, значимость, прибыль, опыт, очередь, подразделения, производительность, стоимость, ситуационный анализ, стратегическая диагностика, стратегический контроллинг, информационные системы, стратегический менеджмент, адаптация, performance indicator, KPI, деятельность, декомпозиция, финансовая ответственность, цель деятельности, представление, ответственность работника, финансовый менеджмент, информационные технологии, целый, expert system, диагностика, информация, фирма, знание, потенциал, дерево целей, нисходящее проектирование, фондовые рынки, BSC, SEM, MRP, трансакционные издержки, IPS, analytical processing, улучшение, improvement, bpi, контроль, оптимизация, класс, текущий контроль, моделирование, управляющие, отношение, excel, интерфейс, группа, программа, expert, менеджмент, инвестиционная деятельность, инвестиционный бюджет, forecast, заемный капитал, структура рынка, принятия решений, предметной области, analysis, processing, доступ, OLAP, вычисление, БД, визуализация, Data, интеллектуальный анализ данных, множества, интеллект, универсальность, программный продукт, язык программирования, аналитик, сделка, товар, объём, массив, приложение, СУБД

4.1. Эффективное стратегическое планирование

Основной идеей стратегического планирования и управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и организации системы управления в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация должна иметь стратегию.

Довольно трудно найти однозначное определение понятия стратегии, поскольку оно настолько многогранно, что при даже незначительном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно.

Стратегия - это средство достижения конечного результата.

Стратегия объединяет все части организации в единое целое.

Стратегия охватывает все основные аспекты организации.

Стратегия — это долгосрочный план организации.

Стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации.

Стратегия - это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий ее развития.

Стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды.

Слово стратегия, как известно, очень древнее и происходит оно от греческого strategia, искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Однако использование понятия стратегии не является исключительной прерогативой древних греков. В Древнем Китае в период между 480 и 221 г.г. до н.э. уже была написана книга под названием "Искусство стратегии" автора Сун Цу. Очень важен тот факт, что уже в XXIII веке понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. Стратегии придавался смысл, который можно сегодня было бы назвать нормой оптимального поведения, будь то организации или же отдельного человека. Сун Цу, например, писал: "Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт".

Слово " стратегия" означает "искусство развертывания войск в бою". За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов: теорию и практику менеджмента рассматривают как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегия состоит в том, чтобы перевести организацию из её настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Стратегическое планирование – это инструмент для руководителей, позволяющий не только приспосабливаться к изменениям, но и смоделировать свой путь к созданию той организации, о которой они мечтают.

Стратегическое планирование – это мощная технология управления с мобилизацией всех ресурсов организации в соответствии с согласованным планом. Использование и копирование чужих успешных историй не поможет повышению эффективности планирования. Надо создавать свой успех, используя инструмент стратегического планирования, фокусируя энергию и ресурсы с учётом конечных результатов. Именно это и является критически важным для успеха, поскольку помогает не отклоняться от выбранного пути, не углубляться в детали и не сомневаться в своих решениях о том, куда должна идти организация.

В ходе стратегического планирования руководителям очень важно сформулировать свои вопросы и найти на них правильные ответы для их собственного бизнеса. И основным вопросом, касающимся жизни любой организации, является вопрос: "Куда мы хотим придти, и как мы будем идти туда?". Именно этот базовый вопрос и отличает стратегическое планирование от всех других аспектов деловой активности.

Стратегическое планирование – это постоянный процесс, требующий от менеджмента приверженности, дисциплины, системы обзора, мониторинга, измерения результативного прогресса. Внедрение стратегического плана – это процесс, преобразующий стратегии в реальности.

Термин "долгосрочное планирование" употребляют для обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться на деятельности фирмы в долгосрочном аспекте. При этом в зависимости от сферы деятельности эта перспектива может охватывать 5, 10 лет или несколько десятилетий. Содержание определения "долгосрочное планирование" во многом зависит от условий, в которых оно осуществляется. То, что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для другой. Следовательно, плановый горизонт для разных организаций может быть различным. В этом смысле использование термина "стратегическое планирование" представляется более предпочтительным, поскольку оно не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования и указывает на важность и сущность этой работы.

Долгосрочное и стратегическое планирование достаточно широко используются в практике управления многих крупных организаций, хотя последнее внедрялось медленно и с большим трудом в течение 20 лет.

Основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путём экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана. Типичный результат такой практики — постановка оптимистических целей развития, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых.

В системе стратегического планирования не предполагается, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.

Стратегическое управление появилось путём эволюционного развития из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает всё больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Что же представляет собой стратегическое управление? Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала обратимся к рассмотрению организационного поведения коммерческих и некоммерческих организаций. Это необходимо потому, что имеется тесная связь между стилями организационного поведения и видами управления.

При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегия, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признаётся необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

В связи с переходом от планово-социалистической, административно-командной экономики к рыночной, становится актуальным такое новое понятие в национальной экономике, каковым является стратегическое управление.

В отличие от России, где термин "стратегическое управление" появился только в 90-х годах, в международной практике он был сформулирован в начале 70-х годов с целью переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение, для того, чтобы своевременно и правильно реагировать на происходящие в нём изменения.

Именно поэтому данная тема наиболее актуальна, так как от принятых правильных экономически целесообразных и научно-обоснованных решений зависит благополучие, как отдельных организаций, предприятий, так и общества в целом.

То, что любой руководитель или менеджер понимает значимость стратегического управления, это факт. Однако не каждый владеет методами и различными подходами стратегии управления, необходимыми для достижения поставленных целей.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределённости является методология стратегического управления.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь, во внешней среде организации. Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, существует чётко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой — структура управления организацией отвечает "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения её целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию — стратегию организации в целом; бизнес-стратегию — стратегию отдельного стратегического подразделения организации; функциональную стратегию — стратегию функциональной зоны хозяйствования.

< Лекция 3 || Лекция 4: 123456 || Лекция 5 >
Анна Нагель
Анна Нагель
Виталий Елин
Виталий Елин

Здравствуйте!
Объясните, пожалуйста, выдается ли диплом о профессиональной переподготовке?
Если - нет, то почему?

Здесь вначале говориться что выдается диплом, а внизу страницы сказано что нет
Цитата: "
диплом о профессиональной переподготовке MBA- больше не выдается
диплом о профессиональной переподготовке- больше не выдается
"

Евгений Зуев
Евгений Зуев
Россия, Москва, Московский технологический институт, 2013
Христина Носова
Христина Носова
Финансовый университет при Правительстве РФ