Как уже отмечалось выше, методологии внедрения информационных систем являются источником информации для разработки иерархической структуры проекта внедрения и иерархической структуры работ проекта. Состав работ (процессов) и последовательность их исполнения в значительной мере определяются целями проекта внедрения, используемым программным обеспечением, особенностями автоматизируемой сферы деятельности, организационной структурой объекта автоматизации, принятой у разработчика организацией работы и пр.
В настоящем разделе мы рассмотрим особенности отдельных методологий внедрения: их цели, предусмотренные этапы, состав и взаимосвязи работ.
Методологии внедрения компании Microsoft
Для поддержки внедрения систем группы Microsoft Business Solutions (Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, Microsoft CRM) компанией Microsoft разработан ряд методологий: On Target, Microsoft Business Solutions Partner Methodology, Microsoft Dynamics Sure Step. Все они поддерживаются специализированными программными средствами и шаблонами проектной документации, которые не являются общедоступными и предоставляются только официальным партнерам Microsoft.
Наиболее старая версия - методология On Target - ориентирована главным образом на удовлетворение требований, сформулированных Заказчиком. Процесс внедрения делится на шесть этапов: подготовка проекта, анализ, дизайн, разработка и тестирование, развертывание, опытная эксплуатация. Задачи этапов и выполняемые работы приведены в таблице 2.1.
Таблица
2.1.
Характеристика этапов внедрения по методологии On Target
Этап проекта
|
Цели этапа |
Выполняемые работы (пакеты работ) |
Подготовка проекта
|
Разработать проектную документацию. Сформировать команду проекта
|
Предварительное планирование проекта.
Разработка проектных процедур.
Формирование Рабочей группы Проекта.
Разработка и утверждение Устава Проекта.
Разработка спецификации на следующую стадию |
Анализ |
Подготовить команду проекта.
Разработать функциональные требования к системе |
Обучение Рабочей группы Заказчика (ключевые пользователи, разработчики и администраторы).
Анализ бизнес-процессов Заказчика.
Подготовка и утверждение функциональных требований к системе.
Подготовка Плана и Бюджета Проекта.
Разработка спецификации на следующую стадию |
Дизайн |
Разработать технические требования к системе.
Разработать принципы реализации требований
|
Подготовка и утверждение Технического задания.
Разработка и согласование Дизайна решения (реализация функциональных требований в системе).
Детальное описание системных модификаций и интерфейсов с внешними программами.
Уточнение Плана и Бюджета Проекта.
Разработка спецификации на следующую стадию |
Разработка и тестирование |
Создать программный продукт
Проверить работоспособность продукта |
Разработка и тестирование дополнительной функциональности.
Разработка и утверждение дополнительных интерфейсов.
Разработка программы тестирования модификаций и интерфейсов.
Выполнение процедур тестирования модификаций и интерфейсов.
Разработка спецификации на следующую стадию |
Развертывание |
Установить систему у Заказчика |
Развертывание (инсталляция) системы на рабочие места конечных пользователей.
Настройка прав и уровней доступа пользователей.
Разработка процедур переноса сальдо и операций.
Разработка процедур верификации начальных данных и операций.
Подготовка пользовательских инструкций.
Обучение конечных пользователей.
Разработка спецификации на следующую стадию |
Опытная эксплуатация
|
Запустить систему в эксплуатацию.
Осуществить сдачу-приемку проекта |
Перенос начальных сальдо и операций.
Выполнение процедур верификации начальных данных.
Запуск системы в эксплуатацию.
Опытная эксплуатация.
Приемка |
В последующих версиях методологии - Microsoft Business Solutions Partner Methodology, Microsoft Dynamics Sure Step - основной акцент делается на нуждах бизнеса Заказчика, которому, в конечном итоге, необходимо решение для эффективной работы бизнеса: система управления предприятием, обеспечивающая достижение его целей. Результат проекта, согласно MBS Partner Methodology, - это работающее решение для бизнеса Заказчика, а не простая настройка программного продукта. Использование в процессе внедрения этой методологии позволяет обеспечить высокую эффективность проекта для Заказчика и реальное достижение тех целей внедрения, ради которых Заказчик и начал проект. Методология обеспечивает регулярный контроль хода проекта на всех этапах, что направлено на снижение проектных рисков.
Таким образом, цели MBS Partner Methodology оказываются значительно шире, чем в предыдущей методологии, и включают в себя:
- создание решения, оптимально соответствующего бизнес-потребностям клиента;
- максимально эффективное использование ресурсов;
- минимизацию сроков и затрат на внедрение;
-
уменьшение рисков компании клиента.
Состав этапов проекта внедрения отличается от предыдущей версии методологии, как по названиям, так и по выполняемым работам.
MBS Partner Methodology
|
On Target |
1. Диагностика |
1. Подготовка проекта
|
2. Анализ |
2. Анализ |
3. Дизайн |
3. Дизайн |
4. Разработка и тестирование |
4. Разработка и тестирование |
5. Развертывание |
5. Развертывание |
6. Начальное сопровождение |
6. Опытная эксплуатация
|
Содержание этапов проекта представлено в таблице 2.2.
В рамках данной методологии вводятся понятия концептуального (ориентированного на бизнес-пользователя) и детального (ориентированного на разработчика) дизайна системы, что обеспечивает последовательность и преемственность в формировании пользовательских и системных требований к решению.
Появляются требования о выделении отдельной среды для разработки программного продукта, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему.
Таблица
2.2.
Характеристика этапов внедрения по методологии MBS Partner Methodology
Этап проекта
|
Цели этапа |
Выполняемые работы (пакеты работ) |
Диагностика |
Анализ и описание бизнес-процессов. Выявление основных потребностей бизнеса.
Оценка функциональной применимости базового программного продукта. Определение ожидаемых результатов, сроков, границ и бюджета проекта
|
Организация рабочей группы сотрудников Заказчика для проведения диагностики.
Сбор предварительной информации.
Обследование и описание структуры предприятия, бизнес-процессов, основных целей, потребностей и ожиданий Заказчика.
Согласование результатов обследования, установка критериев оценки результатов проекта.
Подготовка отчета о Диагностике.
Предложения по разработке и внедрению решения |
Анализ |
Организация проекта. Детальное обследование и описание предприятия Заказчика.
Изучение требований к внедряемому решению. Документирование функциональных требований, создание полного перечня требуемых модификаций и доработок функциональности |
Открытие проекта, формирование Управляющего комитета и проектной группы.
Подготовка плана проекта, Устава проекта, порядка отчетности, управления изменениями и рисками, сдачи-приемки проекта.
Проведение тренинга для сотрудников клиента по базовой функциональности продукта.
Уточнение и детализация требований к решению бизнес-процессов Заказчика.
Выработка решений относительно изменения существующих бизнес-процессов, модификации функциональности продукта, построения интерфейсов с внешними системами.
Подготовка Спецификации функциональных требований.
Согласование и утверждение функциональных требований, уточнение параметров проекта |
Дизайн |
Описание создаваемого решения, детальное проектирование модификаций и доработок функциональности. Планирование изменений бизнес-процессов. Уточнение подходов к разработке и испытаниям проектируемого решения |
Разработка Концептуального дизайна (Технического задания), описывающего в терминах предметной области концепцию реализации решения, изменения функциональности и бизнес-процессов, требования к отчетности.
Согласование и утверждение Концептуального дизайна Заказчиком проекта.
Разработка Детального дизайна (Программного дизайна), описывающего в терминах системы предполагаемые модификации функциональности, интерфейсы с внешними системами, порядок тестирования разработки, порядок приемки работ.
Согласование и утверждение Детального дизайна.
Планирование порядка, сроков и ресурсов для разработки и контроля качества.
Уточнение параметров последующих стадий |
Разработка и тестирование |
Реализация и первичное тестирование модификаций и доработок функциональности. Установка и настройка системы.
Планирование и проведение испытаний.
Доработка решения по результатам испытаний |
Настройка среды для разработки, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему.
Реализация модификаций и интерфейсов, первоначальное тестирование разработчиками.
Передача результатов разработки Заказчику для тестирования, исправление обнаруженных ошибок, корректировка требований, повторная реализация и тестирование.
Комплексное тестирование Заказчиком, исправление ошибок и корректировка требований.
Установка результатов разработки в рабочую среду, настройка системы, перенос основных справочников и сальдо.
Проведение финальных испытаний и подготовка к сдаче-приемке |
Развертывание |
Подготовка и настройка рабочей системы.
Разработка пользовательской документации.
Тренинг конечных пользователей. Планирование и запуск в рабочую эксплуатацию. Сдача-приемка проекта |
Проведение официальной сдачи проекта Заказчику.
Оценка достижения целей проекта и критериев успеха.
Планирование запуска в промышленную эксплуатацию.
Подготовка системы к запуску, контроль готовности, заведение актуальных данных.
Организация и проведение тренинга для конечных пользователей.
Запуск ежедневной обработки в новой системе операций.
Осуществление первоначальной поддержки специалистами партнера промышленной эксплуатации системы.
Официальное завершение проекта, оценка проекта Заказчиком |
Начальное сопровождение |
Сопровождение функционирования системы в режиме рабочей эксплуатации.
Устранение выявленных несоответствий.
Переход к режиму работы Заказчика в рамках контракта на регулярное сопровождение |
Осуществление ежедневной поддержки работы Заказчика с системой (по телефону, электронной почте, с выездом специалистов на место).
Периодические обновления системы, связанные с выходом новых версий, изменениями законодательства, развитием технологий.
Проведение периодической оценки соответствия решения требованиям Заказчика, наличия потребностей в изменении и развитии решения. Планирование и организация новых проектов |