Глоссарий терминов
База известных ошибок (Known Error Database или KEDB) - база данных, содержащая все записи об известных ошибках.
Быстрое восстановление (Fast Recovery) - способ восстановления. Предусматривается восстановление услуги за короткий промежуток времени, обычно менее 24 часов. При быстром восстановлении обычно используется выделенный стационарный резервный центр с компьютерными системами и ПО, сконфигурированными для работы услуг.
Вероятность риска — вероятность, с которой данный риск может быть реализован. Здесь также применима качественная шкала (пренебрежимая вероятность, малая и т. д. — вплоть до весьма вероятной). Но могут использоваться и численные значения (обычно выбирают некоторый набор типовых значений, например, 0,1; 0,3; 0,5; 0,7; 0,9). Следует отметить, что событие, которое должно обязательно произойти, не является риском, и действия, которые необходимо в связи с ним предпринять, определяются в рамках обычного планирования и управления, а не управления рисками
Владелец бизнес-процесса (Process Owner) – должностное лицо, ответственное за конкретный процесс.
Внутренняя ставка окупаемости (Internal Rate of Return) — это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход (NPV) равен 0.
Воздействие, или последствие риска — влияние реализовавшегося риска на возможность выполнить определенные составляющие плана. Воздействие обычно касается стоимости, графика и технических характеристик разрабатываемого продукта. К примеру, при разработке ПО воздействие риска может привести к тому, что продукт перестанет удовлетворять заказчика в полной мере или даже станет непригодным. Воздействие часто имеет скрытый период — от момента проявления риска до появления результирующего изменения в системе. Для оценки воздействия риска обычно используют условные единицы или качественную шкалу (например, пренебрежимое, малое, существенное, большое, катастрофическое). Для работы с положительными рисками нужно соответствующим образом расширить шкалу.
Действие (Activity) – основные виды деятельности, предпринимаемые в рамках процесса.
Директор по ИТ (Chief Information Officer, CIO) – должностное лицо организации, ответственное за работу ИТ.
Домен (Domain) – группирование контрольных целей в логические этапы внутри жизненного цикла ИТ-инвестиций.
Доступность (Availability) - способность конфигурационной единицы или услуги выполнять согласованную функцию, когда это требуется.
Зрелость (Maturity) – понятие, характеризующее степень, в которой бизнес может положиться на определенный процесс, ведущий к достижению желаемых целей.
Изменение услуг - добавление, модификация или удаление утвержденной, запланированной или поддерживаемой услуги или ее компонента и соответствующей документации.
Информация – данные в любой форме, введенные, обработанные и выведенные информационными системами в любой используемой бизнесом форме;
Информированный (Informed) – лица, поставленные в известность о развитии какого-либо действия.
Инфраструктура – технологии и технические средства (аппаратное обеспечение, операционные системы, СУБД, сетевое оборудование), которые обеспечивают работу приложений.
ИТ-архитектура – описание фундаментального устройства ИТ-компонентов организации, взаимосвязей между ними и способа, посредством которого компоненты системы обеспечивают достижение целей организации.
ИТ-инцидент (IT Incident) – любое событие, не являющееся штатным элементом ИТ-сервиса, которое причиняет или может причинить сбой или снижение качества.
Ключевой показатель достижения цели (Key Goal Indicator, KGI) – показатель, который сообщает менеджменту постфактум, достиг ли ИТ-процесс бизнес-целей, обычно выражен в терминах информационных критериев.
Ключевой показатель эффективности (Key Performance Indicator) – показатель, определяющий, насколько хорошо процесс ведет к намеченной цели. Это - "индикатор опережения", показывающий, что цель, вероятно, будет достигнута, а также индикатор возможностей, практик и навыков. Индикатор оценивает деятельность по достижению целей, то есть действия, которые владелец процесса должен предпринять для достижения эффективности процесса.
Консультирующий (Consulted) – лица, чьи мнения учитываются в ходе определенной деятельности (двухсторонний обмен информацией).
Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право.
Корпоративное управление (Enterprise Governance) – группа ответственных лиц и комплекс практических действий, предпринимаемых Советом директоров и высшим руководством организации с целью обеспечить реализацию стратегических планов, удостовериться, что поставленные цели достигнуты, управление рисками осуществляется на должном уровне, ресурсы организации используются ответственно.
Методология контроля (Control Framework) – набор фундаметальных мер контроля, которые помогают участникам бизнес-процесса предотвратить финансовые и информационные потери организации.
Мощность(Capacity) - максимальная пропускная способность, которую может обеспечить конфигурационная единица или услуга в рамках согласованных целевых показателей уровня услуги.
Надежность (Reliability) - мера того, как долго услуга, компонент или конфигурационная единица может выполнять согласованную функцию без прерывания.
Немедленное восстановление (Immediate recovery) - способ восстановления, также известный как "горячее резервирование". Предусматривается восстановление услуги без прерывания услуги. Немедленное восстановление обычно использует технологии зеркалирования, балансировки загрузки и разделения площадок установки оборудования. Этот способ чаще всего предусматривает "двойную локацию" компонентов системы, то есть полное дублирование.
Непрерывность (Continuity) – предотвращение, нивелирование последствий и восстановление после прерывания или сбоя. Понятия "планирование восстановления бизнеса", "планирование восстановления после сбоя" и "планирование непредвиденных обстоятельств" также могут употребляться в данном контексте, все эти термины обращаются к аспектам восстановления.
Объект конфигурации или конфигурационная единица (Configuration Item, CI) – компонент инфраструктуры или объект, требующий настроек, связанных с инфраструктурой, которая находится под контролем (или должна находиться под контролем) должностных лиц, ответственных за конфигурацию. Объекты конфигурации могут весьма разниться по сложности, размерам и типам – от целой системы (включающей аппаратную часть, программное обеспечение и документацию) до отдельного модуля или небольшого аппаратного компонента.
Ответственный (Responsible) – лицо, которое несет ответственность за успешное выполнение работ в рамках процесса.
Обходное решение (Workaround) - уменьшение или устранение влияния инцидента или проблемы, для которых в текущий момент недоступно полное разрешение.