Опубликован: 27.05.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 21725 / 8051 | Длительность: 07:57:00
Специальности: Психолог
Лекция 9:

Психотравмы (часть 1)

< Лекция 1 || Лекция 9
Аннотация: Большинство людей, в том числе психиатры, связывают психические травмы с такими событиями, как войны, катастрофы, аварии, ситуации физического, психического или сексуального насилия и т.д. Однако столь же травматичными, особенно для детей, могут быть вполне заурядные события, в том числе обычные медицинские процедуры и операции.

Впоследствии психотравмы могут проявиться беспокойством, мигренями, функциональными расстройствами, астмой, эпилептическими припадками, паническими атаками.

Психотравмы часто происходят из-за:

  • травматических ситуаций в жизни (Потеря любимого человека или статуса, нарушение эмоциональной привязанности, совершение морально и этически не имеющих оправдания действий...)
  • чувств как таковых (страх смерти, страх быть покинутым, страх одиночества, эмоциональное расстройство; разочарованная любовь и беспомощный гнев, стыд и вина)
  • эмоциональных расстройств и конфликтов (отпустить и горевать или удерживать прошлое и то, что было потеряно; доверять или не доверять людям, учиться ли любить вновь; скрыть ли факт преступления или принять ответственность за него...)

Выделяют четыре основных способа, которыми человек выходит из травмирующей ситуации:

  • Блокировка восприятия: человек ощущает себя как будто сквозь туман;
  • Замораживание чувств: онемение, безучастность, холодность;
  • Осознание себя вне тела: человек ощущает, что он покинул свое тело, и событие воспринимается происходящим со стороны;
  • Разделение на субличности.

Последствиями травмы являются:

  • Посттравматический синдром (PTSD);
  • Склонность к суициду;
  • Зависимости (алкоголь, наркотики и т.п.);
  • Расщепление личности;
  • Интериоризация агрессора;
  • Психосоматические заболевания (по разным оценкам психологов от 80 до 100% психосоматические заболеваний развиваются из травмы);
  • Социальные аспекты (отсутствие поддержки, общественное мнение, влияние травмы человека на окружение и т.п.).

У каждого из нас есть несколько самых главных, базовых потребностей. Чтобы расти и усваивать опыт, чтобы развиваться, нам нужно опираться на глубинное знание: «я любим», «я хороший», «я могу». Это знание очень уязвимо. И если человек однажды (скажем, под влиянием сильной душевной боли) испытал сомнения в каком-то из этих пунктов, то в дальнейшем почти любое событие может стать для него травмирующим.

Сегодня мы рассмотрим структуры позитивного формирования характера ребенка и соответственно при негативном воспитании – расстройства и психотравмы, которые формируются в детстве и «укрепляются» и «дополняются по жизни человека.

< Лекция 1 || Лекция 9
Ирина Ржеуская
Ирина Ржеуская
Татьяна Наал
Татьяна Наал