Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Опубликован: 18.09.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 1868 / 118 | Оценка: 4.32 / 3.36 | Длительность: 27:14:00
ISBN: 978-5-9556-0067-3
Лекция 1:

Проблемы разработки сложных программных систем

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Аннотация: Рассматривается понятие сложной программы и отличия сложных программ от простых. Приводятся основные проблемы разработки сложных программ. В приложении к программной инженерии формулируются основные принципы работы со сложными системами, применимые к широкому кругу задач.

Программы "большие" и "маленькие"

Основная тема данного курса — методы разработки "больших" и сложных программ.

Каждый человек, хоть раз написавший какую-либо программу, достаточно хорошо может представить себе, как разработать "небольшую" программу, решающую обычно одну конкретную несложную задачу и предназначенную, чаще всего, для использования одним человеком или узкой группой людей.

Примером может служить программа, вычисляющая достаточно много (но не слишком, не больше 30000) знаков числа \pi.

Воспользуемся следующими формулами:

\arctan(x) = x – x^{3}/3 + x^{5}/5 – x^{7}/7 + … + (-1)^{n}x^{2n+1}/(2n+1) + O(x^{2n+3})
\\
\pi /4 = \arctan(1) = 4*\arctan(1/5) – \arctan(1/239)

Соответсвующая программа на языке Java может выглядеть примерно так:

public class PiCalculator
{
  //Позволяет при вычислениях с повышенной точностью умножать и делить на числа
  //  <= 42949 = ( 2^32 mod CLUSTER_SIZE )
  //Эта константа должна быть степенью 10 для простоты представления чисел.
  private final static long CLUSTER_SIZE = 100000;
  
  //Определенное значение этого поля позволяет сосчитать
  //  numberOfClusters * lg( CLUSTER_SIZE )
  //точных цифр.
  private static int numberOfClusters;  

  private static void print(long a[])
  {
    for(int i = 0; i < numberOfClusters + 1; i++)
    {
      if (i == 0) System.out.print("" + a[i] + '.');
      else
      {
        StringBuffer s = new StringBuffer();
        long z = CLUSTER_SIZE/10;

        while(z > 0)
        {
          if (z > a[i]) { s.append(0); z /= 10; }
          else          break;
        }
        if (z != 0) s.append(a[i]);
        System.out.print(s);
      }
    }
    System.out.println();
  }

  private static void lndiv(long a[], int n)
  {
    for(int i = 0; i < numberOfClusters + 1; i++)
    {
      if (i != numberOfClusters)
      {
        a[i+1] += (a[i]%n)*CLUSTER_SIZE;
        a[i] /= n;
      }
      else a[i] /= n;
    }
  }

  private static void lnadd(long a[], long b[])
  {
    for(int i = numberOfClusters; i >= 0; i--)
    {
      if (i != 0) 
      {
        a[i-1] += (a[i] + b[i])/CLUSTER_SIZE;
        a[i] = (a[i] + b[i])%CLUSTER_SIZE;
      }
      else 
        a[i] = (a[i] + b[i])%CLUSTER_SIZE;
    }
  }

  private static void lnsub(long a[], long b[])
  {
    for(int i = numberOfClusters; i >= 0; i--)
    {
      if (i != 0)
      {
        if (a[i] < b[i]) { b[i-1]++; a[i] += CLUSTER_SIZE; }
        a[i] -= b[i];
      }
      else 
        a[i] -= b[i];
    }
  }

  public static void main (String[] args)
  {
    int i, j, numberOfDigits = 100, numberOfSteps; 

    if (args.length > 0) numberOfDigits = Integer.parseInt(args[0]);
    
    numberOfSteps = (int)(((numberOfDigits + 1)/(Math.log(5)/Math.log(10)) - 1)/2+1);
    numberOfClusters = (int)(numberOfDigits/(Math.log(CLUSTER_SIZE)/Math.log(10))+1);

    long a1[] = new long[numberOfClusters + 1];
    long b1[] = new long[numberOfClusters + 1];
    long c1[] = new long[numberOfClusters + 1];
    long a2[] = new long[numberOfClusters + 1];
    long b2[] = new long[numberOfClusters + 1];
    long c2[] = new long[numberOfClusters + 1];
    
    a1[0] = 16;
    a2[0] = 4;
    lndiv(a1, 5);
    lndiv(a2, 239);
    
    System.arraycopy(a1, 0, c1, 0, numberOfClusters + 1);
    System.arraycopy(a2, 0, c2, 0, numberOfClusters + 1);

    for(j = 1; j < numberOfSteps; j++)
    {
      lndiv(a1, 25);
      lndiv(a2, 239);
      lndiv(a2, 239);

      System.arraycopy(a1, 0, b1, 0, numberOfClusters + 1);
      System.arraycopy(a2, 0, b2, 0, numberOfClusters + 1);

      lndiv(b1, 2*j+1);
      lndiv(b2, 2*j+1);

      if (j%2 == 0) { lnadd(c1, b1); lnadd(c2, b2); }
      else          { lnsub(c1, b1); lnsub(c2, b2); }
    }

    lndiv(a1, 25);
    lndiv(a1, 2*numberOfSteps + 1);

    System.out.println("Оценка точности результата:");
    print(a1);

    lnsub(c1, c2);

    System.out.println("Результат:");
    print(c1);
  }
}
1.1.

Данная программа — "небольшая", как по размерам (~150 строк), так и по другим признакам:

  • Она решает одну четко поставленную задачу (выдает десятичные цифры числа ?) в хорошо известных ограничениях (не более 30000 цифр), к тому же, не очень существенную для какой-либо практической или исследовательской деятельности.
  • Неважно, насколько быстро она работает — на вычисление 30000 цифр уходит не более получаса даже на устаревших компьютерах, и этого вполне достаточно.
  • Ущерб от неправильной работы программы практически нулевой (за исключением возможности обрушения ею системы, в которой выполняются и другие, более важные задачи).
  • Не требуется дополнять программу новыми возможностями, практически никому не нужно разрабатывать ее новые версии или исправлять найденные ошибки.
  • В связи со сказанным выше, не очень нужно прилагать к программе подробную и понятную документацию — для человека, который ею заинтересуется, не составит большого труда понять, как ею пользоваться, просто по исходному коду.

Сложные или "большие" программы, называемые также программными системами, программными комплексами, программными продуктами, отличаются от "небольших" не столько по размерам (хотя обычно они значительно больше), сколько по наличию дополнительных факторов, связанных с их востребованностью и готовностью пользователей платить деньги как за приобретение самой программы, так и за ее сопровождение и даже за специальное обучение работе с ней.

Обычно сложная программа обладает следующими свойствами:

  • Она решает одну или несколько связанных задач, зачастую сначала не имеющих четкой постановки, настолько важных для каких-либо лиц или организаций, что те приобретают значимые выгоды от ее использования.
  • Существенно, чтобы она была удобной в использовании. В частности, она должна включать достаточно полную и понятную пользователям документацию, возможно, также специальную документацию для администраторов, а также набор документов для обучения работе с программой.
  • Ее низкая производительность на реальных данных приводит к значимым потерям для пользователей.
  • Ее неправильная работа наносит ощутимый ущерб пользователям и другим организациям и лицам, даже если сбои происходят не слишком часто.
  • Для выполнения своих задач она должна взаимодействовать с другими программами и программно-аппаратными системами, работать на разных платформах.
  • Пользователи, работающие с ней, приобретают дополнительные выгоды от того, что программа развивается, в нее вносятся новые функции и устраняются ошибки. Необходимо наличие проектной документации, позволяющей развивать ее, возможно, вовсе не тем разработчикам, которые ее создавали, без больших затрат на обратную разработку (реинжиниринг).
  • В ее разработку вовлечено значительное количество людей (более 5-ти человек). "Большую" программу практически невозможно написать с первой попытки, с небольшими усилиями и в одиночку.
  • Намного больше количество ее возможных пользователей, и еще больше тех лиц, деятельность которых будет так или иначе затронута ее работой и результатами.

Примером "большой" программы может служить стандартная библиотека классов Java, входящая в Java Development Kit [1].

Строго говоря, ни одно из указанных свойств не является обязательным для того, чтобы программу можно было считать "большой", но при наличии двух-трех из них достаточно уверенно можно утверждать, что она "большая".

На основании некоторых из перечисленных свойств можно сделать вывод, что "большая" программа или программная система чаще всего представляет собой не просто код или исполняемый файл, а включает еще и набор проектной и пользовательской документации.

Для разработки программных систем требуются особые методы — как уже говорилось, их нельзя написать "нахрапом". Изучением организационных, инженерных и технических аспектов создания ПО, включая методы разработки, занимается дисциплина, называемая программной инженерией. Большая часть трудностей при разработке программных систем связана с организацией экономически эффективной совместной работы многих людей, приводящей к практически полезному результату. Это требует рассмотрения следующих аспектов.

  • Над программой обычно работает много людей, иногда географически удаленных друг от друга и из различных организаций. Их работа должна быть организована так, чтобы затраты на разработку были бы покрыты доходами от продаж и предоставления услуг, связанных с полученной программой. В затраты входят зарплаты разработчиков, затраты на закупленное оборудование и программные инструменты разработки, на приобретение лицензий и патентование собственных решений, часто еще и затраты на исследование потребностей клиентов, проведение рекламы и другой маркетинговой деятельности.
  • Значимые доходы могут быть получены, только если программа будет предоставлять пользователям в реальных условиях их работы такие возможности, что они готовы будут заплатить за это деньги (которым, заметим, без труда можно найти другие полезные применения). Для этого нужно учесть множество аспектов. Доходы от продаж значительно снизятся, если многие из пользователей не смогут воспользоваться программой только потому, что в их компьютерах процессоры слишком медленные или мало оперативной памяти, или потому, что данные к системе часто поступают в искаженном виде и она не может их обработать, или потому что они привыкли работать с графическим интерфейсом, а система требует ввода из командной строки, и т.п.

Важно отметить, что практически полезная сложная программная система не обязательно является "правильной".

Большинство опытных разработчиков и исследователей считают, что практически значимые программные системы всегда содержат ошибки. При переходе от "небольших" программ к "большим" понятие "правильной" программы становится практически бессмысленным. Говоря о программной системе, (в отличие от приведенной выше программы вычисления числа?), нельзя утверждать, что она "правильная", т.е. всегда правильно решает все поставленные перед ней задачи. Этот факт связан как с практической невозможностью полного доказательства или проверки этого, так и с тем, что смысл существования программной системы — удовлетворение потребностей и запросов большого количества различных заинтересованных лиц. А эти потребности не только нечетко определены, различны для разных групп пользователей и иногда противоречивы, но и значительно изменяются с течением времени.

В связи с этим, вместо рассмотрения "правильных" и "неправильных" программных систем, в силу практического отсутствия первых, рассматривают "достаточно качественные" и "недостаточно качественные".

Поэтому и основные проблемы разработки сложных программных систем связаны с нахождением разумного компромисса между затратами на разработку и качеством ее результата. В затраты входят все виды используемых ресурсов, из которых наиболее важны затрачиваемое время, бюджет проекта и используемый персонал. Удовлетворение пользователей от работы с программой (а, следовательно, доходы от ее продаж и предоставления дополнительных услуг) и удовлетворение разработчиков от ее создания определяются качеством программы, которое включает в себя такие аспекты, как набор предоставляемых возможностей, надежность, удобство использования, гибкость, удобство внесения изменений и исправления ошибок. Более подробно понятие качественного программного обеспечения будет обсуждаться в одной из следующих лекций.

Часто программное обеспечение (ПО) нельзя рассматривать отдельно от программно-аппаратной системы, куда оно входит в качестве составной части. Изучением вопросов, связанных с разработкой и эксплуатацией программно-аппаратных систем, занимается системная инженерия. В ее рамки попадает огромное количество проблем, связанных с аппаратной частью систем и обеспечением нужного уровня интеграции программной и аппаратной составляющих. Мы только изредка будем затрагивать вопросы, касающиеся системной инженерии в целом, в основном ограничиваясь аспектами, относящимися непосредственно к ПО.

В данном курсе будут рассматриваться различные подходы к решению проблем разработки, связанных с обеими составляющими дилеммы "ресурсы–качество" при создании сложных программ. Для изложения этих подходов вводится система понятий, относящихся к программным системам и процессам их создания и позволяющих эффективно разрабатывать такие системы, оценивать и планировать их свойства. В их число входят такие понятия, как жизненный цикл ПО, качество ПО, процесс разработки ПО, требования к ПО, архитектура ПО, образцы проектирования и пр.

Кроме того, особое внимание в курсе уделяется одному из подходов к разработке сложного ПО, компонентной разработке, предлагающей строить такие системы последовательно из отдельных элементов — компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может рассматриваться как отдельная программная система. Курс дает введение в современные компонентные технологии разработки программных систем на основе платформ J2EE и .NET.

Проблемы, связанные с управлением ресурсами разработки, в том числе, с планированием отдельных действий во времени, созданием эффективных команд разработчиков, относятся к управлению проектами, которому будет посвящена последняя лекция курса.

На основании опыта конструирования больших систем разработаны так называемые технологические процессы, содержащие достаточно детальные описания разных аспектов их создания и эксплуатации. Эти описания дают ответы на вопросы о том, как должна вестись разработка, какие лица должны в ней участвовать и на каких этапах, какие виды деятельности и в какой последовательности должны выполняться, какие документы являются их входными данными и какие документы, модели, другие части программной системы должны быть подготовлены в результате каждой отдельной работы. Элементы таких методик будут упоминаться на всем протяжении курса. Также будут рассматриваться отраслевые стандарты, содержащие описание выработанных на основе большого количества реальных проектов подходов к построению сложных программных систем.

При практической разработке больших систем, однако, стоит помнить, что все общеметодические рекомендации имеют границы применимости, и чем детальнее они определяют действия разработчиков, тем вероятнее, что что-то пойдет не так, как это предусматривается авторами методик. Кроме того, огромное количество вспомогательных по сути документов, оформление которых часто требуется подобными методиками, иногда затрудняет понимание основных целей проекта, принимаемых в его ходе решений и сути происходящего в нем. Оно также может приводить к имитации усердной работы при отсутствии реальных продвижений к нужным результатам.

Протест сообщества разработчиков против подобной бюрократизации разработки программ и попыток механического использования теоретических рекомендаций вылился в популярное сейчас движение живой разработки ПО (Agile Software Development). Одним из примеров "живого" процесса разработки является набор техник, известный как экстремальное программирование (Extreme Programming, XP). Некоторые аспекты этих подходов также будут рассмотрены в данном курсе.

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?