| 
         Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем          | 
Управление качеством проекта
Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта [ 9 ] . Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.
Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность, безопасность, надежность.
Управление качеством (в рамках управления проектом) - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:
- ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) - стандарт для обеспечения качества результатов проектов;
 - ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.
 
Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:
- ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;
 - ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.
 
Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000:2000:
- ориентация деятельности Компании на клиента;
 - управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;
 - вовлечение и мотивация персонала;
 - процессное представление всех видов деятельности;
 - системный подход к управлению;
 - непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);
 - достоверность информации для управленческих решений;
 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.
 
Стандарт ISO10006 имеет название "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:
- ориентация деятельности Компании на клиента;
 - ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;
 - представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
 - сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;
 - процессное представление всех видов деятельности;
 - системный подход к управлению проекта в целом.
 
Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами, управление персоналом, управление информацией, управление рисками, управление материально-техническим снабжением.
Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.
Стадия "Концепция". На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. "Концепция" имеет следующие разделы:
- Политика и стратегия качества;
 - Общие требования и принципы обеспечения качества;
 - Стандарты, нормы и правила;
 - Интеграция функций обеспечения качества;
 - Требования к системе управления качеством.
 
Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:
- определение показателей оценки качества;
 - определение технических спецификаций;
 - описание процедур управления качеством;
 - составление списка объектов контроля;
 - выбор методов и средств оценки качества;
 - описание связей с другими процессами;
 - разработка плана управления качеством.
 
Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.
Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.
Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.
- Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.
 - Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.
 - Формирование списка отклонений.
 - Корректирующие действия.
 - Документирование изменений.
 
Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.
Основными процессами обеспечения качества проекта являются планирование качества, его обеспечение и контроль. Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 8.2.
                             

