История экономических учений
: Информация
Опубликована: 28.09.2017 | Уровень: для всех | Стоимость: 490.00 руб. | Длительность:
Экономика – область знаний, в которой затруднены, а часто и невозможны, эксперименты.
Все объекты исследования по-своему уникальны, трудно сопоставлять результаты в контрольной и экспериментальной группах. В этом случае обращение к истории экономической мысли является возможностью проверить не только предсказательную силу современных экономических теорий апостериори, но и понять - в чем ошибались экономисты прошлого. Понимание их ошибок позволяет современному исследователю экономических процессов не наступать повторно на интеллектуальные «грабли» и избегать простых, популистских рецептов достижения богатства и счастья. Понимание ошибок прошлого снижает вероятность совершения ошибок в будущем.
История экономических учений, как учебная дисциплина, представляет собой кладезь идей, зачастую неверных, но иногда и несправедливо отброшенных. Изучение этих идей, их анализ и критика позволяют совершенствовать экономический анализ и делать его более эффективным.
План занятий
Занятие | Заголовок << | Дата изучения |
---|---|---|
- | ||
Лекция 1 | Введение в экономическую методологию
Индукция и дедукция. Принцип аддукции: озарение, статистическая проверка, построение модели, прогноз, подтверждение/опровержение прогноза. Верификация. Принцип фальсификации Карла Поппера. Абсолютизм vs релятивизм. Ядро Лакатоша vs концепции научных революций Куна. Что я знаю? И откуда я знаю, что я это знаю?
Оглавление | - |
Тест 124 минуты | - | |
Лекция 2 | Меркантилизм и проблемы геополитики
Принципы меркантилизма. Страсть к накоплению. Механизм золотоденежных потоков Юма. Колонии и метрополии. Должники vs. кредиторы. Дилемма узника. Неэластичность спроса на экспорт и спроса на импорт. Условия, при которых меркантилизм становится верной концепцией. Почему в России почти всегда популярен меркантилизм?
Оглавление | - |
Тест 224 минуты | - | |
Лекция 3 | Физиократия и концепция ключевого ресурса
Земля дешеветь не может. Эластичность предложения факторов производства. Концепция ключевого ресурса. Идея единого налога Генри Джорджа. Условия, при которых физиократы будут правы. Экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель кругооборота доходов. Был ли В.И. Ленин физиократом?
Оглавление | - |
Тест 327 минут | - | |
Лекция 4 | Адам Смит и основы менеджмента
Идея разделения труда и специализации. Принцип абсолютных преимуществ. Специализация vs. диверсификация. Человеческий капитал и концепция чистого листа. Теорема Рыбчинского и кривая производственных возможностей. Производительный и непроизводительный труд. "Невидимая рука" рынка. Почему концепция выгод от специализации может оказаться неверной?
Оглавление | - |
Тест 424 минуты | - | |
Лекция 5 | Давид Рикардо и введение в теорию международной торговли
Закон железной заработной платы. Трудовая теория ценности. Дифференциальная земельная рента. Технический прогресс в системе Давида Рикардо. Закон сравнительных преимуществ. Модель сравнительных преимуществ в условиях фиксированных мировых цен. Как должны и как распределяются выгоды от научно технического прогресса?
Оглавление | - |
Тест 527 минут | - | |
Лекция 6 | Томас Мальтус и начала демографии
Аналитическая схема Мальтуса. Превентивные и естественные ограничители роста населения. Эмпирическое содержание теории Мальтуса. Рост производительности труда в сельском хозяйстве в арифметической прогрессии. Рост населения в геометрической прогрессии. Теория оптимальной численности населения и ее критика. Нужно ли помогать бедным с точки зрения Мальтуса?
Оглавление | - |
Тест 624 минуты | - | |
Лекция 7 | Иоганн фон Тюнен и принципы экономической географии
Насколько изолировано государство? Немецкая экономическая школа. Изолированное государство Иоганна фон Тюнена. Изменение ренты в зависимости от удаленности от центра. Теория размещения промышленных предприятий Альфреда Вебера. Проблема двух точек. Проблема трех точек. Теория центрального места Вальтера Кристаллера и правило ранг-размер. Приведет ли развитие коммуникаций к исчезновению городов?
Оглавление | - |
Тест 724 минуты | - | |
Лекция 8 | Карл Маркс и теория эксплуатации
От простого труда к сложному. Нормативный марксизм. Норма прибыли vs. прибавочная стоимость. Проблема ценности. Меновая и потребительная стоимости. Эксплуатация и прибавочная стоимость: c+v+m. Органическое строение капитала. Тенденция нормы прибыли к понижению. Относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Марксистская безработица как создание индустриальной резервной армии пролетариата. Что будет после капитализма?
Оглавление | - |
Тест 827 минут | - | |
Лекция 9 | Маржинализм. Богатство = экономика+математика
Различия между маржинальным и классическим подходами к предмету изучения экономистов. Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрас. Предельный подход как отправная точка развития микроэкономики. Понятие предельного подхода. Принципы оптимизации и максимизации в маржинализме. Аналитическая схема Вальраса. Эндаумент. Остаточный спрос. Определение уровня цен в экономической системе.
Оглавление | - |
Тест 924 минуты | - | |
Лекция 10 | Альфред Маршалл и принципы экономикс
Полезность в понимании Альфреда Маршалла. Азартные игры и страхование: гипотеза Фридмена-Севеджа. Доводы за прогрессивное налогообложение. Маршалианский крест. Как формируется кривая рыночного предложения. Равновесие. Предельное число фирм в отрасли в условиях совершенной конкуренции. Понятие компенсирующей кривой спроса. Излишек потребителя. Издержки и кривая предложения. Функция средних издержек в долгосрочном и краткосрочном периоде. Спрос равен предложению? Как измерить счастье?
Оглавление | - |
Тест 1024 минуты | - | |
Лекция 11 | Институционалисты и основы экономической антропологии
Торнстейн Веблен и его "Теория праздного класса". Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена. Вебленовские эффекты и кривые спроса. Принцип горизонтального суммирования. Монопольное ценообразование. Сетевые эффекты. Развитие идей Веблена Джоном Гэлбрейтом. Какие категории населения нужно относить к "праздному классу", а какие к "технократам"? Где искать праздный класс? Насколько значимо окружение в принятии решений?
Оглавление | - |
Тест 1127 минут | - | |
Лекция 12 | Джон Мейнард Кейнс и возникновение макроэкономики
Проблема ограничений по спросу и предложению
Вернер Зомбарт и потребление роскоши.
Смысл кейнсианского подхода. Кейнсианская функция потребления. Кейнсианский крест Джона Хикса. Мультипликационные эффекты.
Существование QWERTY-эффектов и их значимость. Эффект храповика. Философия кейнсианства.
Допинг. Это хорошо или плохо?
Оглавление | - |
Тест 1227 минут | - | |
Лекция 13 | Неоклассическая макроэкономика. Теория реальных производственных циклов
Аксиоматика неоклассического подхода.
Концепция реального производственного цикла Роберто Барро. Кривая совокупного спроса и совокупного предложения в трактовке Роберто Барро. Роль налогов, государственных закупок, цен и процентных ставок в эффективном функционировании экономической системы.
Почему банки не предлагают вкладчикам и заемщикам опцию "фиксированный реальный процент плюс поправка на инфляцию?
Оглавление | - |
Тест 1330 минут | - | |
Лекция 14 | Экономический империализм и проблема стимулов к инновациям
Перспективные развития экономической мысли: душа vs. организационные структуры.
Труд и ожидания как первичные факторы производства. Понятие окольности. Человеческий, социальный и другие виды капитала. Майкл Спенс. Образование: инвестиция или сигнал?
Фрэнк Найт. Как долго рациональный индивид должен принимать рациональное решение?
Рональд Коуз. Монополия и ее конкуренция самой с собой
Йозеф Шумпетер. Динамическая эффективность и оправдание монополии. Радикальные и нерадикальные инновации. Модель выгод от вложения в нерадикальные инновации для ситуации монополии и олигополии.
Оглавление | - |
Тест 1436 минут | - | |
Лекция 156 минут | Российские экономические слоны
Евгений Слуцкий, Евсей Либерман, Василий Леонтьев, Леонид Канторович, Револд Энтов, Виктор Полтерович.
Оглавление | - |
Тест 1524 минуты | - | |
5 часов | - |