Социальные основы информационного общества
3.1. Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура как совокупность средств поддержки информационной сферы деятельности общества и обеспечения доступа потребителей к информационным ресурсам охватывает не только сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и систем, но также и аппаратно-программные средства масс-медиа, оргтехнику, микропроцессорные и мобильные системы в промышленности, на транспорте, в военной и космической отраслях, научные учреждения, работающие в интересах ИКТ, информационные системы в здравоохранении, сфере услуг и торговле, библиотечные, электронные и документальные фонды и архивы. Через такую инфраструктуру, базирующуюся на ИКТ, человек осваивает безбарьерное виртуальное пространство, выбирает полезную для себя информацию, информационно взаимодействует с миром. Однако национальные и корпоративные сети и другие подсистемы, созданные в своё время по внутренним стандартам стран и компаний, оставались несовместимыми между собой в глобальной инфраструктуре, а приведение их к единым стандартам, как показала практика, весьма болезненно, ибо требует времени, финансовых затрат, квалифицированных специалистов и, главное, государственной воли. И всё же такая унификация проводится в рамках международных стандартов ISO (International Standard Organization).
С 1995 г. существует понятие глобальной информационной инфраструктуры как общемировой информационной сети массового обслуживания человечества. В глобальную инфраструктуру входят международные сети сетей (Интернет, Fidonet), системы цифрового телевидения и радиовещания, сетевые СМИ, системы спутниковой и подвижной связи, европейская база данных STN (Scientific and Technical Network), библиотечная и реферативная база данных Scopus, система индексации цитирования SCI (Science Citation Index), системы дистанционного обучения и др. [19].
Когда информационная инфраструктура прочно встанет на ноги, появятся невиданные прежде новинки подобно тому, как после превращения электричества в обыденность появились телеграф, телефон, радио, телевидение и компьютеры. Можно ожидать появления совершенно новых информационных технологий, которые сегодня ещё не вышли за стены научных лабораторий, - квантовых компьютеров и алгоритмов, оперирующих с квантовыми битами (кубитами) информации, квантовой фотонной (электронной, ионной) "телепортации кубитов", биомолекулярных компьютеров и др. Это будет инфраструктура нового технологического уклада.
Многие адепты информационного общества полагали, что одним из важнейших результатов информатизации и компьютеризации должна стать экономия времени с помощью автоматизированных систем управления (АСУ) как симбиозов мыслящих машин и людей. Но именно человеческий фактор не способствует радужным упованиям на экономию времени. Автоматизированные рабочие места (АРМ) с человеческим звеном работают со скоростью, не превышающей быстродействия тех же рабочих мест до автоматизации, а часто и медленнее. Пропускная способность и надёжность АРМ ограничены, в основном, ограниченными возможностями человека. Любая система, зависящая от производительности и надёжности человека, непроизводительна и ненадёжна. Современная концепция АСУ1В настоящее время понятие АСУ (Automatized Control System) эволюционировало к понятию "информационная система" (Information System) подобно тому, как кибернетика (cybernetics) в своё время эволюционировала к информатике (informatics, computer science). должна быть переориентирована на внедрение не автоматизированных, а автоматических (роботизированных) систем: "им бы человека взять и отменить". Только тогда информационное общество сможет реализовать времясберегающие технологии (наряду с энергосбережением). А ведь время, пожалуй, более важный социальный ресурс, чем энергия. Другое дело, что автоматические системы, несмотря на все ухищрения, могут оказаться беззащитными перед хакерами и взломщиками-кракерами, способными сделать проблематичным времясбережение. К тому же заменить автоматизированные системы управления на автоматические (без человеческого звена) означало бы передоверить машинам (роботам) принятие решений, что пока неприемлемо для homo sapiens. Парадокс: надо, но нельзя2"Если нельзя, но очень хочется, то можно!" (Шолом Алейхем).!
Информационные системы и технологии развиваются столь стремительно, что чуть ли не ежегодно организациям в порядке обновления приходится списывать с учёта массу устаревшей техники, закупать и осваивать новые аппаратно-программные комплексы, учить и учиться непривычным идеям и технологиям, которые ещё вчера казались фантастическими. Поэтому информационная инфраструктура динамична, она в постоянном обновлении и совершенствовании. В этом перманентном эволюционном процессе текущее состояние инфраструктуры можно зафиксировать лишь как отсчёт во времени - подобно отсчётам координат плывущего судна. Чтобы судно быстрее и надёжнее плыло, с него часто сбрасывают балласт. Так и информационная инфраструктура освобождается от балласта устаревших информационно-коммуникационных систем, чтобы поспевать за вызовами времени. Но, освобождаясь от отжившего, хотя бы иногда полезно пристально в него всмотреться с мыслью: а нет ли в безвозвратно уничтожаемом чего-нибудь полезного для следующих поколений как памяти о славном прошлом, без которого нет настоящего и не будет будущего?! А сколько ещё потенциально ценных экспонатов лежат без употребления в "закромах" инженерных и финансовых служб, компьютерных классов и научных лабораторий! Ведь современные дети и молодёжь с неподдельным интересом, как диковинку, рассматривают и осязают арифмометры и логарифмические линейки, фотографии уже не существующих компьютеров первых трёх поколений, матричные принтеры и монохромные дисплеи, первые микрокомпьютеры и работу их операционных систем командного типа, перфокарты, перфоленты и магнитные диски, радиолампы, транзисторы, микросборки, первые интегральные схемы и т. п. Знакомство с такими "диковинками" помогает учащимся и студентам понять прогресс современных ИКТ и принять участие в его продолжении.
Поэтому во многих странах (в том числе, в России) созданы музеи высоких технологий и информационных систем или развёрнуты соответствующие экспозиции в существующих музеях с постоянно обновляемыми фондами. Наряду с действующими экспонатами вычислительной техники разных поколений, в этих музеях присутствуют и экспонаты оргтехники и робототехники, носителей информации и встроенных микропроцессорных систем, демонстрируются в действии полузабытые операционные системы и пакеты программ, первые компьютерные игры, выставляются интригующие фотоматериалы и многое другое. Учитывая динамизм инфосферы, её непрерывную обновляемость, экспозиции подобных музеев содержатся тоже в режиме динамичного обновления, вплоть до демонстрации экспонатов, которые ещё вчера были "последним писком IT-моды".
На базе таких музеев (по аналогии с историей, археологией, палеонтологией, антропологией) преподаются информатика (в её историческом развитии), история науки и техники информационного общества. В США в любом более-менее крупном городе есть хотя бы один научно-технический музей, в котором, естественно, присутствует солидная экспозиция по информационной технике. Есть музеи, специализирующиеся только на компьютерах, например, калифорнийский Computer History Museum, есть виртуальные интернет-музеи информатики и компьютеров. Известен единственный в своём роде национальный американский музей криптографии.
В музеях ИКТ внедрён режим "полной открытости": нигде нет надписей "Руками не трогать", все экспонаты действующие, несмотря на преклонный возраст многих из них. Полагаем, что вписывание подобных музеев в информационную инфраструктуру способствует гуманизации технического образования.
Информационная инфраструктура включает и научные лаборатории, работающие в её интересах. В цивилизованных странах такие лаборатории в своём большинстве функционируют в высших учебных заведениях и снабжаются самым современным оборудованием, позволяющим осуществлять любые инновационные проекты, реализовать деловой принцип обучения студентов, использовать их креативность и готовность к смелым новациям для изобретательской деятельности. В оснащении таких учебно-научных лабораторий участвуют ведущие компании плюс федеральные органы. Руководят лабораториями авторитетные специалисты информационно-коммуникационной отрасли. Популярны виртуальные учебные лаборатории. Конечно, научные работники тоже прибегают к услугам виртуальных лабораторий вместо натурных экспериментов и испытаний. Виртуальное моделирование полезно в учебном процессе, на этапах аванпроектирования и эскизного проектирования ОКР (опытно-конструкторских работ), но на этапе технического проектирования требуются уже не виртуальные модели, не макеты, а действующие образцы техники. Поэтому в IT-науке информационного общества виртуальным лабораториям, скорей всего, будет предоставлена ограниченная "ниша", в отличие от образования, где виртуальные лаборатории найдут широкое применение.
Масс-медиа (пресса, телевидение, радио, Интернет) - важная составляющая информационной инфраструктуры, отвечающая в обществе за воспитание массовой культуры и массового сознания, являясь связующим функциональным звеном между акторами социальной жизни. Особенность масс-медиа в современном мире - главенствующая ориентация на удовлетворение "потребностей" всех потребителей информационных продуктов плюс (учитывая широчайший спектр таких потребностей) полная свобода слова, понимаемая как вседозволенность. Вбрасываемые в СМИ и из СМИ сведения обычно не селектируются на предмет выделения полезной информации ("скоропортящегося" продукта) из вороха бесполезного информационного шума и вредной дезинформации, мимикрирующих под достоверность и правду, а фактически насаждающих воинственную невежественность. Девиз "в демократической стране СМИ должны быть свободны" понимается институтом масс-медиа превратно: "всё дозволено". Но моя свобода не должна ущемлять свободы других, и обратно. Следовательно, свобода должна быть ответственной. Иначе она называется по-другому - анархия. Средства масс-медиа не имеют права навязывать культурному человеку информационного общества анархическое мировоззрение в упомянутом смысле. Самоорганизация истинно демократического, информационного и сетевого обществ, Интернета, рынка лишь внешне напоминает анархию хаоса, но внутренне это - не анархия; существует управляющая "невидимая рука" (Адам Смит о рынке). И если уж масс-медиа вписывается в информационную инфраструктуру, то её современный принцип "что хочу, то и ворочу" должен уступить место принципу "свобода - это ответственность". Иными словами, даже у свободы есть строгие рамки.