Опубликован: 17.12.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 5246 / 3312 | Длительность: 09:16:00
Авторские права: UNESCO, 2013; НОУ "ИНТУИТ" (задания), 2013
Специальности: Преподаватель
Лекция 1:

Введение в основы разработки ЭОР

Лекция 1 || Лекция 2 >

Настоящий учебный курс охватывает круг вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов различного вида и содержания. Курс нацелен на оказание методической помощи специалистам высшего и среднего образования в приобретении теоретических знаний и практических навыков в области современных технологий обучения, в частности создания собственных электронных образовательных ресурсов для последующего их использования в своей повседневной практике. Данный курс может быть полезен для лиц, осуществляющих руководство учебным процессом, а также аспирантов и студентов педагогических специальностей, интересующихся новыми средствами и методами обучения.

Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.

Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти в конфликт с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов. Именно на предупреждение этой ситуации и направлен настоящий курс. Главной его целью является дать преподавателю базовые знания по всем основным принципам создания и эксплуатации образовательных ресурсов, часть которых выпадает из внимания разработчиков образовательных ресурсов при чисто технологическом подходе к созданию ЭОР.

Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Этап, когда образовательные ресурсы использовались автономно уже в прошлом. Сегодня они являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений. Именно глобализация образовательной сферы, одним из отражений которой стал Болонский процесс, является движущей силой работ по стандартизации форматов образовательных ресурсов, механизмов их классификации и использования в учебном процессе.

С другой стороны, психолого-педагогические проблемы деятельности преподавателей в информационно-образовательной среде еще практически не изучены. Сейчас считается очевидным тот факт, что должна оставаться главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития. Однако, каким образом реализуются эти функции в условиях сокращения объема контактов преподавателя с обучающимся и каким дополнительным требованиям должны соответствовать образовательные ресурсы в зависимости от их типа – это вопросы, на которые преподавателям приходится отвечать самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Именно поэтому, при реализации учебного процесса в информационно-образовательной среде преподаватель несет существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе. Положение осложняется еще и тем, что преподаватель часто оказывается в определенном нормативно-правовом вакууме, поскольку в общем случае не решены еще вопросы нормирования труда преподавателя в образовательной среде, оплаты его труда, порядок разработки и формирования базы электронных образовательных ресурсов учебного заведения, порядок учета трудозатрат на эту работу и многое другое.

Изучение настоящего курса позволит преподавателям и руководителям учебных заведений сформировать системный подход как к организации процесса создания фонда электронных образовательных ресурсов, так и использованию таких ресурсов в рамках образовательной среды учебного заведения. Не претендуя на охват всех проблем связанных с такого рода деятельностью, материал курса дает достаточно полное представление об основных проблемах и указывает на пути их решения. Выбор решения остается за преподавателем или руководителем учебного заведения, поскольку этот выбор должен учитывать специфику как учебного заведения, так и опыт преподавания в нем конкретных дисциплин.

Лекция 1 || Лекция 2 >
Татьяна Разинькова
Татьяна Разинькова
Михаил Печерица
Михаил Печерица

Здравствуйте! Я бы поучился ПЛАТНО на данном курсе "Основы создания электронных учебных материалов". Как мне это сделать, и что дает такое обучение в плане возможностей самостоятельного создания электронных учебных материалов?