Опубликован: 09.05.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 4:

Стратегии фирм, их сущность и классификация

< Лекция 3 || Лекция 4: 12345678 || Лекция 5 >

ИНТУИТ в качестве: низком | высоком

4.1. Классификация стратегий

4.1.1. Ключевые характеристики эффективной стратегии

Стратегия фирмы - это общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы, исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью глубокого анализа прошлых результатов деятельности, внешней среды и сложившихся отношений с конкурентами и поставщиками, а также на основе прогноза их изменения в будущем.

Самое главное требование к стратегии - она должна быть эффективной.

Можно указать ряд ключевых характеристик в качестве критериев действительно эффективной стратегии.

Первая такая характеристика - ментальная правильность выбираемой и (или) разрабатываемой стратегии. К ментальной правильности относятся не только простое понимание, но и определенное постижение того, что все связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем составляющая менеджмент-искусства (т. е. управления, основанного на интуиции, "живом творчестве", креативности и т.п.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях - явно главной и доминирующей.

Вторая характеристика - ситуационность. Ситуационный подход в современном менеджменте вообще занимает особое место, а в частности, эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данной конкретной фирмы.

Третья характеристика - уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнес-успеха в стратегию конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее значимо отличной от стратегий всех главных конкурентов.

В определенных звеньях и (или) элементах цепочки / системы стоимости организация обязательно должна найти что-то свое положительно-уникальное. Такое уникальное, т.е. присущее только данной конкретной фирме, должно быть заложено в ее стратегию как одна из основ стратегического конкурентного преимущества и соответственно ее будущей конкурентоспособности.

Другими словами, чем-то существенным в данном бизнесе фирмы должна положительно отличаться от своих конкурентов. Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.

Но при этом надо помнить, что стратегии, которые базируются на имитации того, что уже делают конкуренты-лидеры, даже при нахождении удачных ситуационно-уникальных имитационных решений могут обеспечить конкурентные преимущества только относительно низкого порядка.

Четвертая характеристика - будущая неопределенность как стратегическая возможность. Будущее является неопределенным в принципе - и в этом источник развития конкретной фирмы. То есть внешняя среда фирмы в наше время меняется все быстрее и, с точки зрения традиционных представлений, становится все более непредсказуемой. Но при этом в каждом таком изменении заключаются не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Поэтому современная стратегия должна быть способна превращать изменения внешней среды в уникальные стратегические конкурентные преимущества конкретной фирмы.

Из четвертой логично вытекает пятая характеристика эффективной стратегии - гибкая адекватность. Для того чтобы можно было реализовать новые возможности, которые потенциально заключаются в изменениях внешней среды фирмы, ее собственные стратегические изменения должны быть адекватны изменениям внешним.

Эффективность бизнес-адекватности практически достижима только тогда, когда стратегия фирмы не случайно, а по существу является достаточно гибкой.

Таким образом, по критериям конечной эффективности конкретные стратегические изменения бизнеса (по своему содержанию, по синхронности во времени и по всем другим существенным параметрам) должны быть достаточно адекватными относительно изменений внешней среды фирмы. А это означает гибкую системную адекватность стратегии конкретной фирмы.

Необходимо отметить, что все указанные характеристики являются не альтернативными, а взаимодополняющими и взаимоусиливающими.

Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных фирм - это тот или иной (чаще всего уникальный), но обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик.

Следовательно, исходно целенаправленная, в меру творческая и по-настоящему профессиональная деятельность по практическому включению и (или) осознанному учету всех названных характеристик как содержательных ключевых моментов разрабатываемых и (или) выбираемых стратегий - это реально конструктивный путь выхода на действительно эффективную стратегию конкретной фирмы.

4.1.2. Классификационные признаки стратегий

При разработке стратегии важно не только учитывать указанные выше критерии (с точки зрения эффективности стратегии), но и знать общие классификационные рамки, в которые вписываются стратегии, хотя фактически классификация стратегий затруднена в связи с их разнообразием, наличием множества авторских подходов к типизации стратегий. Укажем наиболее существенные и часто используемые классификационные признаки:

  • базовая концепция достижения конкурентных преимуществ (стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, стратегия инноваций, стратегия быстрого реагирования, стратегия синергизма);
  • уровень принятия решений (корпоративные, деловые и функциональные стратегии);
  • стадия жизненного цикла отрасли (стратегии предприятий растущих, зрелых и переживающих спад отраслей);
  • основные характеристики продукта и сферы его распространения (продуктово-маркетинговые стратегии, стратегия глобализма);
  • относительная сила отраслевой позиции фирмы (стратегии отраслевого лидера и последователей, стратегии связанной и несвязанной диверсификации);
  • степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе (наступательные и оборонительные стратегии конкуренции).

Усложняющим фактором классификации является то, что большая часть стратегий может определяться одновременно по нескольким классификационным признакам, поэтому далее стратегии будут рассмотрены по следующим укрупненным блокам:

  • базовые стратегии;
  • стратегии достижения конкурентных преимуществ;
  • стратегии поведения в конкурентной среде;
  • отраслевые стратегии;
  • портфельные стратегии;
  • функциональные стратегии.

4.2. Базовые стратегии

К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы:

  • стратегия роста;
  • стратегия сокращения;
  • комбинированная стратегия.

В основе стратегии роста возможны следующие направления:

  1. концентрированный рост предполагает развитие продукта (его совершенствование или создание нового), развитие или захват рынка, не переходя при этом в другую отрасль;
  2. интегрированный рост - развитие фирмы на основе обратной, прямой, горизонтальной интеграции (т. е. соответственно либо получение в собственность и установление контроля за поставщиками, либо за сбытовой сетью, либо конкурентами);
  3. диверсифицированный рост - развитие на основе проникновения в другие отрасли (горизонтальная диверсификация предполагает реализацию технологически новой продукции на существующем рынке; конгломеративная диверсификация - реализацию технологически новой продукции на новых рынках; концентрическая или центрированная диверсификация - создание новых производств, совпадающих с профилем организации).

Стратегия сокращения означает либо закрытие, продажу одного из своих подразделений, бизнесов; либо "сбор урожая" (постепенное сокращение бесперспективного бизнеса для получения максимального совокупного дохода); либо ликвидацию фирмы (крайний случай).

Комбинированная стратегия предполагает сочетание отдельных базовых стратегий, в зависимости от ситуации или условий для каждого вида бизнеса.

4.3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ

Стратегии достижения конкурентных преимуществ относятся к группе конкурентных стратегий, к которым можно отнести также и стратегии поведения в конкурентной среде.

Каждая из этих стратегий базируется на необходимости достижения определенного конкурентного преимущества. Под конкурентными преимуществами при этом понимаются уникальные осязаемые или неосязаемые активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса (оборудование, торговая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр.). Отметим, что конкурентные преимущества современных фирм не всегда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финансовых инноваций. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса. Рассмотрим особенности основных стратегий достижения конкурентных преимуществ, некоторые характеристики которых приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
Параметры Стратегии
минимизации издержек дефференциации фокусирования инноваций опреративного реагирования синергизма
Основной источник конкурентных преимуществ Низкая стоимость продукции Действительные или декларируемые отличия от продукции, сервиса, персонала, имиджа конкурентов Наличие у продукции уникальных свойств с точки зрения относительно узкого сегмента потребителей Создание новой продукции или технологии, имеющей значительно более высокую конкурентоспособность Получение временного статуса монопольного производителя Синергетический эффект
Величина сегмента Обширный сегмент Обширный сегмент Узкий сегмент с особыми потребностями Любая Любая В зависимости от вида диверсификации
Ширина продуктовой линии Узкая Широкая Любая Любая Любая В зависимости от вида диверсификации
Наиболее уязвимые места Радикальное изменение технологии, высокая чувствительность к степени загрузки мощностей Появление товаров имитаторов, высокие затраты на рекламную кампанию Исчезновение узкого сегмента, вхождение в отрасль сильных конкурентов Большой финансовый риск Исчезновение предпосылок для данной стратегии Получение реального синергетического эффекта зависит от успешного совмещения многих различных элементов
< Лекция 3 || Лекция 4: 12345678 || Лекция 5 >
Ирина Бахтина
Ирина Бахтина

Здравствуйте, необходимо предоставить скриншот результатов теста. Тесты не активны. 

Антон Захаров
Антон Захаров
Добрый день. Та же ситуация. Прослушал курс Стратегический менеджмент и нет возможности сдать тестирование, чтобы в дальнейшем получить сертификат, как указано в описании к курсу. Документ об окончании: сертификат (http://www.intuit.ru/studies/courses/3449/691/diplomas)
Ярослав Гаврилов
Ярослав Гаврилов
Россия, Москва, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2009
Санат Сатаев
Санат Сатаев
Казахстан, Алматы