Не обнаружил проекты, которые используются в примерах в лекции, также не увидел список задач. |
Отношения между классами. Клиенты и наследники
Отношения между классами
Каждый класс, как не раз отмечалось, играет две роли: он является модулем - архитектурной единицей, и он имеет содержательный смысл, определяя некоторый тип данных. Но классы программной системы - это ансамбль, в котором классы, играя свои роли, не являются независимыми - все они находятся в определенных отношениях друг с другом. Два основных типа отношений между классами определены в ОО-системах. Первое отношение "клиенты и поставщики", называется часто клиентским отношением или отношением вложенности (встраивания). Второе отношение "родители и наследники" называется отношением наследования.
Определение 1. Классы А и В находятся в отношении " клиент-поставщик ", если одним из полей класса В является объект класса А. Класс А называется поставщиком класса В, класс В называется клиентом класса А.
Определение 2. Классы А и В находятся в отношении " родитель - наследник ", если при объявлении класса В класс А указан в качестве родительского класса. Класс А называется родителем класса В, класс В называется наследником класса А.
Оба отношения - наследования и вложенности - являются транзитивными. Если В - клиент А, а С - клиент В, то отсюда следует, что С - клиент А. Если В - наследник А, а С - наследник В, то отсюда следует, что С - наследник А.
Определения 1 и 2 задают прямых или непосредственных клиентов и поставщиков, прямых родителей и наследников. Вследствие транзитивности необходимо ввести понятие уровня. Прямые клиенты и поставщики, прямые родители и наследники относятся к соответствующему уровню 1 (клиенты уровня 1, поставщики уровня 1 и так далее). Затем следует рекурсивное определение: прямой клиент клиента уровня k относится к уровню k+1.
Для отношения наследования используется терминология, заимствованная из естественного языка. Прямые классы-наследники часто называются сыновними или дочерними классами. Непрямые родители называются предками, а их непрямые наследники - потомками.
Замечу, что цепочки вложенности и наследования могут быть достаточно длинными. На практике вполне могут встречаться цепочки длины 10. Например, библиотечные классы, составляющие систему Microsoft Office, полностью построены на отношении вложенности. При программной работе с объектами Word можно начать с объекта, задающего приложение Word, и добраться до объекта, задающего отдельный символ в некотором слове некоторого предложения одного из открытых документов Word. Для выбора нужного объекта можно задать такую цепочку: приложение Word - коллекция документов - документ - область документа - коллекция абзацев - абзац - коллекция предложений - предложение - коллекция слов - слово - коллекция символов - символ. В этой цепочке каждому понятию соответствует класс библиотеки Microsoft Office, где каждая пара соседствующих классов связана отношением " поставщик-клиент ".
Классы библиотеки FCL связаны как отношением вложенности, так и отношением наследования. Длинные цепочки наследования достаточно характерны для классов этой библиотеки.
Отношения "является" и "имеет"
При проектировании классов часто возникает вопрос, какое же отношение между классами нужно построить. Рассмотрим совсем простой пример двух классов - Square и Rectangle, описывающих квадраты и прямоугольники. Наверное, понятно, что эти классы следует связать скорее отношением наследования, чем вложенности ; менее понятным остается вопрос, а какой из этих двух классов следует сделать родительским. Еще один пример двух классов - Car и Person, описывающих автомобиль и персону. Какими отношениями с этими классами должен быть связан класс Person_of_Car, описывающий владельца машины? Может ли он быть наследником обоих классов? Найти правильные ответы на эти вопросы проектирования классов помогает понимание того, что отношение " клиент-поставщик " задает отношение "имеет" ("has"), а отношение наследования задает отношение "является" ("is a"). В случае классов Square и Rectangle понятно, что каждый объект квадрат "является" прямоугольником, поэтому между этими классами имеет место отношение наследования, и родительским классом является класс Rectangle, а класс Square является его потомком.
В случае автомобилей, персон и владельцев авто также понятно, что владелец "имеет" автомобиль и "является" персоной. Поэтому класс Person_of_Car является клиентом класса Car и наследником класса Person.
Отношение вложенности
Рассмотрим два класса A и B, связанных отношением вложенности. Оба класса применяются для демонстрации идей и потому устроены просто, не неся особой смысловой нагрузки. Пусть класс-поставщик A уже построен. У класса два поля, конструктор, один статический и один динамический метод. Вот его текст:
public class ClassA { public ClassA(string f1, int f2) { fieldA1 = f1; fieldA2 = f2; } public string fieldA1; public int fieldA2; public void MethodA() { Console.WriteLine( "Это класс A"); Console.WriteLine ("поле1 = {0}, поле2 = {1}", fieldA1, fieldA2); } public static void StatMethodA() { string s1 = "Статический метод класса А"; string s2 = "Помните: 2*2 = 4"; Console.WriteLine(s1 + " ***** " + s2); } }
Построим теперь класс B - клиента класса A. Класс будет устроен похожим образом, но в дополнение будет иметь одним из своих полей объект inner класса A:
public class ClassB { public ClassB(string f1A, int f2A, string f1B, int f2B) { inner = new ClassA(f1A, f2A); fieldB1 = f1B; fieldB2 = f2B; } ClassA inner; public string fieldB1; public int fieldB2; public void MethodB1() { inner.MethodA(); Console.WriteLine( "Это класс B"); Console.WriteLine ("поле1 = {0}, поле2 = {1}", fieldB1, fieldB2); } }
Обратите внимание: конструктор клиента (класса B ) отвечает за инициализацию полей класса, поэтому он должен создать объект поставщика (класса A ), вызывая, как правило, конструктор поставщика. Если для создания объектов поставщика требуются аргументы, то они должны передаваться конструктору клиента, как это сделано в нашем примере.
После того как конструктор создал поле - объект поставщика - методы класса могут использовать этот объект, вызывая доступные клиенту методы и поля класса поставщика. Метод класса B - MethodB1 начинает свою работу с вызова: inner.MethodA, используя сервис, поставляемый методом класса A.