Управление рисками. Модель процессов
1. Вспоминая предыдущую лекцию
Наша предыдущая лекция была посвящена введению в методологию Microsoft Solutions Framework. Мы обсудили, что такое методология вообще. Поговорили о том, чем является и чем не является MSF. В чем она схожа с другими методологиями и чем отличается от них. Перечислили и кратко охарактеризовали концепции MSF: модель процессов, управление проектом, модель проектной группы, управление рисками.
Далее мы дали краткую историческую справку по MSF и указали нововведения последней версии MSF 4.0.
Наконец, мы подробно остановились на модели проектной группы MSF и рассмотрели принципы формирования команды, роли и ролевые группы, которые выделяет MSF, их задачи и зоны ответственности.
2. Управление рисками в MSF for Agile Software Development
Дисциплина управления рисками MSF1Раздел подготовлен на основе материалов белой книги [5.2] возводит процесс управления рисками в ранг стратегической задачи, затрагивающей все фазы проекта. В рамках MSF управление рисками - это процесс выявления, анализа и превентивной работы над рисками в целях избежания их превращения в проблемы, приносящие ущерб или иной вред.
В ходе всего проекта команда должна уделять внимание дисциплине управления рисками. Основные ее характеристики:
- она всеобъемлюща и принимает во внимание все составляющие проекта: людей, бизнес-процессы, технологические элементы и т.д.;
- она включает в себя пошаговый, систематический и воспроизводимый процесс управления рисками проекта;
- ее использование непрерывно на протяжении всего жизненного цикла проекта;
- она превентивна и не исходит из идеологии действия по факту случившегося.
- она вовлекает всю проектную группу в непрерывное извлечение уроков из полученного опыта.
2.1. Основные сведения о рисках
Прежде всего, определим, что такое "риск". Заглянем в "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова. "Риск - 1. Возможность опасности, неудачи. 2. Действие наудачу в надежде на счастливый исход" [12]. Отметим, что понятие "риск" включает в себя два по сути противоположных толкования: одно со знаком минус, второе со знаком плюс.
Риск проекта (project risk) понимается в MSF именно в таком полном виде - как всякое событие или условие, которое может оказать как негативное, так и позитивное влияние на итоги проекта. Такое же расширенное понимание спекулятивного риска (speculative risk) присутствует, например, в финансовой индустрии, где решения в условиях неопределенности могут привести к получению прибыли точно так же, как и к убыткам. Указанное понимание противоположно понятию чистого риска (pure risk) в индустрии страхования, где неопределенности связываются только лишь с потенциальными убытками в будущем.
Важно отметить, что риски не есть проблемы. Проблемы - это нечто, имеющие место в настоящее время, в то время как риски относятся к будущему и носят вероятностный характер (могут и не состояться). Однако риски могут стать проблемами, если ими эффективно не управлять.
Цель управления рисками - максимизировать их положительное влияние (открывающиеся возможности), но при этом минимизировать связанные с ними негативные факторы (убытки).
Дисциплина управления рисками в MSF основана на убеждении, что такое управление должно выполняться превентивно; это часть формального и систематического процесса, трактующего усилия, затрачиваемые на управление рисками, с позитивной точки зрения.
Говоря о рисках, MSF выделяет несколько ключевых концепций:
- Риск - неотъемлемая часть всякого проекта или процесса. Несмотря на то, что различные проекты могут быть связаны с большим или меньшим числом рисков, не существует ни одного проекта, полностью свободного от них. Цель состоит не в том, чтобы избежать рисков, а в том, чтобы предвосхищать потенциальные проблемы и заблаговременно готовиться к их решению, если они возникнут.
- Выявление рисков нужно всячески одобрять. Проектная группа должна смотреть на выявление рисков как на позитивную деятельность. Знание о существовании рисков - необходимое условие эффективной работы над ними. Следовательно, перспективы успеха проектной группы от проведения работы по выявлению рисков лишь увеличиваются.
- Оценка рисков должна вестись постоянно. Обстоятельства, в которых проектная группа работает над созданием решения, обладают постоянной изменчивостью, следовательно, команда должна регулярно проводить переоценку выявленных рисков и постоянно следить за появлением новых. Управление рисками должно быть интегрировано в общий жизненный цикл проекта.
- О положении дел в проекте нужно судить не по количеству рисков, связанных с его выполнением, а по степени проработанности процедуры их выявления, анализа и управления ими.
2.2. Планирование управления рисками
Во время проектных фаз выработки концепции и планирования (изучению этих фаз будет посвящена лекция 7) проектная группа должна разработать формальный документ, описывающий управление рисками в проекте. В этом документе должны быть даны ответы на целый ряд вопросов, из которых здесь мы рассмотрим основные.
- Как будет реализовываться процесс управления рисками? Из каких шагов состоит этот процесс?
- Кто будет осуществлять действия по управлению рисками? Какие для этого требуются навыки/квалификация? Требуется ли дополнительное обучение?
- Как будут строиться планы управления рисками и планы мероприятий по смягчению возможных негативных последствий?
- Как деятельность по управлению рисками будет интегрирована в общий план проекта?
- Какие действия будут предпринимать отдельные члены проектной группы для управления рисками?
- Какие ресурсы доступны для управления рисками?
- Каковы временные ограничения в мероприятиях, связанных с управлением рисками?
Часть вопросов, которые также должны быть учтены, мы сознательно опустили - интересующихся отсылаем к соответствующей белой книге [5.2].
Поскольку риски являются неотъемлемой частью всех фаз всех проектов от начала и до конца, должны быть изначально выделены и должным образом распределены ресурсы, необходимые для эффективного управления рисками. Планирование управления рисками осуществляется проектной группой во время фаз выработки концепции и планирования, и результирующий план управления рисками должен определять конкретные действия, ответственность за которые возложена на определенных членов проектной группы. Эти задачи должны быть интегрированы в сводный план проекта (master project plan) и в сводный календарный график проекта (master project schedule).