Опубликован: 05.07.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 4680 / 885 | Оценка: 4.12 / 3.74 | Длительность: 18:59:00
Лекция 6:

Указатели и массивы

Аннотация: Дается описание указателей и массивов, инициализация и работа с ними.

5. Указатели и массивы

Указатель - это переменная, содержащая адрес другой переменной . указатели очень широко используются в языке "C". Это происходит отчасти потому, что иногда они дают единственную возможность выразить нужное действие, а отчасти потому, что они обычно ведут к более компактным и эффективным программам, чем те, которые могут быть получены другими способами.

указатели обычно смешивают в одну кучу с операторами goto, характеризуя их как чудесный способ написания программ, которые невозможно понять. Это безусловно справедливо, если указатели используются беззаботно; очень просто ввести указатели, которые указывают на что-то совершенно неожиданное. Однако, при определенной дисциплине, использование указателей помогает достичь ясности и простоты. Именно этот аспект мы попытаемся здесь проиллюстрировать.

5.1. Указатели и адреса

Так как указатель содержит адрес объекта, это дает возможность "косвенного" доступа к этому объекту через указатель. Предположим, что х - переменная, например, типа int, а рх - указатель, созданный неким еще не указанным способом. Унарная операция & выдает адрес объекта, так что оператор

рх = &х;

присваивает адрес х переменной рх ; говорят, что рх "указывает" на х. Операция & применима только к переменным и элементам массива, конструкции вида &(х-1) и &3 являются незаконными. Нельзя также получить адрес регистровой переменной.

Унарная операция * рассматривает свой операнд как адрес конечной цели и обращается по этому адресу, чтобы извлечь содержимое. Следовательно, если y тоже имеет тип int, то

y = *рх;

присваивает y содержимое того, на что указывает рх. Так последовательность

рх = &х; 
y = *рх;

присваивает y то же самое значение, что и оператор

y = x;

переменные, участвующие во всем этом необходимо описать:

int x, y; int *px;

с описанием для x и y мы уже неоднократно встречались. описание указателя

int *px;

является новым и должно рассматриваться как мнемоническое; оно говорит, что комбинация *px имеет тип int. Это означает, что если px появляется в контексте *px, то это эквивалентно переменной типа int. Фактически синтаксис описания переменной имитирует синтаксис выражений, в которых эта переменная может появляться. Это замечание полезно во всех случаях, связанных со сложными описаниями. Например,

double atof(), *dp;

говорит, что atof() и *dp имеют в выражениях значения типа double.

Вы должны также заметить, что из этого описания следует, что указатель может указывать только на определенный вид объектов.

указатели могут входить в выражения. Например, если px указывает на целое x, то *px может появляться в любом контексте, где может встретиться x. Так оператор

y = *px + 1

присваивает y значение, на 1 большее значения x ;

printf("%d\n", *px)

печатает текущее значение x ;

d = sqrt((double) *px)

получает в d квадратный корень из x, причем до передачи функции sqrt значение x преобразуется к типу double. (Смотри "лекцию №2" ).

В выражениях вида

y = *px + 1

унарные операции * и & связаны со своим операндом более крепко, чем арифметические операции, так что такое выражение берет то значение, на которое указывает px, прибавляет 1 и присваивает результат переменной y. Мы вскоре вернемся к тому, что может означать выражение

y = *(px + 1)

Ссылки на указатели могут появляться и в левой части присваиваний. Если px указывает на x, то

*px = 0

полагает x равным нулю, а

*px += 1

увеличивает его на единицу, как и выражение

(*px)++

Круглые скобки в последнем примере необходимы; если их опустить, то поскольку унарные операции, подобные * и ++, выполняются справа налево, это выражение увеличит px, а не ту переменную, на которую он указывает.

И наконец, так как указатели являются переменными, то с ними можно обращаться, как и с остальными переменными. Если py - другой указатель на переменную типа int, то

py = px

копирует содержимое px в py, в результате чего py указывает на то же, что и px.