Опубликован: 15.05.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 10:

Установка цвета и света

< Лекция 9 || Лекция 10: 1234 || Лекция 11 >
Аннотация: Свет в фотографии - целая наука. Настоящий профессиональный фотограф должен обладать навыками оценки световой картины и уметь пользоваться осветительными приборами, отражательными экранами и даже подручными средствами для правильной установки света.

Цель лекции - дать основные понятия о цветовой коррекции снимков, о балансе белого в цифровом фотоаппарате и о правильной установке света при компоновке кадра.

Встроенная или подключаемая автоматическая вспышка - инструмент во многих отношениях замечательный, но не универсальный. Более того, в любительской фотосъемке значительная часть композиционных и экспозиционных ошибок приходится именно на кадры, отснятые с применением фотовспышки. Свет электронного импульсного осветителя по спектральному составу близок к спектру дневного света, однако назвать его полноценной заменой естественному освещению нельзя.

Небольшая дальность действия вспышки ограничивает применение импульсного осветителя съемкой ближних планов. Но для объектов, расположенных ближе 1-2 метров от камеры, свет вспышки оказывается слишком ярким, а для объектов, расположенных дальше 2-5 метров - слишком слабым. К тому же сказывается расположение излучателя вспышки рядом с объективом. В результате мы получаем неестественное "лобовое" освещение, скрадывающее рельеф, уничтожающее теневые переходы и пластику фотографируемого объекта.

Правильней было бы рассматривать встроенную фотовспышку в качестве вспомогательного инструмента для сугубо документальной фотографии, когда фотограф не стремится достичь художественной выразительности снимка. Но в том-то и дело, что применение вспышки очень часто вредит документальной достоверности фотографии. Сравните портрет человека, снятый при освещении вспышкой, и такой же портрет с правильно выставленным светом. Результаты окажутся в буквальном смысле противоположными (вплоть до того, что на первом снимке человек с трудом узнает самого себя).

Умение работать с источниками естественного и искусственного освещения - один из основных технических навыков съемочной практики, определяющий уровень мастерства фотолюбителя (второй необходимый навык - умение правильно определить экспозиционные параметры, оптимальным образом подходящие к каждому виду съемки). Работа со светом - важнейшая часть процесса композиционного решения снимка. Недаром же во времена становления фотографии ее называли светописью...

Чем хороша встроенная автоматическая вспышка? Тем, что она всегда в буквальном смысле под рукой. В условиях недостаточного освещения, когда у фотографа нет возможности тщательно выстроить кадр, он может все-таки получить правильно экспонированный снимок. Кроме того, вспышка служит отличным вспомогательным источником света для смягчения контрастных переходов света и тени при ярком освещении. Собственно, в этом ее основное предназначение, если говорить именно о творческой фотосъемке.

В традиционной фотографии, даже если импульсная лампа оснащена системой регулировки светового потока (изменение угла освещения и интенсивности светового импульса), определить уровень яркости вспышки на глаз очень трудно. При съемке, к примеру, портрета при контровом или боковом солнечном освещении вспышка способна высветлить глубокую тень. Но как при этом избежать передержки? Только при помощи дорогостоящей профессиональной аппаратуры (флэшметра, измерителя светового импульса вспышки) или опытным путем, отсняв серию кадров с различными вариантами освещения.

Цифровой фотоаппарат значительно облегчает работу, поскольку результат съемки можно тут же просмотреть на контрольном дисплее. Увеличив центральную часть кадра, мы хотя бы в общих чертах увидим, насколько велик перепад яркостей, правильно ли освещен объект, как следует изменить освещение. Однако, при использовании встроенной вспышки, не имеющей ручных регулировок, возможность просмотра отснятых кадров мало что дает. Оперируя одной вспышкой, да еще и автоматической, настроить освещение снимаемого объекта трудно, если возможно вообще.

Но не стоит забывать, что в помещении и, особенно, вне его объект съемки освещается множеством естественных и искусственных источников света. Главным естественным источником является солнце или затянутое облаками небо, а так же свет, отраженный от водной поверхности, стен зданий, асфальта, других предметов.

Искусственные источники света -это лампы накаливания, прожекторы, софиты, люминесцентные лампы, всякого рода отражатели (экраны, фотозонты и так далее). Комбинация естественных и искусственных источников света предоставляет практически бесконечное количество вариантов светового оформления снимков. Ведь принципиальное отличие между искусственными и естественными источниками света в том, что первые мы можем приспособить к своим нуждам (изменить направление световых лучей, увеличить яркость свечения или вовсе выключить лампу), а ко вторым вынуждены приспосабливаться сами (прикрывать объект съемки от яркого солнца экраном, искать тень).

Прежде чем говорить о практической работе со светом, рассмотрим некоторые особенности различных источников света.

Солнечный свет состоит из совокупности световых волн различной длины. Самые короткие волны относятся к фиолетовой части видимой части спектра, самые длинные - к красной части спектра. Цвет какой-либо поверхности обусловлен способностью отражать световые лучи определенной части спектра. Окрашенная желтой краской стена отражает световые волны желтой части спектра, поглощая красные, зеленые, синие и фиолетовые волны. Соответственно, красная поверхность отражает длинные красные световые волны, поглощая все остальные.

Говоря о цветовой температуре светового потока источника света, имеют в виду преобладание в световом потоке волн определенной части спектра. К примеру, свет от лампы накаливания кажется нам белым, хотя его спектр смещен в сторону красного (преобладают длинные световые волны), имеет желтый цвет и, соответственно, меньшую цветовую температуру. А спектр света люминесцентной лампы смещен в сторону фиолетовой части спектра, имеет голубоватую окраску и большую цветовую температуру.

Различную цветовую температуру имеют как искусственные, так и естественные источники света. Например, спектр солнечного света в высокогорной местности и на море смещен в сторону фиолетовых волн. В первом случае это обусловлено разреженной атмосферой на большой высоте, во втором - большой отражающей поверхностью воды и большим количеством водяного пара в морском воздухе. В песчаной пустыне или каменистой местности картина будет обратная - спектр света смещен в сторону красных волн, поскольку к солнечному свету добавляется излучение раскаленного песка и отражение от разогретых солнцем камней.

В большинстве случаев небольшие колебания цветовой температуры на качестве цветного изображения не сказываются. Если мы снимаем людей на поросшей свежей травой поляне, то их лица на фотографии не будут иметь зеленоватого оттенка, хотя трава отражает зеленые волны и поглощает все остальные. Почему так происходит? Потому что основную часть светового потока составляет свет солнца и неба. Но приблизив снимаемый объект вплотную к траве (уложив фотографируемого человека на землю), мы увидим, что нижняя часть лица приобретет зеленоватый оттенок. Еще более нагляден пример съемки человека в яркой одежде - лицо женщины в ярко-красном платье может получиться неестественно розоватым.

В черно-белой фотографии для компенсации цветовых искажений используются цветные (стеклянные или пленочные) светофильтры. Для того, чтобы выявить на снимке облака, применяются желтый или желто-зеленый светофильтры, которые поглощают часть желтых и зеленых волн. В результате спектральный состав света смещается в сторону голубого, облака на снимке получаются темнее (то есть становятся хорошо различимыми). Для выравнивания цветовой температуры на море и в высокогорной местности применяют бесцветные светофильтры, которые поглощают световые лучи ультрафиолетовой части спектра (ультрафиолет пропускает только кристаллическое кварцевое стекло), а иногда и светло-голубые фильтры. Красные светофильтры используют для достижения эффекта ночных снимков днем. Эти светофильтры поглощают световые волны красной части спектра, пропуская все остальные. В результате снимок приобретает характерную для сумерек холодную тональность.

Кроме цветных светофильтров в черно-белой фотографии используются и фильтры нейтральные, не имеющие цветовой окраски. Эти светофильтры одинаково поглощают волны всего спектра света и применяются для снижения освещенности (чтобы иметь возможность снимать с более длительными выдержками и с открытой диафрагмой при ярком освещении).

Плотность светофильтров, то есть их прозрачность, способность пропускать в той или иной степени световые лучи, указывается на их оправе, при помощи которой фильтры крепятся (навинчиваются) на оправу объектива фотоаппарата с наружной стороны. Обозначается плотность как 2х (уменьшает световой поток вдвое), 4х (уменьшает световой поток вчетверо), 6х и так далее. Соответственно кратности светофильтра при ручной установке экспозиционных параметров выдержку следует увеличить (или открыть диафрагму). Например, по экспонометру мы определяем пару экспозиционных параметров - выдержка 1/125 с, диафрагма 8. За светофильтром 2х выдержку следует увеличить вдвое - до 1/60 с, или открыть диафрагму на одну ступень.

В цветной фотографии для выравнивания цветовой температуры светофильтры применяются лишь частично. Дело в том, что использование цветного фильтра приведет к сильным цветовым искажениям. Поэтому для цветной пленки годятся лишь бесцветные светофильтры для компенсации избытка ультрафиолета (море и горы) и для увеличения резкости изображения при съемке в утренней дымке (и в привычном для крупных городов смоге). Попутно заметим, что бесцветный светофильтр выполняет еще одну функцию - защитную. Несмотря на то, что качественный светофильтр стоит немало, он все же гораздо дешевле объектива фотоаппарата. Навинченный на оправу объектива, ультрафиолетовый фильтр уберегает переднюю линзу от пыли, влаги и случайных механических повреждений (повышая, заодно, резкость снимков).

Как производится коррекция цветовой температуры в цветной пленочной фотографии? Подбором светочувствительного материала. Вы наверняка обращали внимание на маркировку цветной негативной или обращаемой фотопленки. Если на упаковке пленки изображены символы солнца и (или) молнии, пленка предназначена для съемки при дневном свете или с лампой-вспышкой. А изображение миниатюрной лампочки указывает на то, что пленка предназначена для съемки при освещении лампами накаливания.

< Лекция 9 || Лекция 10: 1234 || Лекция 11 >
Марина Варавина
Марина Варавина

Материал катастрофически устарел (11 лет для цифровой техники), кроме того избыточна приверженность автора к пленке, что очень чувствуется в повествовании, материал часто субъективен.

Оксана Орлова
Оксана Орлова

как давно обновлялся материал в лекциях курса "цифровые фотоаппараты"? в лекции 2 очень много устаревшей, неактуальной информации! 

Денис Новиков
Денис Новиков
Россия, Саранск, МГУ им.Огарева, 2014
Светлана Мелехина
Светлана Мелехина
Россия, Берёзовский, БМАОУ СОШ № 33, 2005