Московский государственный университет путей сообщения
Опубликован: 13.04.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 869 / 87 | Оценка: 4.41 / 3.73 | Длительность: 24:53:00
Лекция 13:

Lotus Software - средства поддержки совместной (групповой, коллективной) работы

< Лекция 12 || Лекция 13: 1234 || Лекция 14 >
Ключевые слова: IBM, software, электронное обучение, электронный документооборот, development, программное обеспечение, Web, потребности пользователей, разделы, технический проект, ПО, безопасность данных, целостность, операции, рабочий процесс, деятельность, поиск, smtp, фильтрация сообщений, место, рабочее пространство, почта, знание, гетерогенность, базы данных, режим обучения, автоматизация, архитектура клиент-сервер, поддержка, многоплатформенность, J2EE, затраты, базовая технология, сервер, инфраструктура, многоязычность, связь, администрирование, обмен сообщениями, централизованная архитектура, стандартный протокол, POP3, размер сообщения, квота, application server, mobile, HTML, доступ, отправка, Outlook, пейджер, пользователь, Windows, windows 95, windows 2000, информация, программные средства, обмен данными, team, workplace, instant messaging, conferencing, enterprise, integrator, программный продукт, координация, цикла, OPEN, document management, association, ODMA, полнотекстовый поиск, workflow, контент, Internet, Search, self-learning, management, LMS, portal, space

Краткая историческая справка

Семейство программных продуктов IBM Lotus Software предназначено для поддержки решения следующих основных групп задач:

  • обмен сообщениями;
  • совместная (групповая, коллективная) работа над проектом, проблемой, документом;
  • управление документами;
  • управление знаниями;
  • электронное обучение.

На основе средств IBM Lotus Software создаются системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, системы управления знаниями и дистанционного обучения, реализуются среды для индивидуальной и групповой работы.

История развития технологий Lotus [6.4] начинается с 80-х годов прошлого столетия, в эпоху появления и развития персональных компьютеров (ПК). Компания Lotus Development Corporation, разрабатывавшая программное обеспечение ПК, выпустила в 1989 году первую версию продукта Lotus Notes, поддерживающего распределенную систему управления документами (совместную работу над документом) с сервером Notes. С 1995 года, когда на сервере были реализованы функции работы с Web-приложениями, он стал называться Domino. К 1996 году компания Lotus продала во всем мире почти 10 млн. лицензий на Lotus Notes. Продуктом заинтересовалась IBM, и в 1996 году она приобрела компанию Lotus.

Развитие технологий Lotus происходило в следующих основных направлениях:

  • поддержка новых информационных технологий, в частности поддержка Web-технологий (сервер Domino стал первым сервером приложений в Internet [6.4]);
  • развитие функциональности, обусловленное потребностями пользователей;
  • межплатформенность (в настоящее время серверы и клиенты Lotus Notes/Domino доступны практически для всех операционных систем [6.4]).

Проблема поддержки совместной работы

Термин < совместная (групповая, коллективная) работа > относится к следующей ситуации: несколько пользователей, находящихся в различных помещениях (городах, организациях, странах и т.д.), рабочие станции которых подключены к сети ЭВМ, выполняют общую работу (взаимосвязанные разделы работы). Например, такой работой может быть подготовка документа, создание технического проекта информационной системы и т.п.

Для того чтобы работа была выполнена быстро и качественно, необходимо предоставить пользователям, по крайней мере, следующие возможности:

  • обмен документами и сообщениями;
  • проведение конференций в on-line режиме;
  • доступ к общей информации.

Эти возможности должны быть реализованы так, чтобы обеспечить безопасность данных, требуемые временные характеристики, целостность распределенных данных (например, совпадение версий совместно разрабатываемого документа у всех пользователей).

Используя перечисленные возможности, можно реализовать различные рабочие процессы (или бизнес-процессы ) для выполнения работы. Пусть, например, требуется организовать конференцию пользователей. Для этого необходимо выполнить следующие операции: определить состав участников, разослать им извещения, получить подтверждения и т.д.

Работу всей группы нужно планировать, контролировать сроки выполнения этапов и мероприятий, вносить изменения в планы, извещая об этом всех участников работы. Это также приводит к необходимости реализации определенных рабочих процессов.

Всю эту деятельность можно автоматизировать, способствуя тем самым повышению эффективности работы коллектива.

Отдельные аспекты проблемы организации групповой работы представляют самостоятельный интерес. К таким самостоятельным задачам, не обязательно связанным с совместной работой, можно отнести передачу сообщений, планирование и ведение персонального календаря мероприятий, поиск информации (как одна из составляющих проблемы управления знаниями).

Передача сообщений может осуществляться с помощью различных почтовых систем (РОР3, SMTP и др.). Специально создаваемая среда для передачи сообщений может обладать дополнительными возможностями, способствующими повышению эффективности деятельности пользователей. Например, включать функции фильтрации сообщений по заданным критериям, удалять спам, обеспечивать фоновую обработку прикрепленных файлов и т.д.

Аналогичная ситуация имеет место при планировании персональной деятельности и ведении календаря мероприятий - совокупность дополнительных возможностей и удобств, предоставляемых пользователям, создает рабочую среду (рабочее пространство) для этой деятельности.

Суть проблемы управления документами в организации состоит в следующем: необходимо осуществлять поддержку процессов создания документов (в том числе путем коллективной работы), учета и обработки различных типов документов (факсы, телетайпы, электронная почта и т.д.), рассылки документов сотрудникам, хранения документов, синхронного внесения изменений в документы (при их хранении в нескольких базах данных), контроля получения адресатами документов и исполнения поручений, поиска нужных документов. Современные технологии управления документами основаны на использовании моделей рабочих процессов (бизнес-процессов).

Под управлением знаниями понимаются процессы создания, поиска, обеспечения доступа к информационным ресурсам организации. При этом термин <знание> означает, что речь идет об информации, получаемой из данных, хранящихся в информационных системах, путем их интеллектуальной обработки и анализа (см. также раздел 6.3). Проблема здесь в том, чтобы осуществлять поиск знаний в гетерогенной среде, включающей, в том числе, внутрикорпоративные базы данных, закрытые для внешних пользователей. Кроме того, необходимо сделать поиск быстрым и проводить его параллельно в различных и разнотипных источниках данных.

Электронное обучение (e-Learning) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний. В последние годы роль электронного обучения (иногда используют термин <дистанционное обучение>) в решении проблемы поддержки требуемого уровня квалификации сотрудников организаций существенно возросла. Это обусловлено значительным ростом необходимых объемов обучения, возможностями обеспечить коллективный режим обучения, оперативное взаимодействие обучаемых и обучающего (в том числе в режиме реального времени), развитием рынка дистанционных курсов и другими факторами. Основные задачи в этой области состоят в том, чтобы предоставить пользователям полнофункциональную, масштабируемую, гибкую среду для реализации систем дистанционного (электронного) обучения.

Автоматизация рассмотренной выше совокупности функций, в том числе функций, поддерживающих совместную или индивидуальную деятельность пользователей, создает рабочую среду (рабочее пространство), способствующую повышению эффективности работы пользователей.

< Лекция 12 || Лекция 13: 1234 || Лекция 14 >