Микроформаты
Микроформатам можно дать множество различных определений, приведем некоторые, наиболее приглянувшиеся нам.
Микроформаты – способ семантической разметки данных о различных сущностях (товарах, людях, событиях и т.п.) при помощи использования стандартных элементов языка HTML (XHTML).
Микроформаты – набор простых и открытых форматов данных, основанных на существующих широко распространенных стандартах.
Микроформаты – это общее название всех форматов, основанных на HTML (XHTML), для предоставления дополнительной мета - информации об объектах.
Метаданные (Metadata) - данные о данных: каталоги, справочники, реестры, базы метаданных, содержащие сведения о составе данных, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа, приобретения и использования, авторских, имущественных и смежных с ними правах на данные и др.
В широком смысле, метаданные – это любая информация о данных, к примеру, имя автора статьи.
Структурированное представление характеристик описываемых сущностей, для идентификации сущности, поиска конкретного экземпляра класса и т.п., также можно отнести к метаданным.
Микроформаты ставят во главу угла идею, что вместо того, чтобы создавать целые новые словари, разработчикам следует комбинировать существующие, хорошо поддерживаемые и широко распространённые форматы, например, XHTML.
Одной из ключевых особенностей микроформатов является то, что их может свободно воспринимать как человек, просматривающий страницу с размеченным микроформатом, так и различные программные средства обработки, которые с помощью определённого соглашения о разметке могут легко получить необходимую структурированную информацию из Web-страницы.
- Способ "обдумывания" данных, размышления о данных;
- Адаптированы к наиболее информативному описанию объектов;
- Соотносятся с семантикой HTML;
- Ряд простых открытых стандартов форматов данных, которые многие активно развивают и применяют для наилучшего структурированного "блоггинга" и улучшения микросодержания веб - сети (web microcontent).
Суть концепции структурированного блоггинга заключается в том, что типичные, стандартные сообщения в блогах будут писаться несколько иначе, по заранее определенным шаблонам, в зависимости от содержания. Иными словами, если вы хотите поделиться новостью - вы выстраиваете текст в соответствии с одним шаблоном, если пишите объявление о покупке - с другим и т.д.
Для читателей вашего сообщения не изменится ничего, эти изменения будут значимы для программ - обработчиков. Главное - это разметка различных данных таким образом, чтобы программно можно было четко определить отличия одной записи от другой.
Микросодержание веб - сети. По сути, это мета - информация. Микросодержание объясняет то, что описано в сети, о чем идет речь. Наряду со структурированным блоггингом, микросодержание, в первую очередь, необходимо для программ - обработчиков.
Структурированный блоггинг и микросодержание сети облегчают поиск и отбор интересующей вас веб - информации, то есть "упорядочивают" веб.
- Новым языком программирования;
- Цельным новым подходом, отменяющим уже применяемые технологии;
- Панацеей для описания таксономии, онтологии и т.п.;
- Попыткой изменения и переписывания существующих инструментов разработки.
Основные принципы микроформатов:
- Создаются для решения определенной задачи
- Создаются для людей, в первую очередь, для машин – во вторую
- Поощрение децентрализованной разработки
hAtom – микроформат, предназначенный для данных, которые могут быть объединены в новостные ленты
hCalendar - формат для составления календаря и описания событий
Информация о событии заключается в блок класса vevent. Список основных полей класса:
Пример:
<div class="vevent"> <div class="dtstart">1789-07-14</div> <div class="summary">День Взятия Бастилии</div> <div class="url"> http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F_ %D0%91%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8 </div> </div>
hCard – микроформат для краткого описания людей и организаций.
Информация заключается в блок класса vcard. Некоторые поля класса приведены ниже.
Обязательные:
fn (имя – фамилия)
Опциональные поля:
- adr (адрес)
- bday (день рождения)
- email (адрес электронной почты)
- geo (местоположение)
- nickname (ник)
- note (заметки)
- org (название организации)
- photo (фотография)
- url (ссылка на страницу)
Пример:
<div class="vcard"> <div class="fn">Савельев Алексей</div> <div class="org">ИКЦ ТПУ</div> <div class="tel">420-610</div> <a class="url" href="http://tpu.ru">http://tpu.ru</a> </div>
hResume – микроформат для публикации резюме.
Данный микроформат базируется на уже существующих микроформатах. Иными словами, к нему относится ряд полей, информация которых, обычно, указывается в резюме. Эти поля могут быть включены в классы других микроформатов.
Поля:
Примеры:
ВУЗ, в котором обучался и время обучения
<ol class="vcalendar"> <li class="education vevent"> <a class="url summary" href="http://tpu.ru/">Томский Политехнический Университет</a> (<abbr class="dtstart" title="2004-09-01">2004</abbr> - <abbr class="dtend" title="2009-05-25">2009</abbr>) </li>
Места работы:
<ol class="vcalendar"> <li class="experience vevent"> <span class="summary">Техник</span>, <span class="location">ИКЦ ТПУ, каф. ОСУ</span>, <abbr class="dtstart" title="2008-09-01">Сентябрь 2008</abbr> - <abbr title="2010-01-20">по настоящее время</abbr> </li>