Опубликован: 03.06.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 5:

Механизм государства

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >

5.1. Понятие механизма государства

Государство реализует свои задачи и функции через государственный механизм. Понятие "механизм государства" принято употреблять в широком и узком смысле. В широком смысле государственный механизм это совокупность государственных организаций, призванных осуществлять функции государства. В число государственных организаций входят государственные предприятия, государственные учреждения и государственные органы. В узком смысле механизм государства совпадает с категорий "государственный аппарат". Государственный аппарат - это совокупность всех государственных органов, осуществляющих государственную власть и непосредственно реализующих функции государства. Данное определение механизма государства представляется более точным и оправданным с точки зрения реализации его функций. Именно государственные органы непосредственно осуществляют государственные функции и реализуют властные полномочия.

В литературе государственный аппарат, кроме того, понимается как совокупность органов государственного управления. Однако данное определение более характерно для науки административного права, поскольку определяет специфику управленческой деятельности.

Таким образом, механизм государства - это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Ряд авторов относят к механизму государства и формы непосредственного народовластия - выборы, референдум, что представляется не вполне оправданным, так как указанные формы определяют скорее участие граждан в управлении государством, а не сам его механизм.

Сущность механизма государства раскрывается через ряд его признаков:

  1. Механизм (аппарат) государства - это не простая совокупность, а система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, федеральных конституционных законах "О Правительстве РФ", "О судебной системе РФ", федеральном законе "О системе государственной службы" и других федеральных законах.
  2. Механизм государства имеет определенную структуру, обусловленную местом государственных органов и их видов в системе, их соотношением и взаимосвязями, мотивами подчиненности и подконтрольности их друг другу. Система государственных органов в РФ функционирует на основе принципа разделения властей, установленной статьей 10 Конституции РФ. Статья 11 Конституции закрепляет субъектов, осуществляющих государственную власть, а именно: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы. Статья 12 Конституции устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  3. Существует тесная взаимосвязь между функциями и механизмом государства. Функции государства получают свое реальное воплощение при помощи государственного механизма, посредством деятельности государственного аппарата как целостной системы государственных органов. Функции государства непосредственно влияют на государственный механизм. Вместе с изменением функций государства изменяется и государственный механизм, появление новых функций влечет образование новых государственных органов и изменение компетенции действующих органов. Например, усиление функции государства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков повлекло образование нового центрального государственного органа - Госнаркоконтроля, его территориальных органов, а также перераспределение полномочий других государственных органов.
  4. Государственный механизм для выполнения возложенных на него задач по реализации функций государства наделяется необходимыми материальными и организационными ресурсами. В качестве материальных ресурсов выступают: бюджетные средства, выделяемые на финансирование государственных органов; имущество, здания, сооружения, необходимые для обеспечения эффективной работы органов; предприятия и учреждения, подведомственные государственным органам, посредством деятельности которых реализуются их полномочия. Организационным ресурсом государственного механизма является аппарат государственного органа. Он призван обеспечивать слаженную и эффективную работу каждого государственного органа и осуществление государственно-властных полномочий.

Государственный механизм действует на основе ряда юридически оформленных принципов. Под принципами понимают руководящие правовые начала, предписания требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования государственного механизма. Принципы принято делить на общие и частные. Общие принципы определяют основу государственного механизма в целом. Они, как правило, закреплены на конституционном уровне. Выделяют следующие конституционные принципы механизма государства:

  1. Принцип народовластия проявляется в наличии демократических основ организации всего государства. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что единственным источников власти в РФ является ее многонациональный народ. Народовластие представлено в двух формах: непосредственной и представительной демократии. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Представительная демократия предполагает осуществление власти через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, народ может непосредственно участвовать в формировании и деятельности государственных органов, входящих в механизм государства.
  2. Принцип законности выражается в конституционном требовании соблюдать и исполнять законы. В ст. 15 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и федеральные законы. Принцип законности, прежде всего, означает верховенство закона в рамках деятельности государственного механизма. Полномочия государственных органов должны быть четко закреплены в законе и осуществляться на основе законов и соответствующих подзаконных актов. Не допускается присвоение полномочий, не предусмотренных законом, выход за пределы установленной законом компетенции. Государственные органы несут прямую ответственность за поддержание режима законности, в связи с чем они обязаны предупреждать и пресекать любые нарушения закона.
  3. Принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Предусматривается самостоятельность всех ветвей власти. Для обеспечения действия данного принципа применяется "механизм сдержек и противовесов", предусматривающий систему мер взаимного контроля высших государственных органов с целью предотвращения чрезмерного усиления и возвышения какой-либо ветви власти над другой, установления диктатуры и пр.
  4. Принцип федерализма предполагает формирование двух уровней государственных органов - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Они обладают собственной компетенцией, а также осуществляют полномочия по предметам совместного ведения. Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В соответствии со ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти.
  5. Немаловажное место при организации и деятельности государственного механизма играет принцип гуманизма. Высшая ценность человека, его прав и свобод - базовая основа конституционного строя РФ (статья 2 Конституции). Государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Следовательно, государственный механизм призван реально претворять принцип гуманизма в жизнь.

Частные принципы организации и деятельности механизма государства затрагивают его отдельные звенья и выражаются в принципах деятельности отдельных его систем. Среди них ведущее место занимают принципы государственной службы РФ.

В ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" наряду с принципами федерализма, законности, гуманизма закреплены специальные принципы построения и функционирования государственной службы: равный доступ граждан к государственной службе; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю; объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так физических и юридических лиц.

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Алёна Гаранская
Алёна Гаранская

В курсе "Теория государства и права" тест №10 соответствует лекции №11. А в самой лекции №11 теста нет. Исправьте, пожалуйста, данную проблему.

Татьяна Еланидзе
Татьяна Еланидзе

В курсе Теория государства и права не соотвествует тест № 2 лекции №2, а  относится к лекции № 3

Кристина Арапова
Кристина Арапова
Россия, г. Москва
Даниил Латовин
Даниил Латовин
Россия, Республика Татарстан