Практическое использование CMM. Проект SPICE
Оценка процессов
Отсутствие в доступных публикациях по CMM явно определенных методик применения модели и нежелание SEI способствовать открытому распространению таких методик вызвали к жизни инициативу по разработке практических рекомендаций по использованию модели CMM для оценки проектных организаций, связанных с разработкой ПО, и их процессов.
В 1993 г. с одобрения ISO была создана международная Проектная Организация SPICE1англ. Software Process Improvement and Capability dEtermination (SPICE), которая к 1995 г. подготовила девять документов под общим названием "Оценка процессов, связанных с программным обеспечением" (Software Process Assessment), где рассматриваются все задачи, возникающие при проведении оценки, от построения рейтингов процессов до обучения участников проекта. Эти документы, имевшие статус проекта стандарта ISO, впоследствии действительно составили стандарт ISO/IEC TR 15504 - CMM "Information Technology. Process Assessment". В 2001 г. был опубликован русский перевод стандарта фирмы Ай-Ти (Ай-Ти, 2001), а в 2009 г. подготовлен аутентичный перевод, получивший статус стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504 "Информационные технологии. Оценка процессов" (вводится в действие с 2010 г.). С появлением стандарта ISO название "SPICE" перешло к организации пользователей разработки группы SPICE, которая продолжает существовать и с 2000 г. проводит ежегодные пользовательские конференции.
Я использую в дальнейшем оригинальные материалы SPICE и свой собственный перевод их на русский, чтобы избежать проблем с согласованием русскоязычной терминологии стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504 и терминологии этой книги. Надеюсь, что заинтересованным читателям не составит труда установить соответствие между терминами в разных переводах.
Авторы документов SPICE не применяют термина "аудит процессов", используя вместо него "оценку" (assessment), что затрудняет перевод на русский язык слова assessor. Я буду пользоваться терминами "оценка" и "аудитор". Дальнейшее изложение опирается на документ (SPICE, 1995), который я для краткости буду называть Отчетом SPICE.
На рис. 8.1 показана структура Отчета (за исключением вводной части 1 и словаря, содержащегося в части 9). Вот краткие характеристики частей.
- Вводная часть. Описывает контекст деятельности по оценке и улучшению процессов и вводит пять категорий процессов.
- Модель управления процессами. Определяет шесть уровней развитости процесса. Включает описания всех общих практик для всех уровней развитости и всех основных практик для всех процессов из процессных областей. Модель управления процессами принципиально отличается от модели CMM, хотя и имеет с ней общие черты (см. ниже).
- Оценка процессов. Содержит практические указания по построению профиля (см. ниже) конкретного процесса.
- Руководство по оценке. Содержит указания по организации проекта оценки, определяет восемь основных этапов проекта, методику выбора экземпляра процесса для оценки, определяет принципы командной работы в проекте. Изложение иллюстрируется примерами.
- Построение, выбор и использование инструментов оценки. Самая объемная часть стандарта. Содержит практические советы, шаблоны, таблицы и т. п. инструменты для аудитора. Каждый инструмент предназначен для решения совершенно определенной задачи. Например, таблица "Индикаторы управления процессами" дает формальный механизм оценки того, реализованы ли общие практики на определенном уровне. Таблица структурирована по всем уровням и всем общим практикам.
- Квалификация и обучение аудиторов. Даны описания ролей аудиторов в проекте, представлены профессиональные требования к аудитору, изложены методы оценки квалификации аудиторов.
- Руководство по использованию оценки с целью улучшения процессов. Содержит рекомендации по инициализации процесса оценки и использованию его результатов в связи с улучшением процессов. Обсуждаются задачи согласования улучшений с бизнес-целями организации, культурные и коммуникационные аспекты улучшения процессов.
- Руководство по использованию при определении развитости процессов поставщика. Содержит соображения по выполнению потребителем оценки процессов потенциального поставщика и вытекающих отсюда рисков. Может использоваться самим поставщиком для оценки того, удовлетворяет ли он требованиям потребителя.
- Словарь.
Из всех перечисленных частей Отчета первостепенную важность для целей настоящей книги имеют Часть 1 (Введение), Часть 2 (Основные практики), а также отчасти Часть 7 (Улучшение процессов) и Часть 8 (Руководство). На них базируется дальнейшее изложение. Более специальные Части 3-6 не рассматриваются.
Модель процессов в Отчете SPICE
Во введении определяются пять категорий процессов, о которых дальше идет речь в Отчете (см. таблицу 8.1). Документ ориентирован на разработку ПО в проектной организации, т. е. сфера его применения та же, что и у CMM.
Формальная структура модели процессов следующая. Процессы состоят из основных практик. Основные практики процесса обеспечивают достижение его цели и генерируют результаты процесса (в Отчете используется термин work products, который обозначает и промежуточные, рабочие результаты). Выполнение процесса - это и есть выполнение его основных практик. Кроме того, имеются общие практики, характеризующие не процесс, а организацию. Общие практики отражают управленческие действия, направленные на реализацию процесса или на управление процессом. Общие практики в равной степени применимы ко всем процессам.
Общие практики объединяются в характеристики7англ. Common Features . Содержательно объединение ничего нового не дает, а только группирует практики, близкие по целям управления.
Наконец, определяется шесть уровней развитости процессов. Каждый уровень полностью определяется своим набором характеристик. Характеристики нумеруются так: "номер уровня, номер характеристики на уровне". Ниже приведена таблица, показывающая соответствие уровней и характеристик.
Как видно, описания уровней очень похожи на описания уровней в CMM. Но структуры моделей и уровней зрелости в CMM и Отчете SPICE принципиально разные.
Напомню, что в основу CMM была положена точка зрения, согласно которой уровень зрелости организации характеризуется группой ключевых процессов, причем на каждом уровне зрелости эта группа своя. В ходе развития организации и перехода ее на более высокие уровни зрелости ключевые практики, составляющие группу, и сами группы изменяются. Группы ключевых процессов, соответствующие каждому уровню, были детально описаны. Часть ключевых практик группы определяла собственно выполняемые процессы, а остальные ключевые практики описывали, насколько эти процессы внедрены в практику организации. Для того чтобы подчеркнуть это различие, ключевые практики на каждом уровне группировались в одинаковые разделы с "говорящими" названиями, по которым можно было судить о назначении входящих в раздел практик.
Что же вместо этого предлагает SPICE?
Во-первых, множество процессов организации полностью определено и не меняется в связи с развитием организации. В качестве такого множества взята модель процессов, близкая к той, которую предлагает стандарт ISO/IEC 12207 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207), но расширенная процессами управления проектами (таблица соответствий приведена в Приложении E к части 2 Отчета). В стандарте ISO/IEC 15504 (Ай-Ти, 2001) собственная модель процессов была отчасти перегруппирована и расширена по сравнению с эталонной моделью ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 за счет добавления процессов административного управления рисками, административного управления качеством, процесса организационных установок и некоторых других. Позже стандарт был сделан независимым от конкретной модели процессов и просто ссылался на эталонные модели ISO/IEC 12207 и ISO/IEC 15288.
Вместо зрелости8англ. maturity производственного процесса организации в целом вводится понятие развитости9англ. capability каждого процесса в отдельности. Разные процессы могут иметь разные уровни развитости; понятие зрелости организации отсутствует. Для того чтобы не придумывать для каждого процесса свои критерии развитости, была определена шкала из шести независимых от процессов уровней, которые характеризуют не процессы, а организацию в целом. Фактически уровни определяют способности организации по управлению процессами.
Довольно искусственное построение CMM, где ключевые практики входили не в процессы, а в разделы, и на каждом уровне содержание разделов было уникально (сохранялись только их названия) заменено в модели SPICE гораздо более простым. Теперь основные практики составляют собственно процессы, а общие - описания уровней. То, что общие практики сгруппированы в характеристики - не более чем удобная нотация. Описания уровней полностью независимы от процессов, описания процессов, в свою очередь, не связаны с уровнями, принадлежность процесса к категории имеет только иллюстративный смысл.
Для того чтобы пояснить сказанное, рассмотрим пример.
В категории "Потребитель-поставщик" имеется процесс CUS.1
" Приобрести программный продукт и/или услугу10англ. Acquire software product and/or service ". Идентификатор процесса CUS.1 означает просто первый процесс в категории "Потребитель-поставщик". Цель процесса: "Определить действия, которые должны быть выполнены приобретателем или потребителем для получения продукта или услуги".