Налоговая система
9.1. Сущность налогов и принципы налогообложения
С правовых, юридических позиций налоги можно характеризовать как устанавливаемые законодательным актом нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
С экономических позиций налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников.
Основная задача налогового регулирования доходов - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящих перед народом, страной, регионами, отраслями в целом.
К основным принципам налогообложения относят:
- равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
- определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
- простоту и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
- неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
Эти принципы разработаны А. Смитом и применимы к современному налогообложению. Однако превращение налога из простого изъятия средств в систему регулирования доходов и тем самым воздействия на социально-экономическое развитие накладывает свой отпечаток и на принципы проведения налоговой политики.
В Налоговом кодексе Российской Федерации, части 1, введенной в действие 1 января 1999 г., выдвинуты следующие принципы:
- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
- стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
- равнонапряженность - взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными доходами;
- обязательность - принудительность налога, неизбежность его выплаты;
- социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем современные принципы налогообложения должны предусматривать дополнительно, по крайней мере, три пункта:
- налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли;
- налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать;
- налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.
Построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудно совместимы, противоречивы. В этом наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для России постсоветского периода, состоит причина неустойчивости российского налогового законодательства, изменения и вида налогов и налоговых ставок. Вместе с тем динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика - часть экономической политики и социально-политического курса в целом. В связи с этим колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. Следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80-90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета не может не коснуться налогов.
9.2. Функции и виды налогов
В хозяйственном механизме налоги выполняют регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную (бюджетную) функции.
Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма.
Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товара за границу, ввоз капитала и т. д.
Распределительная функция обеспечивает перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.
Фискальная (бюджетная) функция предусматривает процесс изъятия части доходов для формирования бюджета, финансовых ресурсов государства.
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить число их видов пока не имели успеха.
В зависимости от источника взимания различают налоги:
- прямые - изымаются непосредственно с дохода налогоплательщика (он ощущает их в виде недополучения дохода), например налог на доходы физических лиц, налог на прибыль;
- косвенные - взимаются иным способом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Это в основном акцизные, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), НДС. Косвенные налоги именуются также безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств: это размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, имущества, на гектар земли и т. д.).
Согласно характеру налоговых ставок выделяют налоги:
- пропорциональные - налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. Общая величина налога прямопропорциональна объему налогообложения объекта. Например, ставка на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от увеличения прибыли;
- прогрессивные - налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения;
- регрессивные - налоговая ставка понижается по мере увеличения объекта налогообложения (дохода). Вводится для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества (например, до 1 января 2005 г. ЕСН составлял до 100 тыс. руб. в год - 35,6%, с 101 тыс. до 300 тыс. руб. - 20%, с 301 тыс. до 600 тыс. руб. - 10%, свыше 600 тыс. руб. - 2%, с 1 января 2005 г. он является пропорциональным - 26%).
По форме взимания различают налоги с натуральной и денежной оплатой. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги подразделяют на государственные - федеральные налоги и налоги субъектов Российской Федерации (республиканские) и местные.
По субъектам налогообложения выделяют налоги на юридических и физических лиц. Налоги также классифицируют по объекту налогообложения (доход, прибыль, заработная плата, земля, имущество) и в зависимости от целевого назначения.
Следует отличать собственно налоги, представляющие собой безвозмездные изъятия, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, предоставление ему благ и услуг.