Сколько блоков занимает битовая карта блоков, если число блоков в группе равно 128, а размер блока 16? |
Задачи Data Mining. Классификация и кластеризация
В предыдущей лекции мы кратко остановились на основных задачах Data Mining. Две из них - классификацию и кластеризацию - мы рассмотрим подробно в этой лекции.
Задача классификации
Классификация является наиболее простой и одновременно наиболее часто решаемой задачей Data Mining. Ввиду распространенности задач классификации необходимо четкое понимание сути этого понятия.
Приведем несколько определений.
Классификация - системное распределение изучаемых предметов, явлений, процессов по родам, видам, типам, по каким-либо существенным признакам для удобства их исследования; группировка исходных понятий и расположение их в определенном порядке, отражающем степень этого сходства.
Классификация - упорядоченное по некоторому принципу множество объектов, которые имеют сходные классификационные признаки (одно или несколько свойств), выбранных для определения сходства или различия между этими объектами.
Классификация требует соблюдения следующих правил:
- в каждом акте деления необходимо применять только одно основание;
- деление должно быть соразмерным, т.е. общий объем видовых понятий должен равняться объему делимого родового понятия;
- члены деления должны взаимно исключать друг друга, их объемы не должны перекрещиваться;
- деление должно быть последовательным.
Различают:
- вспомогательную (искусственную) классификацию, которая производится по внешнему признаку и служит для придания множеству предметов (процессов, явлений) нужного порядка;
- естественную классификацию, которая производится по существенным признакам, характеризующим внутреннюю общность предметов и явлений. Она является результатом и важным средством научного исследования, т.к. предполагает и закрепляет результаты изучения закономерностей классифицируемых объектов.
В зависимости от выбранных признаков, их сочетания и процедуры деления понятий классификация может быть:
- простой - деление родового понятия только по признаку и только один раз до раскрытия всех видов. Примером такой классификации является дихотомия, при которой членами деления бывают только два понятия, каждое из которых является противоречащим другому (т.е. соблюдается принцип: "А и не А");
- сложной - применяется для деления одного понятия по разным основаниям и синтеза таких простых делений в единое целое. Примером такой классификации является периодическая система химических элементов.
Под классификацией будем понимать отнесение объектов (наблюдений, событий) к одному из заранее известных классов.
Классификация - это закономерность, позволяющая делать вывод относительно определения характеристик конкретной группы. Таким образом, для проведения классификации должны присутствовать признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит то или иное событие или объект (обычно при этом на основании анализа уже классифицированных событий формулируются некие правила).
Классификация относится к стратегии обучения с учителем (supervised learning), которое также именуют контролируемым или управляемым обучением.
Задачей классификации часто называют предсказание категориальной зависимой переменной (т.е. зависимой переменной, являющейся категорией) на основе выборки непрерывных и/или категориальных переменных.
Например, можно предсказать, кто из клиентов фирмы является потенциальным покупателем определенного товара, а кто - нет, кто воспользуется услугой фирмы, а кто - нет, и т.д. Этот тип задач относится к задачам бинарной классификации, в них зависимая переменная может принимать только два значения (например, да или нет, 0 или 1).
Другой вариант классификации возникает, если зависимая переменная может принимать значения из некоторого множества предопределенных классов. Например, когда необходимо предсказать, какую марку автомобиля захочет купить клиент. В этих случаях рассматривается множество классов для зависимой переменной.
Классификация может быть одномерной (по одному признаку) и многомерной (по двум и более признакам).
Многомерная классификация была разработана биологами при решении проблем дискриминации для классифицирования организмов. Одной из первых работ, посвященных этому направлению, считают работу Р. Фишера (1930 г.), в которой организмы разделялись на подвиды в зависимости от результатов измерений их физических параметров. Биология была и остается наиболее востребованной и удобной средой для разработки многомерных методов классификации.
Рассмотрим задачу классификации на простом примере. Допустим, имеется база данных о клиентах туристического агентства с информацией о возрасте и доходе за месяц. Есть рекламный материал двух видов: более дорогой и комфортный отдых и более дешевый, молодежный отдых. Соответственно, определены два класса клиентов: класс 1 и класс 2. База данных приведена в таблице 5.1.
Код клиента | Возраст | Доход | Класс |
---|---|---|---|
1 | 18 | 25 | 1 |
2 | 22 | 100 | 1 |
3 | 30 | 70 | 1 |
4 | 32 | 120 | 1 |
5 | 24 | 15 | 2 |
6 | 25 | 22 | 1 |
7 | 32 | 50 | 2 |
8 | 19 | 45 | 2 |
9 | 22 | 75 | 1 |
10 | 40 | 90 | 2 |
Задача. Определить, к какому классу принадлежит новый клиент и какой из двух видов рекламных материалов ему стоит отсылать.
Для наглядности представим нашу базу данных в двухмерном измерении (возраст и доход), в виде множества объектов, принадлежащих классам 1 (оранжевая метка) и 2 (серая метка). На рис. 5.1 приведены объекты из двух классов.
Решение нашей задачи будет состоять в том, чтобы определить, к какому классу относится новый клиент, на рисунке обозначенный белой меткой.