Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 7989 / 3387 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:24:00
Специальности: Историк
Лекция 20:

Иррациональная философия. Часть I

< Лекция 19 || Лекция 20 || Лекция 21 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены следующие основные вопросы: А.Шопенгауэр как критик традиционных форм материализма и идеализма. Мир как воля. Жизнь между страданием и скукой. Этический пессимизм Шопенгауэра. Кьеркегор как критик европейского рационализма и философии Гегеля. Философия Ницше. Воля к власти как онтологическая категория. Концепция сверхчеловека.

Цель лекции: познакомить студента со особенностями основными идеями нового философского течения - иррационализма.

Философия иррационализма была одной из реакций на абсолютный идеализм Ф. Гегеля. В конце 19 в. сложилась острая полемика между двумя противостоящими друг другу философскими школами - рационализма и иррационализма.

Рационализм (от лат. ratio - разум, rationalis - разумный)- исходит из философии Декарта, затем достигает своей вершины в философии И.Канта и Ф.Гегеля. Главным постулатом рационализма является признание разума как основы познавательных способностей человека. Рациональное знание, основанное на логике, формальных выводах, аналитической обработке и пр. признается вершиной познавательного процесса. Рациональный способ познания становился главным методом научного знания, а научное знание в свою очередь основным источником общественно-исторического прогресса. Такая абсолютизация научного знания получила в 20 в. название сциентизм. Соответственно, противопоставлялось ему течение антисциентизма, которое постулировало обратные положения о вреде науки и техники, которое они приносят общественному развитию. При этом еще в античности скептики пытались доказать, что наши суждения имеют ограниченный характер, а Кант в своей философии показал, что человеческое мышление имеет определенные пределы, и ввел такое понятие, как вещь в себе, которая не познаваема.

Поэтому на основе этих предпосылок в 19 и 20в возникли новые философские течения, которые опирались не на рациональное знание, но постулировали другие способы для достижения абсолютной истины.

Так создается противоположная рационализму философия иррационализма.

Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - это философия идеализма, которая выдвигает иные методы познания истины, кроме рационального. Большинство иррационалистических течений, следуя философии И.Канта, полагают в основу мира некоторый идеалистический трансцендентальный духовный принцип. При этом постичь этот принцип либо в принципе не возможно, и тогда иррационализм переходит на позиции агностицизма, либо возможно особыми методами, как герменевтика, интуиция, прозрение и пр.

Первые представители иррационалистической философии стали как С. Кьеркегор и А.Шопенгауэр. Начало иррационализма связано с критикой Гегелевского рационализма.

Серен Кьеркегор (1812-1855)

Одним из первых представителей иррациональной философии был датский философ Серен Кьеркегор. Основные произведения " Или-или ", " Страх и трепет ", " Стадии на жизненном пути ". Центральной проблематикой философии Кьеркегора становится вопрос личности и человеческой судьбы, выяснения сущностного положения человека в мире. Кьеркегор вновь обращается к проблеме субъективной реальности. Его интересом был не отдельно взятый человек, но рассматриваемое в совокупности человеческое существование, его бытие, эмоции, чувства, переживания. Кьеркегор ставил грандиозные планы в своей философии и хотел понять, зачем человеку дано это существование, зачем он заброшен в этот мир. В своих философских трудах и литературных произведениях он ставит такие вопросы, как Кто я такой? Что такое мир? Почему я заброшен в этот мир? Что такое вина и есть ли вина вообще? Каковы правила этого мира?

Для того, чтобы познать внутренний мир человек должен углубиться внутрь себя, познать свою субъективную реальность.

Следовательно, главным предметом философии Кьеркегора является человеческое существование и субъективная реальность человека. Кьеркегор по-новому взглянул на сущность человека. Предыдущие философы относились к сущности человека, либо как к части природы, либо как к божественному творению. И соответственно постулировалось, что для того чтобы познать сущность человека надо исходить или из законов природы или из божественной субстанции. Однако Кьеркегор постулировал положение, что каждый человек является уникальным, а значит невозможно познать его неповторимую сущность на основе повторяющихся законов природы. Следовательно, рациональные методы не могут служить основой для понятия человеческой сущности. Кьеркегор в первую очередь критикует философию Гегеля. Он считает учение Гегеля эссенциализмом -т.е. учением об отвлеченных абстрактных сущностях. Такой подход к изучению всеобщего не может дать, по мнению Кьеркегора, истинное представление о сущности человека. Человек обладает неповторимой уникальной сущностью и ее нельзя познать с помощью отвлеченных абстрактных понятий. Кьеркегор исходит из того принципа, что наше существование дано нам в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. И не просто переживаниях, а в переломных моментах жизни, когда человек определяет свой жизненный путь. В этот момент приоткрывается истинный смысл нашего существования. Кьеркегор, воплощая принцип своей философии, придумал уникальную эпитафию для своего надгробья: "этот единичный". Так он хотел подчеркнуть, что такого, как он, больше никогда не будет. Кьеркегор, полемизируя с философией Гегеля, приходит к следующему выводу. Человеческое существование не выражается целиком в рациональной понятийной форме. Это связано с тем, что человеческую сущность ( Я ) нельзя объективизировать. Допустим, у нас есть некоторое Я. (рис.20.1а).


Рис. 20.1.

Чтобы добиться объективизации Я, в нем необходимо выделить некоторую часть (рис. 20.1б). Но для осуществления этой операции объективизирования и познания этой части необходимо само Я. Таким образом, необходимо выделить определенную часть Я, но для её познания необходимо также выделить определенную часть Я. Эту часть Я нельзя выбрать, т.к. она уже объективирована, и т.д. до бесконечности. Полностью объективизировать Я и познать его нельзя, т.к. для познания необходимо само Я для процедуры объективации и познания. Поэтому Кьеркегор и утверждает, что полностью объективированию Я не поддается, как и человеческое существование. Поэтому Кьеркегор приходит к выводу, что Я невыразимо целиком средствами рационального познания.

Характерной чертой этики Кьеркегора является волюнтаризм и антропоцентризм. Основной этической "максимой" (пользуясь терминологией Канта) в философии Кьеркегора является выбор жизненного пути. Когда человек осуществляет выбор, то в этот момент проявляется его истинное существование. И в этом выборе заключена свобода человека, так как выбор всегда осуществляет сам человек. Такой выбор приводит человека к различным жизненным сценариям. Философия Кьеркегора носит религиозный христианский характер. Религиозная христианская философия предлагает человеку два пути - загробное спасение или загробное проклятие в аду. Кьеркегор считает, что человеческое спасение находится в компетенции его свободного выбора. Если бы не было выбора, то не было бы свободы и невозможно было спасение.

В целом Кьеркегор выделял три жизненные стадии, которые он рассматривает в произведении "Страх и трепет":

  • эстетическая,
  • этическая
  • религиозная

Эстетическая стадия. Основой этого пути были чувства и наслаждения, в т.ч. интеллектуальные наслаждения. Эта игра чувств и наслаждения обусловлена внешним миром. В распоряжении эстетика музыка, театры, женщины, кабаки, вино, путешествия. Но следуя по этому пути, человек неизбежно приходит к скуке и разочарованию. Но, по мнению Кьеркегора, большинство людей так и остается на этом уровне существования. Воплощением этой стадии является Дон-Жуан.

Этическая стадия. Жизнь подчинена чувству долга и исходит из моральных принципов. Этическим идеалом этой стадии является Сократ. Воплощением этической стадии является законный брак. Основной недостаток этой стадии жизненного пути является стремление к утилитарному счастью, т.е. семейному в первую очередь, и отсутствие свободного выбора, так как человек исходит из закона морали в своих поступках.

Религиозная стадия. На этой стадии человек может преодолеть всеобщий моральный закон. Человек находится в определенных взаимоотношениях с Богом внутри него. Человек на этой стадии обладает свободой, он делает выбор сам, исходя из себя самого и своей внутренней сущности. Воплощением этой стадии является Авраам. Согласно библейскому сюжету Авраам услышал голос Бога, который повелевал ему принести в жертву своего сына. Авраам оказался в ситуации выбора, так как должен был решить дилемму - подчиниться моральному закону и сберечь жизнь сыну, или послушаться своего внутреннего голоса (поскольку Авраам не знал наверняка, что это был именно голос Бога) и довериться велению Бога. Авраам по преданию решил послушаться Бога, а значит, своего внутреннего ощущения и принести в жертву сына. Но это было лишь испытания Господа, он сохранил жизнь сына, а в честь величия Господа принес животную жертву. Этим сказанием Кьеркегор подчеркивает приоритет личного над всеобщим. Кьеркегор элиминирует представление об истине как объективной истине. Он сводит истину к субъективной уверенности, убежденности.

Таким образом, философия Кьеркегора является религиозным иррационалиcтом. Главным предметом его философского учения является человеческое существование. Кьеркегор исходил из принципа познания субъективной реальности, которое невозможно осуществить рациональным способом. Основной этической характеристикой его философии является волюнтаризм и субъективная диалектика. Кьеркегор не просто постулирует приоритет внутреннего Я, но показывает стадии его развития от эстетической до религиозной. Следовательно, высший этический образ жизни, который постулирует философ - это вера, поскольку смысловые догматы веры могут помочь человеку осознать внутреннее Я. Кьеркегор ставит приоритет индивидуального над общим.

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Основные произведение Артура Шопенгауэра - " Мир как воля и представление " (это его главный философский труд), " О четверояком законе достаточного основания ", " Об основе морали ". Центральной онтологической категорией философии Шопенгауэра является слепой порыв, воля. Шопенгауэр так же , как Кант, считал, что мир дается нам в ощущениях и представлениях. Все существует для субъекта и воспринимается через призму субъективного восприятия. В этом философия Шопенгауэра близка позициям субъективного идеализма. Философ не признает познание объекта вне субъекта. Более того, Шопенгауэр отказывается и от понятия материи как основной онтологической категории. Шопенгауэр считал, что материя - это объективизированная причинность, а между субъектом и объектом нет никаких причинно- следственных связей. Этот субъект, с одной стороны окончательно не познаваем, а с другой - находится вне времени и пространства. Наличие субъекта, как считал Шопенгауэр, предполагает наличие объекта. Между субъектом и объектом нет никаких причинно- следственных связей. Так как мир - это представление, а значит, нет четкой границы между явью и сном. Шопенгауэр использует идею из индийских вед о покрывале Майя. Мир как представление - это покрывало Майи. В этом, как мы видим, проявляется склонность философии Шопенгауэра к солипсизму, от чего всегда страдают философские учения субъективного идеализма. Представления Шопенгауэр делит на чувственные и абстрактные (такие как понятия, категории). Понятия - это представление представлений, или представление о представлениях.

Шопенгауэр не отвергает функции разума, которых он выделил целых три

  • Выработка абстрактных понятий
  • Возможность осмысления действий человека
  • Продвижение науки

Главной характеристикой научного знания А.Шопенгауэр считает субординацию, т.е. системность. Но А.Шопенгауэр считал, что достигнуть абсолютного знания невозможно, так как любая абсолютная истина держится на основе интуитивных воззрений.

Шопенгауэр в качестве основы и начала мира берет внеразумное начало - волю. Поэтому философию Шопенгауэр считают иррационалистической. Воля вообще, как таковая, рассматривается им как слепая воля, бессознательный порыв. Он называет её кантовским термином вещь в себе, т.е. признает ее непознаваемой и недоступной человеческому восприятию.

Волей наделен сам субъект, который с одной стороной обладает свободой воли, а с другой представлениями. Само тело субъекта, по мнению А.Шопенгауэра, это объективизированная воля. Следовательно, характеристикой субъекта в философии А.Шопенгауэра является дихотомичность.

Шопенгауэр распространяет понятие воля на окружающий мир. Воля становится сущностной характеристикой мира. Эта воля деиндивидуализируется и гипостазируется Шопенгауэром. Из человеческой, индивидуальной, она модифицируется во всеобщую, слепую волю, которая характеризуется бессознательным порывом, жизненной силы. Все объекты мира становятся различного рода объективации воли.

А.Шопенгауэр считал, что все явления мира - это объективизация мировой воли. Шопенгауэр рассматривает определенные ступени, иерархии объективации воли.

  • Низшие ступени объективации воли - это неорганический мир, в котором преобладают такие силы как твердость, тягучесть, тяжесть, непроницаемость, электричество, магнетизм, неорганический химизм. На стадии неорганического мира никаких индивидуумов, нет ничего живого.
  • Следующая ступень объективации воли - это органический мир. На этой стадии объективации воли она перестаёт быть слепой и бессознательной. Эта воля становится волей к жизни, ибо всякий живой организм стремится удовлетворить свои жизненные потребности.
  • Высшей ступенью объективации воли является человечек.

Шопенгауэр не дает строго определения понятия воли, но приводит характеристики этого понятия. По мнению А.Шопенгауэра мировая воля как онтологическая характеристика обладает следующими чертами:

  1. Ненасытность. Это связано с тем, что воле противостоит понятие пресыщения, так как если есть пресыщение, то воля уже не нужна. Но в мире все устроено так, что происходит постоянная динамика процессов, благодаря как раз ненасытности мировой воли.
  2. Неудовлетворенность достигнутым, которая также является основой всякой динамике в мире. После какого-либо достижение опять наступает состояние неудовлетворенности, что приводит все процессы в движение
  3. Вечное и бесконечное стремление к новому. Если объект, к обладанию которого стремится человек, не удовлетворяет его, то этот человек отходит от объекта и стремится к новому объекту.

Этика. В этике Шопенгауэр также исходит из понятия воля. Только у человека эта воля проявляется в воле к жизни, который носит перманентный сиюминутный характер. Эта воля проявляется в желаниях стремлениях. Однако большинство из этих желаний невозможно достичь. Если даже человек и достигает какое-то желание, то он хочет нового, следовательно, процесс удовлетворения носит бесконечный характер. А значит, Шопенгауэр приходит к выводу, что человек постоянно не удовлетворен. Шопенгауэр выделяет три мотива человеческого поведения

  • Злоба
  • Эгоизм
  • Милосердие

Человек, как считает Шопенгауэр, обречен на страдание, ослабить которые можно аскетизмом, которые подавляют волю, как стремление к жизни. Поскольку человеческое существование - это скука и страдание, то Шопенгауэр в противовес к тезису Лейбница делает следующий вывод: " Всё к худшему в этом наихудшем из миров ". Наш мир - это наихудший мир.

Следовательно, этика Шопенгауэра носит пессимистический характер и постулирует принцип аскетизма.

Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира- не "бытие", изучавшееся предшествующей философией, а жизнь. Жизнь- это первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Она является вечным движением, становлением, постоянным течением.

Фридрих Ницше (1844 - 1900)

Ницше - один из наиболее известных представителей немецкой философии, наряду с таким мыслителями как Кант, Гегель, Фейербах или Фихте. Его философские идеи до сих пор имеют огромную популярность и в свое время принесли большой социальный резонанс в общество. Основные произведения

Основные произведения "Рождение трагедии" и "Несвоевременные размышления", "Человеческая - слишком человеческая", "Утренняя заря", "Весёлая наука", "Воля к власти","Так говорил Заратурстра", "Сумраки кумиров", "Антихристианин" и "Сечеловек".

В творчестве Ф.Ницше обычно выделяют два период:

  • Ранний период (1871 - 1876 гг.), где во многом он продолжает философские идеи Шопенгауэра
  • Период переоценки ценностей (сокрушительный период) (1871 - 1876 гг.). Здесь были написаны основные философские произведения Ф.Ницше.
  • Завершающий период (после 1878г.). Основное произведение "Воля к власти", которое уже было опубликовано после его смерти

Анализ философии Ницше. Ницше считал, что для переоценки ценностей, так и для создания новых ценностей человеческий дух должен пройти 3 превращения. Первое превращение, когда дух становится верблюдом; второе превращение, когда верблюд становится львом; третье превращение: лев становится ребёнком.

Самое тяжелое превращение - это превращения верблюда, навьюченного духа. Он идет по пустыне. Такой дух характеризуется воздержанными, почтительными к созданным на данный момент ценностям. Однако в самой отдалённой пустыне происходит второе превращение. Дух становится львом. Действия льва ориентированы на свободу. Лев жаждет свободы. Для этого он должен сразиться со своим врагом и добиться победы в сражении - с великим дракон. "Ты должен" - имя этому великому дракону. Но лев возражает: "Я хочу!". В свою очередь дракон ему отвечает: "Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность - это реальность, поэтому поистине "я хочу" не должно больше существовать".

Встает вопрос о необходимости такого превращения. Зачем же верблюду быть львом. По мнению Ницше, лев не может создавать новые ценности еще на этой стадии превращения, но он может бороться за свободу, чего не может верблюд.

Так, Ницше полагал, что человеческий дух должен стать львом для того, чтобы с одной стороны добыть себе свободу, с другой стороны, чтобы он всегда мог сказать нет даже перед долгом. Однако следующее воплощение льва - это ребёнок. Именно ребёнок способен творить, созидать, создавать новые ценности, чего не может лев. Эта игра нужна для созидания, творчества, творения всего из ничего. Так дух обретает новые ценности.

Философия позднего периода. У Ницше нет в строгом смысле онтологии как учении о мире в самом себе, или как учение о мире самом по себе. Ницше считал, что мир вне нашего существования не существует. Следовательно, здесь мы видим идеалистический принцип философии Ницше. Вплоть до философии Канта считалось, что существует два мира: мир в себе, который недоступен нашему восприятию и окружающий нас мир. С точки зрения Ницше, такое деление не правильно. Подлинный мир является единым целым, которое представляет саму жизнь. В подлинном мире нет дихотомии - разделения на дух и материю, субъективное и объективное. Центральным понятием окружающего мира является жизнь. Характеристикой жизни в свою очередь является воля к власти и становление. Все, что есть в человеческой жизни - искусство, наука, религия - все это является проявлением воли к власти. Мир Ницше разделяет на органический и неорганический, и приоритет отдает неорганическому миру, поскольку в нем нет заблуждения или противоречия. При этом интересной идеей Ницше являлось то, что он трактовал биологическую эволюцию видов, не как прогресс, но как регресс, поскольку вершиной всей этой эволюции стал человек, а человек - самое страдающее существо в природе. Поэтому вместо идеи эволюции и развития в философии Ницше появляется идея возвращения. Ницше считал, что всё возвращается. И паук возвращается, и положение планет возвращается, и наши мысли возвращаются, и даже сама мысль возвращения - всё возвращается!

Ницше это объяснял следующим образом. Для того, чтобы не было вечного возвращения, должно быть вечное становление, но для вечного становления должна быть вечно возрастающая сила во вселенной. Однако Ницше пришел к выводу, что такой силы нет. Таким образом, в качестве аргумента у Ницше выступает конечность пространства, конечность времени, конечность силы во вселенной и законы сохранения, которые неизбежно приводят к вечному возвращению.

В отношении познания Ницше придерживался радикальной точки зрения. Сам процесс познания Ницше связывал с интерпретацией. Ницше считал, что познание подвержено индивидуальному восприятию реальности. Поэтому каждый субъект в процессе познания пропускает реальность через свое восприятие и через призму своего "мирка" выдает знание. Такое знание Ницше называл интерпретацией. Особенно сильна такая интерпретация в исторических науках. При этом эту интерпретацию Ницше распространял не только на тексты, но и законы природы. Такая позиция получила название "герменевтики" и видимо было связана с филологическим образованием Ф.Ницше. Исходя из принципа интерпретации, Ницше считал, что любая истина - это заблуждение нашего собственного мирка. Истина сугубо индивидуальна и лишь позволяет создавать эти мирки. Таким же инструментом Ницше считал и науку, так как наука тоже ориентирована на покорение и познание природы. Учёны, по мнению Ницше, живёт в собственном мире, в мире познания, и учёный - это стадное животное с рабской душой, поскольку учёный стремится достичь безусловное, что присуще рабской душе.

Этика. Этика Ницше во определенных аспектах пессимистична. В частности, он считал, что современный человек сродни ошибке природы, а точнее болезнь на лице планеты, высокомерное насекомое. А значит, Ницше считал, что между животным и современным человеком нет непреодолимой пропасти. Он считал, что нет ничего более отвратительного, чем человеческое лицо.

Все люди в этике Ницше были от природы не равны и то, что справедливо для одного, не должно быть обязательно справедливо для другого.

Этическим идеалом Ницше становится сверхчеловек, которого он первоначально назвал белокурым животным.

Ницше отрицательно относился как к всеобщей морали, так и христианской религии. Он считал, что христианство - это религия рабов, а мораль такое же заблуждение, как и религия. Христианство было создано слабыми личностями с целью самозащиты. В этом проявился инстинкт посредственных, низших людей против непосредственных, незаурядных, исключительных людей. Если человек принимает такую религию, то он становится слабым и посредственным.

Ницше также опровергает традиционные христианские представления о человеколюбии, ибо в рамках христианства утверждается, что цель человеколюбия заключается в помощи слабым, во взаимопомощи людей. Ницше считал, что религиозная мораль приводит к деградации человека, его слабости. Ницше в противовес этому выдвинул свой принцип человеколюбия, согласно которому слабые и неудавшиеся должны погибнуть и мы им в этом еще должны помочь. Ницше надеялся, что будущее человечества связано с сверхчеловеком. Ницше писал: "Бог умер, и мы хотим, пусть живёт сверхчеловек".

Основные черты сверх человека, которые выделял Ницше

  1. Он не страдает
  2. Он честный
  3. Его поведение выше всеобщей морали.

Однако, систематической проработки образа сверхчеловека в его философии нет. Это скорее отдельные черты, наброски такого образа.

В результате сформировались две возможные интерпретации концепции сверхчеловека. Первая интерпретация - это нацистская, когда рассматривается сверхчеловек по отношению к другим людям. Вторая возможная интерпретация концепции сверхчеловека - это гуманистическая интерпретация, в которой речь идёт о сверхчеловеке по сравнению с самим собой. Это позволяет изживать свои слабости, свою заурядность и стремиться к высшим идеалам.

В социальной философии Ницше резко критиковал идеи христианской теократии, а также демократии и социализма. Собственно, все эти формы государственного устройства для него были неприемлемы, и в первую очередь это было связано с тем, что все они нацелены на нивелировку человеческой личности, превращения индивидов "в песок", как писал Ницше. Чтобы разрешить это противоречие он обращается к идеям государственности Платона и милитаризации государства. Идеальное государство Ницше построено по казарменному принципу. Однако социальная философия Ницше так же не была систематически разработана и потом была по-разному интерпретирована, в частности в концепциях фашистской Германии.

***

Таким образом, в конце 20в в философии наступает резкий перелом от рационализма, присущего классической немецкой философии к иррационализму. В философии иррационализма разум больше не признается ни источником абсолютного знания, ни способом познания окружающего мира. Основной онтологической категорией становится не объективная реальность, а субъективное переживание человеческого существования. Человек сталкивается не с огромным непознанным миром, но с самим собой, своими чувствами и переживаниями; и именно они выходят на первый план в философии жизни.

Глоссарий

  • Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное".
  • С.Кьеркегор - датский философ, протестантский теолог и писатель. В противовес немецкому классическому идеализму (а точнее, развитию, которое придал ему Гегель) настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других - не вполне ясных при поверхностном рассмотрении - моментов в сложном и внешне противоречивом творчестве Кьеркегора, очевидно, послужили распространению необоснованной точки зрения, согласно которой датский мыслитель является характерным представителем иррационализма.
  • Ф.Ницше - немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.
  • А.Шопенгауэр- немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков - Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, - "наихудшим из возможных миров", за что получил прозвище "философа пессимизма"
  • Эссенциализм - теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств.
< Лекция 19 || Лекция 20 || Лекция 21 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар