Блоги и социальные сети
В этой лекции мы рассмотрим самые популярные явления современного Интернета - блоги и социальные сети.
Персональные блоги
Платформа блогов - это сайт, предоставляющий возможность любому пользователю завести свой персональный блог и работать с ним. Большинство современных платформ блогов предоставляют основной свой функционал на бесплатной основе.
Самая популярная платформа блогов в Рунете - это сервис Живых журналов (http://www.livejournal.com/). Для многих пользователей сам термин "Блог" означает синоним сайта livejournal.com.
Рассмотрим условную классификацию персональных блогов.
Среднестатистический блог
Среднестатистический блог - это трудовая книжка, справка о доходах и характеристика в одном флаконе. Взлеты и падения, праздники и проблемы, покупки и приобретения любовно описываются, снабжаются фото и видео и выкладываются на всеобщее обозрение. В блогах, авторы которых оставляют заметки с достаточной регулярностью, можно узнать полнейшее жизнеописание человека, с мельчайшими деталями его характера. Не нужно устраивать психологических испытаний - люди сами добровольно и с большим энтузиазмом описывают свои многочисленные перипетии и, не сдерживаясь в эмоциях, пишут, пишут, пишут. Удивительный мир живых журналов, удивительный сервис, подаривший возможность каждому, бесплатно превращать свою жизнь в килобайты и мегабайты публичной популярности!
Почему создаются среднестатистические блоги? Модная тенденция, желание быть "как все", потребность создать свое сообщество, в которое входит круг друзей, знакомых, коллег. Желание обсуждать прошедшие встречи и посиделки в удобной для всех форме. Для большинства из владельцев это лишь хобби и они не ставят цель войти в число так называемых "тысячников" - пользователей, число друзей которых (френдов) перевалило за тысячу.
Большинство блогов читать скучно. Русская классическая литература 19 века прекрасно вывела портрет типичного мещанина. Если всучить этому портрету клавиатуру, посадить за компьютер и показать сайт www.livejournal.com, то и получится типичный журнал. Как правило, потребность стороннего человека в чтении такого журнала возникает лишь тогда, когда возникает необходимость оценить потенциального сотрудника или клиента. Все, что нужно - это установить сходство между реальными паспортными данными и ником в живом журнале ( задачу поиска людей подробнее см. в "Безопасность в Интернете" ). Работа со среднестатистическим блогом сводится к одному - нашли, почитали, сделали выводы, закрыли страницу, забыли адрес журнала.
Тематические блоги
Дизайнер, программист, журналист, альпинист, фотограф, путешественник - словом, любой, чья работа может быть описана полезным образом в виде текста и\или ярких фотографий в один прекрасный момент решает завести блог. Который будет посвящен не чему угодно, а только определенной тематике. О чем и сообщается на первой странице такого блога. Как правило, они затрагивают достаточно узкую область и представляют интерес для профессионалов. Некоторые из подобных блогов - настоящие жемчужины блогосферы. Те из них, которые становятся популярными, иногда переводятся на обычные сайты и приносят доход владельцам за счет размещения рекламы.
Основная проблема тематических блогов - это их наполнение по методу "скопировал-вставил". При появлении достаточно интересного блога появляется множество подражателей, которые самым обычным образом тащат материал с оригинального сайта. Впрочем, лишь потому, что они не первые в этой области, зачастую копированные блоги представляют собой слабую тень оригинала.
Примером яркого "Иллюстрированного журнала обо всем на свете" является блог Другого (Адагамова Рустема): http://drugoi.livejournal.com/. Самый популярный блог Рунета.
Сетевые писатели или публицисты
Некоторые блоги содержат описания всего и вся. Но их довольно интересно читать. Почему? Мастерство авторов, нередко на уровне хороших публицистов, заставляет смотреть читателя новым взглядом на старые вещи. Кроме того, предмет их описаний хорошо отражается в известной поговорке - "Великие умы обсуждают идеи, средние - события, остальные обсуждают людей". В таких блогах обычно не встретишь описание личной жизни. Это одна из отличительных особенностей журналов сетевых писателей, поэтому всем, кто пытается им стать, следует учитывать это простое правило. Нередко обычные писатели ведут такие блоги - в качестве примера можно привести живой журнал Сергея Лукьяненко: http://doctor-livsy.livejournal.com/
Знаменитости, политики, звезды и т.д
Иногда тоже заводят живые журналы. Зачем? Работа отделов по связям с общественностью, дополнительное привлечение внимания, возможность прочувствовать обратную связь - вот причины, по которым они заводят живые журналы. Им не нужно ставить цель быть "тысячниками" - их блоги сразу после появления автоматически становятся популярными. Иногда, даже самые бессмысленные комментарии, становятся лидерами бесстрастной статистики.
Живой журнал - это площадка. Площадка для публичного человека, который может ею пользоваться совершенно бесплатно. Можно дать интервью - но из него вырежут все нецензурные слова, его сократят, а возможно даже и исказят. На интервью нужно время, нужно место и договоренности. Выход в прямой эфир - это запись, это доказательство, это навсегда. Живой журнал - это место, когда можно выступить с пресс-релизом в 4 часа утра. Не собирая журналистов, не выезжая никуда. В живом журнале можно дать трактовку определенным событиям, деталям, происшествиям. Словом, живой журнал - это совершенно уникальное средство массовой информации, которое активно и применяется всеми, кому это нужно.