Опубликован: 30.03.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 11:

Социальные организации

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >
Аннотация: Цель лекции – описать типы и виды организаций, основные концепции и подходы в исследовании современных организаций, роль бюрократии.

С рождения и до самой смерти наша жизнь связана с организациями. Назовем только некоторые из них: родильный дом, детский сад, школа, среднее специальное или высшее учебное заведение, армия, милиция, больница, магазин, рынок, похоронное бюро, загс. Каждый из нас является членом той или иной организации, повседневно зависит от деятельности многих из них.

Гармоничный и упорядоченный мир – это не просто желанная цель, но и необходимое условие и средство существования, развития и жизнедеятельности человека. Конкретное воплощение это находит в создании социальных организаций. Они различны по формам, целям и направленности деятельности. Социотехнические, социокультурные, общественные, профессиональные, военные организации составляют социальную среду, в которой осуществляется социализация и жизненный путь личности. В связи с этим возникает ряд практических проблем: как добиться, чтобы организация способствовала самоутверждению и самореализации человека; что нужно делать, чтобы организация не подавляла человеческую индивидуальность, не была чуждой человеческой природе, каким образом необходимо способствовать социальной защите личности, ее духовно-психологическому и телесному здоровью. Создание и эффективное управление организациями невозможно без знания и применения законов социологии.

В становлении понятия "организация" можно проследить следующую этимологическую линию: орган – органическое целое – организм – органичное целое – организованная система. Организацию следует рассматривать как единство взаимосвязанных и согласованно функционирующих органов (элементов). Термин организация нередко отождествляется с такими терминами как "учреждение", "предприятие", "социальный институт", "социальная система". Общее в них - взаимосвязь, целостность и единство органов (элементов).

Организация – большое объединение людей, основанное на безличных связях ее членов ради достижения определенных целей. Организации имеют задачи, определенные ценности и взгляды, а также учреждения для реализации своих целей. Организация – это союз людей, стремящихся к реализации цели организованным способом.

Организация является основным типом вторичной группы. В широком смысле это понятие означает все социальные объединения на всех уровнях структуры общества: на макро-, среднем и микроуровне. Это способ упорядоченной взаимосвязи в пределах системы различных групп. Можно выделить три аспекта: 1) организация как свойство определенного объекта, характеризующее его упорядоченность. 2) предметный аспект (как условное название некоторого объединения людей или социального института); 3) функциональный (как процесс организации, упорядочения объекта). Понятие организация, употребляемое в предметном значении, обозначает те организационные системы, изучение которых входит в предмет социологии организаций.

Используя понятие "организация" в функциональном значении, социология организаций включает в свой предмет один из разделов социологии управления, однако, не дублируя, а дополняя и углубляя его.

Организация - это объединение, которое созидает человек по своему образу и подобию. Гуманистические организации не могут быть вовлечены в только социально - экономическое и производственно-практическое значение, но и помогает в решении общечеловеческих задач.

Организация является сложным многомерным объектом. Исчерпывающее описание невозможно сделать какому-то одному автору. Концепции различных социологов выступают в качестве своеобразных подходов и объяснений. Первым назовем М.Вебера. Он понимал термин организация как инструмент для достижения групповых целей. Модель организации – структура управляемых частей. Организационные структуры рассматриваются как орудия, специально созданные в интересах осуществления групповых намерений. Предполагается четкое распределение труда, что обеспечивает высокую квалификацию и специализацию персонала. Сотрудники должны строго соответствовать требуемым стандартам. Должности и позиции организованы в строгую иерархическую структуру власти, которая четко обозначена. Решения и действия управляются инструкцией. Инструкция обеспечивает единообразие деятельности, ее непрерывность и стабильность независимо от штатных изменений Организация включает специальный административный аппарат. Отношения сотрудников на всех уровнях безличны, эмоционально беспристрастны. На это направлена разработанная система социальных дистанций, которая обеспечивает необходимую рациональность суждений при выполнении обязанностей чувства и настроения исключаются. Должностные лица назначаются.

Следующая концепция основана на взглядах Т. Парсонса. Если М.Вебер пишет в основном о законах формальной организации, то Парсонс рассматривает организацию как естественную систему. В этом же направлении выстраиваются взгляды Ф.Селзника и Ч. Перроу. Указанные авторы анализируют организацию как совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных частей, как естественное целое. Организационные структуры – системы открытые. Они активно используют механизмы обратной связи, что обеспечивает коррекцию отклонений от состояния равновесия и устойчивость. Организация развивается по своим естественным законам, а не по планам отдельных лиц, ее структуры поддерживаются стихийно и гомеостатически. Позитивная интеграция - необходимое условие существования организаций. Интеграция предполагает взаимную поддержку членов организации. Угрозы внешней среды в нарушении равновесия вызывают защитные механизмы, в создании которых участвуют организационные ценности. Самопроизвольно возникают нормативы и санкции. Интеграция понимается как структура; ее составляющие -процессы, посредством которых отношения между людьми упорядочиваются, что обеспечивает их гармоничное функционирование. Люди рассматриваются как части социальной системы, играющие определенные роли. Интеграция может иметь негативный аспект, когда снижается возможность социального действия. Интеграция системы нарушается из-за взаимных помех и противоборств. Плотность социально-психологического пространства создает климат борьбы за свое место и статус. Возможна и дифференциация структуры через конфликт.

По Т. Парсонсу, организация имеет свои законы, но включена в структуру общества и отражает свойства общественной системы. Организация как целое всегда больше суммы составляющих его систем и независима от намерений отдельных единиц. Организация – непрерывно изменяющаяся система. Концепция Акоффа и Эмери посвящена анализу принятия решения в организациях. Эти авторы раскрывают системную природу процессов целеполагания и целеустремленности. Можно также назвать концепцию польского автора Я. Зеленевского в русле общей теории организации и управления и российского ученого А.И.Пригожина (концепция организации как предмета социологии управления).

В заключении подробнее дадим аналитический обзор социологического подхода Я. Щепанского. Польский автор определяет организацию как объединение людей, стремящихся к реализации цели организованным образом. Организация – это и способы руководства, координации. Организация – это и функционирование общностей как системы образцов деятельности. Организация обеспечивает порядок социальной жизни посредством социального контроля. Порядок и совместная жизнь членов общности связаны с системой ценностей. Социальные роли, выполняемые членами общности на основе доминирующих ценностей, обеспечивают функционирование организации. Таким образом, гармонизируются стремления и действия, разрешаются проблемы и конфликты.

Я. Щепанский так представляет модель организации. Социальная организация обеспечивает группе порядок и состояние равновесия. Устойчивость обеспечивает удовлетворение социальных потребностей Неустойчивость вызывают явления социальной дезорганизации. Основу социального порядка составляет реализация объема ожиданий индивида в удовлетворения его потребностей. Социальный порядок нарушаеся, если ожидания не исполняются или наступает кризис институтов социального контроля. В этом случае группа идет в полосу радикальных перемен.

Я. Щепанский выделяет четыре механизма разрешения конфликтов, обеспечения внутренней сплоченности социальных объединений:

1) создание власти и придание ей полномочий.

Создание системы санкций и предоставление в распоряжение власти.

Власть должна создать единство действия путем контроля над выполнением обязанностей членом группы. 2) создание социальных механизмов для выработки компромиссов антагонистами (индивидами или подгруппами). Компромисс предполагает взаимные уступки, признание частичных взаимных выгод. При компромиссе достигался формальное согласие и формальное единство действий. Установки могут оставаться прежними. 3) обращение к голосованию общего собрания, когда дискуссия не приводит к взаимопониманию. Различия в установках и действиях чаще остаются прежними. 4) интеграция достигается на основе дискуссии, которая приводит к общему согласию, к единству установок, к единству действий антагонистов, вошедших в социальное объединение.

По Я. Щепанскому, организация отлична от структуры. Структура - это упорядочение составных элементов какого-либо целого в соответствии с определенным принципом, делающим возможным функционирование целого. Если структура – строение целого, то организация – функционирование целого.

Несмотря на своеобразие выделенных подходов, предмет социологического анализа организации очерчен достаточно ясно.

Типы организаций, их функции и факторы деятельности

Основная социальная функция и место, которое занимает организация в системе социальных отношений -главный критерий вычленения их различных типов. Выделяют: 1) административные организации (предприятия, учреждения, учебные заведения), 2) общественные (профсоюзы, кооперативы, творческие союзы, партии), 3) самодеятельные организаций (добровольные общества, формирования по половозрастному признаку, неформальные объединения по интересам). Кроме того, можно выделить:

  • олигархические организации (основанные на правлении меньшинства);
  • неолигархические организации (коммуны, израильские киббуцы, югославская система рабочего самоуправления, различные добровольные союзы и группы самоспасения).

Организации могут быть разделены на две основные формы: 1) добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; 2) тоталитарная организация.

Организации, кроме того, бывают бюрократическими и небюрократическими. Особая форма - исправительные организации - такие, в которых люди вырваны от обычной окружающей их социальной среды (тюрьмы, приюты, психбольницы и др.).

Цели, стоящие перед любой организацией, и средства, применяемые для их достижения, могут быть неопределенными. Томпсон приводит четыре возможных сочетания цели и средств. 1) определенна цель, определенные средства, 2) определенная цель, неопределенные средства, 3) неопределенная цель, определенные средства, 4) неопределенная цель, неопределенные средства. Если мы вспомним операцию федеральных войск в Чечне, то цель ее как будто бы ясна, благородна и определенна: ликвидация криминальных структур, восстановление правопорядка в республике. Возмущение мирового общественного мнения вызвали средства ее достижения, неадекватные провозглашенным целям.

В этой связи обратим внимание на особенности труда учителя. Результаты труда педагога характеризуются конечной неопределенностью. Главный показатель – каким станет человек и насколько эффективно он сможет применить знания – проявится только в отдаленном будущем. А.С.Макаренко считал, что о результатах труда педагога можно судить через 5 лет.

Школа как социальная организация характеризуется размытостью, неопределенностью целей. Деятельность учителя слабо связана с деятельностью других членов коллектива, и успехи в педагогическом труде зависят от его индивидуально-психологических особенностей. В педагогическом коллективе нет разделения труда. Каждый учитель выполняет свои функции, технологически не связанные с задачами других. Преподаватель химии считает, что главная цель учащегося - знание химии, преподаватель литературы – знание родного языка и ориентация в классической художественной литературе, иначе говоря, характер совместной деятельности наглядно не обнаруживает взаимозависимость между индивидуальными целями, результатами работы отдельных педагогов. В школьной организации существует также противоречие между внешней и внутренней целью. Внешняя цель задана государством, которое определяет задачи воспитания, содержание, способы и формы, создает определенные институты, с помощью чего стремится сформировать определенный тип гражданина. Нередко однако, по причине сложности и неоднозначности критериев внешняя цель сводится к тому, чтобы дать всеобщее среднее образование, всех перевести в следующий класс, что стимулирует приписки и процентоманию. Внутренняя цель – творчество. Это и подготовка школьника к жизни, и привитие ему навыков творческого решения задач самого разного рода, и обучение его методике совершенствования духовных и физических качеств. Известно, что не только вышестоящие органы народного образования, но и администрация школы часто оценивает работу педагога по внешним, формальным критериям.

Организации возникли сравнительно недавно. В более примитивных (доиндустриальных) обществах все потребности человека удовлетворялись в семье или близкими родственниками, обучение, лечение, забота о пожилых - эти и многие другие функции осуществлялись в семье или членами общины. В промышленно развитых странах жизнь значительно усложнилась взаимозависимость людей друг от друга возросла настолько, что потребности наши удовлетворяются организациями, находящимся от нас в самых отдаленных местах земного шара.

Механизм организации групп состоит, коротко говоря, из двух элементов: 1) ядро (люди или идеи), 2)отношение к ядру со стороны отдельных членов групп) (уважение, почитание, послушание, внимание).

В зарубежной литературе в качестве высшего типа организации рассматривают корпорацию, в нашей стране, в силу культурных традиций и народного менталитета, наиболее общим типом организации является государство. Достоинство больших организаций состоит в том, что их деятельность, правила не зависят от вкусов, своеволия, привычек, доброты или недоброты отдельных лиц. Еще одна черта формальной группы - универсальность. Формальная структура может быть большой и захватывать неограниченное число людей.

Размеры организации не влияют на централизацию власти в ней, равно как и на ее иерархическую структуру. В некоторых странах небольшие фирмы имеют более развитую иерархическую структуру, чем крупные организации. Более важный фактор - тип культуры общества. Так, на Востоке почитание и уважение к старшим по возрасту и по должности является укоренившейся традицией. Интересы личности учитываются, по восточным обычаям, только в контексте интересов коллектива. Например, Э.Гидденс пишет, что в отличие от Запада, в Японии система авторитетов показывает положение группы, а не положение индивида на иерархической лестнице. К этому добавим и такой элемент японской организационной культуры, как система пожизненного найма, охватывающая примерно 35% рабочей силы Японии. В этом выражается способ мышления и нанимателя, и нанимаемого, отражающий философию общности, духовного и эмоционального единения людей.

Идеологию бригад коммунистического труда напоминает лозунг компании "Сони": "Мы все – одна семья". Пропагандисты системы пожизненного найма ничего не говорят о том, что она закабаляет личность, проработав длительное время в одной компании, человек, как правило, не принимается на работу другой компанией. Более того, кадровая служба последней не будет даже рассматривать его кандидатуру. Это считается нормой в Японии и не вызывает протеста. И не только потому, что названная система дает определенную гарантию занятости. Главное - в соответствии традициям, духовному складу нации. Кстати, служебное продвижение осуществляется в Японии очень медленно. Надо потратить не один десяток лет, чтобы занять пост, соответствующий призванию и способностям. И здесь интересы личности приносятся в жертву общинным традициям, когда на первый план выступает возрастной фактор, а индивид растворяется в группе.

Английский социолог Э.Гидденс отмечает, что "в японских корпорациях отношения на всех уровнях являются фиксированными. Это означает, что принятие окончательных решений остается за руководителями даже тогда, когда их подчиненные не согласны с ними. В японских фирмах часто можно наблюдать картину, когда подчиненные носят портфели своих руководителей. Это является вполне допустимым фактом... Многочисленные исследования и эксперименты по внедрению японской системы управления в Европе показывают, что такая система может быть эффективной лишь благодаря той культурной среде, которая сложилась в Японии"

Другой важный фактор, влияющий на деятельность современных организаций – рост уровня профессионализма среди работников. Это проявляется в большей свободе и автономности специалистов и в более гибкой системе управления.

На структуру организаций воздействует и развитие информационной технологии. Успех деятельности современных организаций зависит от уровня профессионализма работающих в них специалистов и использования компьютерной техники. На социальный статус организации влияют ее физические и архитектурные особенности. Здания больших фирм, как правило, имеют пирамидальную иерархическую структуру их архитектурного устройства. Порядок холлов, комнат и открытых пространств в зданиях, где расположены организации, является основным ключом к пониманию того, как действует система авторитетов.

Формальная организация системы – это осознанная и официально регламентированная структура. Неосознанность формальной организации социальной системы может быть причиной нервозности, растерянности, дисфункциональных проявлений в работе не только отдельных рядовых членов коллектива, но и управляющих. Не всегда четко осознается необходимость дисциплины, координирующей правила поведения людей.

Сегодня много говорят о жестких санкциях за нарушение трудового распорядка, которые применялись в годы правления Сталина. Однако надо иметь в виду, что необходимость в дисциплине появляется вместе с началом процесса индустриализации, развитием промышленности. В крестьянской, патриархальной России, коей она была до Октябрьской революции, не было четко фиксированного рабочего дня и рабочей недели. В индустриальном обществе режим (расписание) как проявление дисциплины – условие функционирования организации. Дисциплина обеспечивается посредством надзора (наблюдения) за каждым работником и оценки его деятельности.

И в заключение о социальной среде, которая окружает организацию. Социальная среда включает в себя такие главные компоненты: законодательные и политические воздействия, социально-культурные факторы, воздействие экономики и конкуренции. Так МВД вынуждено считаться как с требованиями граждан, которые призывают навести порядок и искоренить преступность, так и тех объединений, которые выступают с позиции защиты прав и неприкосновенности личности. Отсюда не всегда последовательные действия полиции.

Таким образом, необходимо принимать во внимание действие внешних переменных, т.е. внешнюю среду организации. Существуют две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. С позиции первых организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точки зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Во внешнем окружении больше шансов на выживание имеют крупные организации, чем малые. Большие организации более устойчивы к внешнему давлению. Сверхкрупные организации могут даже придать некоторую стабильность окружающей их среде, тогда как небольшие организации на это не способны.

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >
Юрий Филиппов
Юрий Филиппов
Указаны темы для курсовых, рефератов. Как сдавать?Сроки? Формат файла?
Александр Ефишев
Александр Ефишев
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Олег Волков
Олег Волков
Россия, Балаково, МБОУ СОШ 19