Особенности Архитектуры электронного правительства
Особенности Архитектуры электронного правительства по сравнению с Архитектурой предприятия
Общее описание Архитектуры электронного правительства
Вспомним традиционное разбиение архитектуры на представления или частные архитектуры (домены), такие как бизнес-архитектура, архитектура информации, архитектура приложений и технологическая архитектура. Государство в целом и отдельные ведомства, на самом деле, имеют много общего, когда мы рассматриваем "нижние" уровни: инфраструктуру, вычислительные платформы и сети. Эти базовые уровни не несут и не отражают специфику, связанную с логикой деятельности организации и выполнения функций и бизнес-процессов. Однако очевидные различия с коммерческими предприятиями обнаруживаются по мере того, как мы рассматриваем "более верхние" слои стека информационных технологий, которые связаны с прикладными системами для исполнения конкретных государственных функций. Государственные ведомства отвечают за реализацию характерных для государства функций, и среди этих функций можно найти лишь небольшое число параллелей и аналогий с коммерческими организациями. Государственные ведомства также внедряют такие корпоративные системы, как системы управления ресурсами предприятия (ERP) или системы управления отношениями с клиентами, т.е. гражданами и бизнесом (CRM). Но даже при условии, что эти системы реализуют аналогичные функции, что и в бизнес-среде, реализация их в государственных ведомствах сильно отличается.
Если говорить об отличиях, связанных с выделением отдельных представлений (или доменов) в описании Архитектуры электронного правительства, то многие методики особо выделяют некоторые области, которые не всегда актуальны для архитектуры уровня предприятия.
В качестве примера можно привести концепцию Архитектуры электронного правительства Gartner [9.9], которая выделяет следующие представления:
- интерфейс;
- бизнес-архитектура (функции);
- данные;
- прикладные системы;
- общие сервисы;
- интеграция;
- инфраструктура.
Это условно показано на рис. 7.1 в виде "пирамиды". Все перечисленные области Архитектуры электронного правительства обеспечивают основу использования информационных технологий в организациях. Архитектура на уровне государства в целом или на уровне отдельного ведомства должна быть дополнена структурами управления и набором процессов, которые ее поддерживают и обеспечивают, т.е. Архитектурой операций или Процессами управления Архитектурой и ИТ.
Заметим, что данная концептуальная архитектура электронного правительства Gartner была опубликована еще в 2001 году и носит достаточно "традиционный" характер. В курсе "Архитектура предприятия" мы описывали несколько иную методику Gartner Group для описания архитектуры предприятия, которая впервые была опубликована в 2002 году. Она также применима к электронному правительству, и чуть позже мы рассмотрим особенности использования этой обновленной методики в отношении электронного правительства.
Сейчас нам, однако, важнее понять особенности различных доменов архитектуры применительно к электронному правительству. В частности, можно заметить такую характерную, в основном, только для архитектуры электронного правительства область (домен), как общие сервисы. Но и многие другие области архитектуры электронного правительства также содержат характерные особенности, на которых мы кратко остановимся.
Рассмотрим более подробно особенности архитектуры электронного правительства в целом и отличительные черты отдельных доменов (областей) этой архитектуры.
Федеративная или централизованно-децентрализованная модель архитектуры
Одной из центральных характерных принципов реализации архитектуры электронного правительства является федеративная или централизованно-децентрализованная модель.
Это означает децентрализованную реализацию архитектуры различными государственными министерствами, агентствами и ведомствами при централизованной разработке методик описания, анализа и оптимизации архитектуры и при централизованном создании базовых технологических компонент и систем, обеспечивающих общие, повторяющиеся для большинства ведомств функции.
Различные государственные ведомства будут продолжать отвечать за реализацию своих функций и работу с соответствующими данными. То есть, непосредственно ведомства остаются "владельцами" процессов и будут ответственными за реализацию своих собственных информационных систем и за актуальность и точность информации.
Интеграция и повторное использование технологий и решений будет достигаться через идентификацию и реализацию общих принципов проектирования и создание ограниченного набора общих для большого количества ведомств базовых технологических компонент, использование которых уменьшит дублирование в создании систем и обеспечит их многократное использование.
Как справедливо отмечено в [9.10], два фактора являются обязательными для успеха федеративного принципа реализации архитектуры, который, с нашей точки зрения, является единственно возможным для крупных государственных структур управления:
- развитая модель управления архитектурным процессом, способная обеспечить не столько механизмы жесткого навязывания решений, сколько механизмы координации архитектур отдельных организационных структур и ведомств;
- централизованные механизмы финансирования инфраструктурных проектов, которые требуются для реализации общих компонент федеративной архитектуры.
При этом ключевой вопрос для людей, отвечающих за разработку архитектуры, состоит в том, насколько "толстым" должен быть слой общих сервисов. Ответ на этот вопрос требует четкого понимания всего многообразия функций и бизнес-процессов различных организационных структур и ведомств, а также потребностей в обмене информацией.
С технической точки зрения, уже сегодня, например, российские федеральные ведомства имеют достаточную технологическую основу и ИТ-инфраструктуру для реализации своих функций в электронной форме (сети, компьютеры и т.д.). Необходимо лишь более четко определиться по прикладным системам поддержки административных процессов и услуг. При этом потребуется два типа таких систем на федеральном уровне:
- системы, обеспечивающие общие сервисы (базовые компоненты) (например, общий сервер электронных форм документов, общие сервисы безопасности, каталоги с информацией о государственных служащих, платформа для оплаты государственных услуг и т.д.);
- прикладные системы, специфические для реализации конкретных функций и услуг.
Прикладные системы большей частью состоят из компонент, настроенных под реализацию конкретного процесса и услуги и, таким образом, должны, как правило, быть реализованы на уровне отдельного ведомства. В противоположность этому общие сервисы (базовые компоненты) могут быть использованы аналогичными или похожими способами для реализации большого количества процессов и услуг. Они покрывают специфическую функциональность в общей форме и поэтому обеспечивают широкую область реализации своих полезных свойств.
Для достижения интеграции систем различных ведомств на федеральном уровне и на различных уровнях государственного управления, систем предоставления государственных услуг в условиях, когда за реализацию государственных услуг отвечают соответствующие отдельные ведомства, средством координации могут быть только:
- хорошо определенная архитектура;
- общие методики;
- общие форматы и схемы данных.