Опубликован: 05.03.2005 | Уровень: специалист | Доступ: платный
Лекция 6:

Интеграционное тестирование и его особенности для объектно-ориентированного программирования

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Аннотация: Рассматривается модель объектно-ориентированной программы, использующая понятие P-путей и MM-путей. Приводятся оценки сложности тестирования и методика тестирования объектно-ориентированной программы. Рассматривается пример интеграционного тестирования.

Особенности интеграционного тестирования для объектно-ориентированного программирования

Программный проект, написанный в соответствии с объектно-ориентированным подходом, будет иметь ГМП, существенно отличающийся от ГМП традиционной "процедурной" программы. Сама разработка проекта строится по другому принципу - от определения классов, используемых в программе, построения дерева классов к реализации кода проекта. При правильном использовании классов, точно отражающих прикладную область приложения, этот метод дает более короткие, понятные и легко контролируемые программы.

Объектно-ориентированное программное обеспечение является событийно управляемым. Передача управления внутри программы осуществляется не только путем явного указания последовательности обращений одних функций программы к другим, но и путем генерации сообщений различным объектам, разбора сообщений соответствующим обработчиком и передача их объектам, для которых данные сообщения предназначены. Рассмотренная ГМП в данном случае становится неприменимой. Эта модель, как минимум, требует адаптации к требованиям, вводимым объектно-ориентированным подходом к написанию программного обеспечения. При этом происходит переход от модели, описывающей структуру программы, к модели, описывающей поведение программы, что для тестирования можно классифицировать как положительное свойство данного перехода. Отрицательным аспектом совершаемого перехода для применения рассмотренных ранее моделей является потеря заданных в явном виде связей между модулями программы.

Перед тем как приступить к описанию графовой модели объектно-ориентированной программы, остановимся отдельно на одном существенном аспекте разработки программного обеспечения на языке объектно-ориентированного программирования (ООП), например, C++ или С#. Разработка программного обеспечения высокого качества для MS Windows или любой другой операционной системы, использующей стандарт "look and feel", с применением только вновь созданных классов практически невозможна. Программист должен будет затратить массу времени на решение стандартных задач по созданию пользовательского интерфейса. Чтобы избежать работы над давно решенными вопросами, во всех современных компиляторах предусмотрены специальные библиотеки классов. Такие библиотеки включают в себя практически весь программный интерфейс операционной системы и позволяют задействовать при программировании средства более высокого уровня, чем просто вызовы функций. Базовые конструкции и классы могут быть переиспользованы при разработке нового программного проекта. За счет этого значительно сокращается время разработки приложений. В качестве примера подобной системы можно привести библиотеку Microsoft Foundation Class для компилятора MS Visual C++ [ 21 ] ".

Работа по тестированию приложения не должна включать в себя проверку работоспособности элементов библиотек, ставших фактически промышленным стандартом для разработки программного обеспечения, а только проверку кода, написанного непосредственно разработчиком программного проекта. Тестирование объектно-ориентированной программы должно включать те же уровни, что и тестирование процедурной программы - модульное, интеграционное и системное. Внутри класса отдельно взятые методы имеют императивный характер исполнения. Все языки ООП возвращают контроль вызывающему объекту, когда сообщение обработано. Поэтому каждый метод (функция - член класса) должен пройти традиционное модульное тестирование по выбранному критерию C (как правило, С1 ). В соответствии с введенными выше обозначениями, назовем метод Modi, а сложность тестирования - V(Modi,C). Все результаты, полученные в лекции 5 для тестирования модулей, безусловно, подходят для тестирования методов классов. Каждый класс должен быть рассмотрен и как субъект интеграционного тестирования. Интеграция для всех методов класса проводится с использованием инкрементальной стратегии снизу вверх. При этом мы можем переиспользовать тесты для классов-родителей тестируемого класса [ 22 ] , что следует из принципа наследования - от базовых классов, не имеющих родителей, к самым верхним уровням классов.

Графовая модель класса, как и объектно-ориентированной программы, на интеграционном уровне в качестве узлов использует методы. Дуги данной ГМП (вызовы методов) могут быть образованы двумя способами:

  • Прямым вызовом одного метода из кода другого, в случае, если вызываемый метод виден (не закрыт для доступа средствами языка программирования) из класса, содержащего вызывающий метод, присвоим такой конструкции название Р-путь (P-path, Procedure path, процедурный путь) .
  • Обработкой сообщения, когда явного вызова метода нет, но в результате работы "вызывающего" метода порождается сообщение, которое должно быть обработано "вызываемым" методом.

Для второго случая "вызываемый" метод может породить другое сообщение, что приводит к возникновению цепочки исполнения последовательности методов, связанных сообщениями. Подобная цепочка носит название ММ-путь (MM-path, Metod/Message path, путь метод/сообщение) [ 23 ] . ММ-путь заканчивается, когда достигается метод, который при отработке не вырабатывает новых сообщений (т. е. вырабатывает "сообщение покоя").

Пример ММ-путей приведен на рисунке 6.1. Данная конструкция отражает событийно управляемую природу объектно-ориентированного программирования и может быть взята в качестве основы для построения графовой модели класса или объектно-ориентированной программы в целом. На рисунке 6.1 можно выделить четыре ММ-пути (1-4) и один P-путь (5):

  1. msg a \to метод 3 \to msg 3 \to метод 4 \to msg d
  2. msg b \to метод 1 \to msg 1 \to метод 4 \to msg d
  3. msg b \to метод 1 \to msg 2 \to метод 5
  4. msg c \to метод 2
  5. call \to метод 5

Здесь класс изображен как объединенное множество методов.

Введем следующие обозначения:

Kmsg - число методов класса, обрабатывающих различные сообщения;

Kem - число методов класса, которые не закрыты от прямого вызова из других классов программы.

Пример MM-путей и P-путей в графовой модели класса

Рис. 6.1. Пример MM-путей и P-путей в графовой модели класса

Если рассматривать класс как программу P, то можно выделить следующие отличия от программы, построенной по процедурному принципу:

  • Значение Kext (число точек входа, которые могут быть вызваны извне) определяется как сумма методов - обработчиков сообщений Kmsg (например, в MS Visual C++ обозначаются зарезервированным словом afx_msg и используются для работы с картой сообщений класса) и тех методов, которые могут быть вызваны из других классов программы Kem. Это определяется самим разработчиком путем разграничения доступа к методам класса (с помощью ключевых слов разграничения доступа public, private, protected ) при написании методов, а также назначении дружественных ( friend ) функций и дружественных классов. Таким образом, Kext = Kmsg + Kem, и имеет новый по сравнению с процедурным программированием физический смысл.
  • Принцип соединения узлов в ГМП, отражающий два возможных типа вызовов методов класса (через ММ-пути и Р-пути ), что приводит к новому наполнению для множества М требуемых элементов.
  • Методы (модули) непрозрачны для внешних объектов, что влечет за собой неприменимость механизма упрощения графа модуля, используемого для получения графа вызовов в процедурном программировании.

С учетом приведенных замечаний, информационные связи между модулями программного проекта получают новый физический смысл, а формула оценки сложности интеграционного тестирования класса Cls принимает вид: V(Cls, C) = f (Kmsg, Kem)

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?

Сергей Чурбанов
Сергей Чурбанов
Екатерина Столярова
Екатерина Столярова
Россия, УдГУ
Ольга Акбашева
Ольга Акбашева
Россия, Самара, Аэрокосмический университет, 2013