Опубликован: 31.07.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 4780 / 718 | Оценка: 4.54 / 4.40 | Длительность: 06:39:00
ISBN: 978-5-9963-0038-9
Специальности: Художник
Лекция 4:

Тоновый диапазон изображения и цветовой баланс

Аннотация: Тоновый баланс изображений. Работа с гистограммами. Использование команды Brightness / Contrast (Яркость / Контраст). Настройка тонов инструментом Levels (Уровни). Цветокоррекция (настройка цветового баланса). Команды Variations (Варианты), Color Balance (Цветовой баланс), Photo Filter (Фотографический фильтр). Инструмент Color Replacement (Замена цвета).
Ключевые слова: contrast, black point, white point, variation

Цели занятия

  • дать учащимся общее понятие тонового и цветового баланса изображения;
  • научить учащихся выполнять настройку тонового диапазона некоторыми инструментами программы;
  • научить учащихся выполнять коррекцию цветового баланса изображения.

Содержание занятия

Настройка тонового баланса изображения

Важнейшей характеристикой любого изображения является его тон. Фотография, цифровое изображение, картинка, отпечатанная типографским способом, могут быть светлыми, темными или иметь сбалансированное сочетание областей света и тени.

Все тона изображения принято делить на три части. Крайнее положение занимают точки белого, или блики (Highlights). Это самые яркие области изображения. Самые темные области называют точками черного или тенями (Shadows).

Для оценки распределения тонов используются гистограммы - графики распределения тонов в изображении. По их виду можно сделать выводы о тоновых характеристиках изображения, оценить информативность цветовых каналов, обнаружить дисбаланс.

На (рис. 4.1.) показан пример гистограммы изображения, выдержанного в темных тонах. "Горка" в первой четверти графика и "спад" в самой светлой части тонового диапазона говорят о большом количестве темных и практическом отсутствии светлых тонов.

 Гистограмма темного изображения

Рис. 4.1. Гистограмма темного изображения

Следующая диаграмма (рис. 4.2.) принадлежит высветленной картинке. Об этом свидетельствует концентрация тонов в правой (светлой) части диапазона.

Среди компьютерных ретушеров и фотографов распространено мнение о том, что растровые изображения, сбалансированные относительно распределения темных и светлых тонов, являются наиболее качественными. На рис. 4.3. показана гистограмма одного из таких изображений. Ее отличают:

  • вполне симметричная по горизонтали и высокая "горка";
     Гистограмма светлого изображения. Распределение тонов показывает сгущение в правой светлой части тонового диапазона

    Рис. 4.2. Гистограмма светлого изображения. Распределение тонов показывает сгущение в правой светлой части тонового диапазона
  • сплошное заполнение горизонтальной оси и отсутствие провалов.
 Гистограмма сбалансированного полутонового изображения

Рис. 4.3. Гистограмма сбалансированного полутонового изображения

На рис. 4.4. показан пример изображения, имеющего высокий контраст. Изображения с предельной контрастностью - это оригиналы, окрашенные только черным и белым цветами. Гистограммы таких образцов обладают двумя ярко выраженными пиками, расположенными на противоположных концах тонового диапазона.

 Гистограмма высококонтрастного изображения. Этот пример демонстрирует небольшое количество точек средних тонов и высокую их концентрацию в самой светлой и темной частях диапазона

Рис. 4.4. Гистограмма высококонтрастного изображения. Этот пример демонстрирует небольшое количество точек средних тонов и высокую их концентрацию в самой светлой и темной частях диапазона

По виду гистограммы можно поставить еще один "диагноз" - постеризация (неравномерное распределение тонов). Это значит, что в изображении существуют однотонные сплошные области значительных размеров, и наоборот - некоторые тоновые значения не представлены совсем. Эффект постеризации показывает гистограмма, приведенная на рис.4.5.. В среде профессионалов гистограммы подобного вида иногда называют "расческами".

 Эффект "расчески". Гистограмма показывает распределение тонов постеризованного изображения, у которого отсутствуют значительные фрагменты тонового диапазона

Рис. 4.5. Эффект "расчески". Гистограмма показывает распределение тонов постеризованного изображения, у которого отсутствуют значительные фрагменты тонового диапазона

Средства тоновой коррекции Photoshop располагаются в разделе главного меню Image / Adjustments (Изображение / Настройка) (рис. 4.6.). Многие команды этой группы способны вносить изменения в распределение тонов, но основные команды тонового баланса таковы: Levels (Уровни), Auto Levels (Автоматические уровни), Auto Contrast (Автоматический контраст), Curves (Кривые), Brightness / Contrast (Яркость / Контрастность) и Shadow / Highlights (Тени / Блики).

Использование команды Brightness / Contrast (Яркость / Контраст)

Команда Brightness / Contrast (Яркость / Контраст) - это самое популярное средство тоновой коррекции среди начинающих пользователей. Оно подкупает простотой управления и предсказуемостью результатов (рис. 4.7.). Начинающие пользователи часто выбирают команду Brightness / Contrast как самое доступное по средствам управления и ожидаемым результатам средство настройки тонового баланса. Однако его интенсивное использование способно привести к потере деталей и необратимой деградации изображения.

Опытные пользователи предпочитают работать с командами Levels и Curves, и этот выбор следует считать оправданным.

Аделина Копыльцова
Аделина Копыльцова

подписалась на курс, но после поняла, что прямо СЕЙЧАС нет возможности его изучать. как отписаться от курса, чтобы позже, когда у меня предоставится возможность вернуться к нему снова?

Антон Бобров
Антон Бобров

Добрый день!

Могли бы Вы "на пальцах" объяснить про частоту растра?

И как частота растра связана с техническим разрешением принтера?

спасибо