Домен "Планирование и организация": Разработка стратегического плана развития ИТ
В этой и последующих лекциях мы рассмотрим 34 процесса управления ИТ, которые предлагает COBIT 4.1, в соответствии со структурой описания, рассмотренной в предыдущей лекции.
4.1. Разработка стратегического плана развития ИТ
Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, цели ИТ должны соответствовать целям бизнеса. Цели бизнеса определяются стратегией бизнеса, а цели ИТ – соответственно, стратегией ИТ. Стратегия (в COBIT используется термин "стратегический план") структурирует направление деятельности, улучшает понимание акционеров и руководства о возможностях и ограничениях, определяет уровень необходимых инвестиций и требования к персоналу. Стратегия ИТ – долговременный (от трех до пяти лет) план, в котором корпоративный и ИТ-менеджмент совместно описывают, как ресурсы ИТ будут способствовать достижению стратегических целей организации[1]. Таким образом, ИТ-стратегия - это сценарий, по которому предполагается развивать ИТ корпорации. Она помогает понять, какие области производственно-хозяйственной деятельности организации больше всего нуждаются в автоматизации. Фактически ИТ-стратегия представляет собой документ, который адресован руководителям компании и отвечает на вопрос, как использовать ИТ для развития бизнеса, что для этого нужно сделать и какие финансовые, кадровые и иные ресурсы понадобятся. Более "низшими" по иерархии являются тактические планы, за формирование которых также отвечает первый процесс домена "Планирование и организация". Тактический план ИТ – среднесрочный (от 6 до 18 месяцев) план, в котором положения стратегического плана ИТ преобразуются в необходимые шаги, требования по ресурсам, и способы, посредством которых будут осуществляться управление и мониторинг ресурсов и преимуществ [1]. Другими словами, Стратегия задает направление и общие цели, то есть то, что нужно сделать, а тактические планы - то, как нужно сделать.
Приведем описание процесса из русскоязычной версии COBIT 4.1 (рис.4.1).
Разработка стратегического плана развития ИТ.
удовлетворяет следующим требованиям к ИТ:
поддержка или расширение корпоративной стратегии и требований управления при условии прозрачности в отношении преимуществ, затрат и рисков.
сосредоточено на:
соединении корпоративного и ИТ управления путем преобразования бизнес-требований в предложение конкретных услуг и разработке стратегий оказания этих услуг прозрачным и эффективным образом.
достигается с помощью:
- совместной работы бизнеса с высшим руководством по совмещению стратегического планирования ИТ с текущими и будущими потребностями организации;
- понимания текущих возможностей ИТ;
- выработки схемы приоритетов бизнес-целей, которая охарактеризует количественно бизнес-требования.
результаты оцениваются с помощью следующих показателей:
- доля целей ИТ в стратегическом плане ИТ, которые соответствуют стратегическому плану бизнеса;
- доля ИТ-проектов в портфеле ИТ-проектов, которые отражены в тактических планах ИТ;
- время задержки между обновлением стратегического плана ИТ и тактических планов.
Тактические планы ИТ кратко определяют цели, планы действий и задачи, которые понятны и принимаются как со стороны руководства корпорации, так и со стороны ИТ. Для данного процесса первична результативность информации, вторична – ее эффективность. Приоритетной областью управления является Соответствие стратегии, второстепенными – Управление рисками и Управление ресурсами. Процесс работает с приложениями, информацией, инфраструктурой и персоналом.
В таблице 4.1 представлены входы процесса, то есть входящая информация, и ее источники.
| Источник | Входящая информация | 
|---|---|
| PO 1 | Отчеты о затратах и преимуществах | 
| PO 3 | Оценка рисков | 
| PO 10 | Обновленный портфель ИТ-проектов | 
| AI 1 | Новые или обновленные требования к услугам, обновленный портфель ИТ-услуг | 
| AI 7 | Корпоративная стратегия и приоритеты | 
| DS 3 | Портфель инвестиционных программ | 
| DS 6 | Аспекты эффективности для ИТ-планирования | 
| ME 4 | Отчет о статусе управления ИТ; корпоративные стратегические указания | 
В таблице 4.2 отображены результаты процесса "Разработка стратегического плана развития ИТ" и процессы, на вход которых они должны поступить.
| Результаты | В процессы | |||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Стратегический план ИТ | PO 2..PO 6 | PO 8 | PO 9 | AI 1 | DS 1 | |
| Тактические планы ИТ | PO 2..PO 6 | PO 9 | AI 1 | DS 1 | ||
| Портфель ИТ-проектов | PO 5 | PO 6 | PO 10 | AI 6 | ||
| Портфель ИТ -услуг | PO 5 | PO 6 | PO 9 | DS 1 | ||
| Стратегия аутсорсинга ИТ | DS 2 | |||||
| Стратегия приобретения в сфере ИТ | AI 5 | |||||
В таблице 4.3 приведена иерархия целей и показатели их достижения в отношении процесса.
| Цели | Показатели | 
|---|---|
| ИТ: 
 | 
 | 
| Процесса: 
 | 
 | 
| Действия: 
 | 
 | 
На рис.4.2 изображены связи целей и показателей для процесса.
Следует отметить, что представленные на рис.4.2 связи актуальны для всех процессов, которые будут рассмотрены далее.
Таблица 4.4 соответствует таблице ОУКИ для процесса "Разработка стратегического плана развития ИТ".
| Действия\Функции | президент | финансовый директор | Высшее руководство | Директор по ИТ | Владелец бизнес-процесса | Руководитель эксплуатации системы | Главный архитектор ИТ-системы | Руководитель разработок | Руководитель администрации ИТ | Руководитель проектного офиса | Аудит, риски, безопасность | 
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Создать и поддерживать корпоративную информационную модель | К | И | У/О | О | К | ||||||
| Создать и поддерживать корпоративные справочники данных | К | К | О | У/О | К | К | К | К | К | К | |
| Разработать и поддерживать схемы классификации данных | У | К | К | О | И | К | К | К | К | И | К | 
| Обеспечить владельцев данных процедурами и инструментами для классификации информационных систем | К | И | У | К | К | К | К | К | О | И | |
| Применять информационную модель, справочники данных и системы классификации для оптимизации бизнес-систем | К | И | И | У | О | О | К | О | К | К | И | 
 
                             





