Опубликован: 01.12.2014 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Московский институт развития образования
Лекция 7:

Подготовка материалов проекта к презентации

< Лекция 6 || Лекция 7: 123
Аннотация: В лекции описаны формирование проектно-исследовательской компетентности у студентов инженерного вуза и уровни сформированности проектно-исследовательской компетентности. Описана система оценивания проектной деятельности студентов инженерных вузов. Рассмотрены характер поэтапных совместных действий студентов (исполнителей) и преподавателя в ходе выполнения проекта, основные характеристики проектно-исследовательской компетентности, организация проектной деятельности студентов инженерных вузов на основе технологии web-portfolio.

Формирование проектно-исследовательской компетентности у студентов инженерного вуза

Современная инженерная деятельность тесно связана с разработкой и созданием технических систем, их функционированием и управлением. Разделение труда неизбежно ведет к специализации инженеров. Из основных сфер деятельности инженеров можно выделить исследовательскую, конструкторскую, организаторскую, технологическую, производственную. Тем не менее, базовой составляющей любой инженерной деятельности следует считать проектировочную деятельность [7.1], формирующую мотивацию студентов к непрерывному расширению и углублению знаний и умений. Одним из условий модернизации системы высшего образования, согласно Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [7.2], является вовлеченность студентов и преподавателей в социально значимую проектную деятельность как важного ресурса проектно-исследовательской компетентности1Проектно-исследоваптельскаяя компетентность – это интегративная личностная характеристика, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе личностно-осмысленных принципов природо- и культуросообразности [7.3] (далее – ПИК). Один из вариантов иерархии исследовательских задач в проектной инженерной деятельности приведен на рис. 7.1.

Иерархия типов исследовательских задач (Источник: Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов 13.00.01. – Тюмень, 2012. – 27 с)

Рис. 7.1. Иерархия типов исследовательских задач (Источник: Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов 13.00.01. – Тюмень, 2012. – 27 с)

Метод учебных проектов, под которым принято понимать форму учебно-познавательной активности студентов, заключающейся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающей единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющейся средством развития личности на основе применения имеющихся знаний и приобретения новых путем индивидуальных (парных, коллективных) самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией полученных результатов, предполагает проведение исследовательской деятельности, включающей 3 основных этапа:

  • подготовительный этап: выбор и формулирование темы проектной работы, анализ объекта проектирования, обсуждение плана и структуры исследования, распределение между участниками конкретных заданий с установлением сроков их выполнения;
  • содержательный этап: сбор и обработка информации из различных источников (опросы, наблюдения, эксперименты, интервью, карты, рекламные проспекты, книги, дополнительные тексты по специальности, материалы музеев, архивов, периодические издания, Интернет, видеоматериалы); выдвижение гипотезы решения проблемы; реализация технологического решения поставленной проблемы; анализ полученных данных, оформление конечных результатов, корректировка проекта, выводы;
  • заключительный этап: публичное представление и защита проекта (презентация), оценка и обсуждение конечных результатов.

Г.И. Харченко и М.В. Гулакова [7.4] отмечают, что учебное проектирование является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения – содержательной, процессуальной, коммуникативной и др., синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности. Работа над проектом: развивает творческие и аналитические способности студентов, коммуникативные и исследовательские умения, вырабатывает критическое мышление, расширяет кругозор и эрудицию, умение сотрудничать и работать в малых группах, повышает общеинженерную подготовку. Принципиально новым явлением в проектной учебной деятельности является возможность использования информационных компьютерных технологий, в связи с чем существенно расширилась сфера применения инженерных знаний в программировании, проектировании, конструировании.

ПИК имеет интегративный характер, объединяя в своей структуре отдельные элементы общекультурных (коммуникативная, информационная, личностного самосовершенствования) и профессиональных компетентностей, обусловленных содержанием и функциями конкретной профессиональной направленности.

Предлагаемые студентам учебные проекты, выполняемые при консультативно-координационной и коллегиальной помощи преподавателей, формируют различные компоненты ПИК: мотивационно-ценностный компонент (личная заинтересованность студента в изучении конкретного материала); когнитивный компонент (познание феноменов окружающего мира, изучение способов решения возникающих естественнонаучных проблем; овладение навыками работы с первоисточниками и справочной литературой, систематизацией материала, выбора методов и способов практической деятельности, постановки эксперимента (выявление проблем, выдвижение гипотезы, планирование путей реализации ее проверки, опытно-экспериментальное испытание, освоение техники проведения опытов и обеспечения безопасности, анализ и обобщение данных, формулирование выводов); формирование навыков публичных выступлений; деятельностный (операционально-практический) компонент (овладение навыками самоорганизации (умение ставить перед собой реальные цели, планировать деятельность; развитие навыков групповой работы, освоение техники ведения дискуссии)); творческий компонент (создание компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, конструирование (макетов, лабиринтов, приборов и т.п.), моделирование, проектирование, зарисовки и т.д.).

Мировая практика и российский опыт свидетельствуют об эффективности проектных технологий в инженерном образовании. Исследование специфики самостоятельной работы студентов в техническом вузе выявило качественные изменения личностных профессиональных качеств подготовки инженерных кадров, обеспечивающих определенный уровень их способности и готовности к проектной деятельности, требующей применения различных форм представления знаний в виде словесных аналогов, зрительных образов, моделей, умений и навыков, меж- и внутрипредметных связей. Инженерное проектирование способствует обеспечению логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активному использованию нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного; оптимальному использованию учебного времени, совершенствованию навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление.

Однако, проведенный анализ научной педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого представления о содержательных, процессуальных и предметных харатеристик, раскрывающих смысл, оценку и условия сформированности ПИК;, неразработанности проблемы управления развитием готовности будущих инженеров к проектной деятельности, недостаточной изученности вопросов моделирования целей обучения студентов проектированию в техническом вузе. Кроме того, установлено, что в настоящее время проектно-исследовательская деятельность среди студентов не пользуется особой популярностью. Так, по оценкам, свыше 50% студентов инженерных вузов демонстрируют в целом невысокий уровень проектно-исследовательской компетентности при выполнении заданий по анализу, синтезу, классификации фактов, формулировании выводов.

Проблема выявления условий и мотивов сформированности ПИК у студентов инженерных специальностей вузов отличается неоднозначностью решений.

Так, например, в то время как Т.А. Парфенова [7.5] дифференцирует ПИК студентов по совокупности показателей (умение управлять своими эмоциями, настойчивость и упорство в достижении целей, общительность, высокая нормативность поведения, смелость, чувствительность, дипломатичность, профиль саморегуляции, мотивированность к успеху, рефлексивность, коммуникативность, творческие особенности) по3 уровням сформированности – низким (включает частичные проявления навыков, входящих в состав компетентности), средним (предполагает развитые способности) и высоким (эффективное использование внутренних и внешних средств, проявление соответствующих навыки в ситуации повышенной сложности) (табл. 7.1), С.Н. Лукашенко [7.6], используя в качестве критериев и показателей развития ПИК ценностно-мотивационный (выраженность внутренних мотивов положительного отношения к исследовательской деятельности; осознание значимости исследований для учебной и профессиональной деятельности, для жизни в целом; осознание значимости изучения выделенных дисциплин для развития исследовательских качеств); когнитивный (владение системой знаний об исследовательской деятельности (полнота, глубина, системность знаний о логике, структуре, методах исследования и др.), интеллектуальный потенциал); содержательно-деятельностный (владение учебно-исследовательскими и научно-исследовательскими компетенциями на разных уровнях, способность использовать исследовательские умения в нестандартных ситуациях исследовательского характера; продуктивная учебно-познавательная и исследовательская деятельность в условиях образовательной среды вуза; проявление активности, самостоятельности при решении исследовательских задач); коммуникативный (умение рассуждать, доказывать и аргументировать свое решение; публично представлять и защищать результаты своей исследовательской работы; использовать законы межличностного общения в ситуациях исследовательского взаимодействия); рефлексивный (осознание себя субъектом исследовательской деятельности; оценка готовности к выполнению исследовательских задач; владение навыками самоанализа и анализа своей исследовательской деятельности) предлагает др. вариант уровневых характеристик сформированности ПИК (табл. 7.2).

Таблица 7.1. Уровни сформированности проектно-исследовательской компетентности (по Т.А. Парфеновой [7.5])
Уровень сформированности Компонент компетентности Показатели сформированности компетентности
высокий управленческий студент проявляет ответственность, практичность, высокую скорость в решении практических задач, ориентируется на внешнюю реальность, проявляет деловую направленность, настойчивость в достижении целей, развитое чувство долга, соблюдает общепринятые правила, умеет эффективно контролировать свои эмоции и поведение, испытывает потребность в осознанном планировании деятельности, продумывании способов для достижения целей, проявляет развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, автономность в организации активности индивида и группы
эмоционально-личностный
  • студент проявляет общительность, открытость, приспосабливаемость, готовность в совместной работе;
  • готов к продуктивному сотрудничеству и активен в устранении конфликтов, возникающих в коллективе, с легкостью устанавливает контакты, в общении проявляет эмоциональную устойчивость, имеет адекватную самооценку и оценку деятельности;
  • студент имеет высокий уровень мотивации к успеху, высокий уровень развития рефлексивности, умеет адекватно реагировать на справедливую критику, умеет отказать
творческий студент проявляет выраженную любознательность, стремление к изучению новых механизмов, процессов, явлений, склонен к поиску нестандартных путей решения задач, имеет развитое воображение, умение видеть необычное в обычном, проявляет интерес к сложным явлениям, отдает приоритет в сторону трудных задач, проявляет умеренную склонность к риску
средний управленческий
  • студент проявляет ответственность в ситуациях личной заинтересованности, умеренную настойчивость в достижении цели, развитую компромиссность;
  • студент проявляет невысокую скорость решения практических задач, ориентируется как на внешнюю реальность, так и на внутренние субъективные потребности, не проявляет потребности в осознанном планировании деятельности;
  • студент отличается импульсивностью, проявляет сложность при контроле своих эмоций, сложность в восприятии критики, трудности в планировании и самостоятельной организации активности индивида и группы
эмоционально-личностный
  • студент проявляет недоверчивость, критичность, импульсивность, раздражительность, утомляемость;
  • развита склонность к объективности, в коллективе субъект испытывает трудности в установлении контактов;
  • имеет низкий уровень мотивации к успеху, низкий уровень развития рефлексивности, не умеет принимать критику, не умеет отказывать
творческий студент не проявляет любознательности, интереса и стремления к исследованию новых явлений, процессов и механизмов, отдает приоритет простейшим путям решения задач, не обладает развитым воображением, не склонен к творчеству, проявляет повышенную предрасположенность к риску или не проявляет совсем
низкий управленческий
  • студент проявляет склонность к непостоянству, трудности в выполнении групповых требований, неорганизованность, проявляет свободу от влияния социальных норм, поглощенность собственными иллюзиями, зависимость от настроения, неумение контролировать свои эмоции и поведение;
  • слаборазвита потребность в планировании, имеет место неадекватная оценка значимых внутренних и внешних условий, неумение и (или) нежелание продумывать последовательность своих действий, некритичен к собственным действиям, неспособен быстро и адекватно реагировать на ситуацию, неспособен самостоятельно организовать активность индивида или группы
эмоционально- личностный
  • студент проявляет недоверчивость, критичность, импульсивность, раздражительность, утомляемость;
  • в профессиональной деятельности развита склонность к объективности, к излишней строгости в оценке людей, в коллективе испытывает трудности в установлении контактов, жестокость по отношению к окружающим;
  • имеет низкий уровень мотивации к успеху, низкий уровень развития рефлексивности, не умеет принимать критику, не умеет отказывать
творческий студент не проявляет любознательности, интереса и стремления к исследованию новых явлений, процессов и механизмов, отдает приоритет простейшим путям решения задач, не обладает развитым воображением, не склонен к творчеству, проявляет повышенную предрасположенность к риску или не проявляет совсем
Таблица 7.2. Характеристика уровней развития исследовательской компетентности (по С.Н. Лукашенко [7.6])
Элементарный Базовый Повышенный
ценностно-мотивационный наличие предположения, что решение исследовательских задач пригодится только в вузе; осознание необходимости изучения выделенных дисциплин для решения исследовательских задач, однако, преобладает внешняя мотивация к исследовательской деятельности потребность в решении исследовательских задач связана с интересом и осознанием важности исследовательских умений; осознание необходимости изучения выделенных дисциплин для решения исследовательских задач стойкая и осознанная потребность в овладении знаниями для осуществления исследовательской деятельности, которую считают необходимой как для успешной учебы, так и для успешной дальнейшей профессиональной деятельности
когнитивный освоение минимального уровня знаний о способах осуществления исследования или решения исследовательских задач; невысокий интеллектуальный потенциал освоение знаний, являющихся базой для осуществления исследовательской деятельности; интеллектуальный потенциал не ниже среднего уровня владение методологией исследовательской деятельности; высокий интеллектуальный потенциал
содержательно-деятельностный сформированность отдельных исследовательских умений, способность их применения только в стандартных ситуациях (по образцу); непостоянство в проявлении активности при решении исследовательских задач, исследовательская деятельность осуществляется с существенной помощью преподавателя, выполняются только предусмотренные программой учебные исследования владение учебно-исследовательскими и научно-исследовательскими компетенциями на уровне бакалавриата, способность применения исследовательских умений в нестандартных учебных ситуациях; проявление чаще повышенной активности при проведении учебных исследований, потребность в направляющей поддержке преподавателя владение учебно-исследоваельскими и научно-исследовательскими компетенциями на уровне магистратуры, способность применения исследовательских умений в новых, нестандартных ситуациях; регулярное проявление активности и полной самостоятельности в учебном и в неучебном процессе, связанные с большим интересом к проводимым исследованиям
коммуникативный готовность сообщать и наглядно представлять информацию; рассуждения логичны, но возможно не хватает уверенной аргументации; готовность быть хорошим исполнителем, работая в команд готовность формулировать и аргументировано отстаивать свою исследовательскую позицию; готовность обмениваться информацией, идеями, проблемами и решениями со специалистами и дилетантами; брать на себя ответственность, работая в команде готовность ясно и недвусмысленно излагать свои выводы и знания, на которые они опираются; на научном уровне обмениваться информацией, идеями, проблемами и решениями; брать на себя ответственность, работая в команде, возглавлять команду
рефлексивный осознание себя субъектом учебной исследовательской деятельности; чаще завышенная (заниженная) оценка своих способностей и возможностей; анализ и оценка своих возможностей, а также соотнесение результата с поставленной целью бывают затруднительны осознание себя субъектом исследовательской деятельности; чаще верная оценка своих возможностей при выборе и решении исследовательских задач; владение навыками анализа своей деятельности, способность верно соотносить достигнутые результаты с поставленной целью осознание себя субъектом исследовательской деятельности; всегда верная оценка своих возможностей при решении исследовательских задач; владение навыками анализа, как своей деятельности, так и исследовательской деятельности других студентов

Понятие "проектно-исследовательская компетентность" в контексте современной компетентностноориентированной парадигмы высшего образования представляет собой довольно сложный феномен.Так, Н.В. Матяш и Ю.А. Володина [7.7] отмечают, что данная проблема связана как с пониманием содержательных аспектов понятия "компетентность", так и с определением психологических условий развития компетентности как субъектной характеристики конкретного человека.

Актуальной задачей является выявление критериев оценки уровня ПИК студентов инженерных вузов.

< Лекция 6 || Лекция 7: 123
Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Яна Прима
Яна Прима
Россия, МГИДА, 2003
Светлана Иовлева
Светлана Иовлева
Россия, Симферополь, НУБиП "Крымский агротехнологический университет", 2011