Спонсор: Microsoft
Опубликован: 13.11.2010 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Санкт-Петербургский государственный университет
Лекция 9:

Методы взаимодействия процессов

< Лекция 8 || Лекция 9: 1234 || Лекция 10 >
Аннотация: В лекции рассматриваются: взаимодействие процессов: проблема ограниченного буфера; проблема "производитель – потребитель"; прямая и косвенная связь процессов; клиент-серверная взаимосвязь; сокетная связь; удаленный вызов процедуры (RPC) и удаленный вызов метода (RMI); выстраивание параметров (marshaling).

Презентацию к данной лекции Вы можете скачать здесь.

Введение

Взаимодействие процессов – основа для распараллеленного, эффективного решения задач с помощью группы процессов, координирующих свои действия друг с другом. В лекции рассмотрены некоторые классические схемы взаимодействия процессов при решении типовых задач (например, схема производитель – потребитель), а также виды взаимодействия процессов между собой с помощью передачи сообщений, сокетов, удаленных вызовов процедур и методов.

Независимые и взаимодействующие процессы

С точки зрения взаимосвязи, процессы подразделяются на независимые и взаимодействующие.

Независимый процесс – процесс, никак не связанный с другими процессами, который не может влиять на исполнение других процессов или испытывать их влияние.

Взаимодействующий (совместный) процесс – процесс, который может влиять на исполнение других процессов или испытывать их влияние.

Преимущества взаимодействующих процессов очевидны:

  • Совместное использование данных ; процессы могут работать с общими данными, при условии их синхронизации (рассматриваемой в следующих лекциях);
  • Ускорение вычислений ;
  • Модульность: организация взаимодействующих процессов – это метод параллельного решения задачи, декомпозируемой на относительно независимые части, части, каждую из которых решает один из взаимодействующих процессов
  • Удобство.

Виды организации взаимосвязи процессов

С точки зрения видов взаимосвязи родительского и дочернего процессов, процессы подразделяются на независимые, подчиненные и сопроцессы.

Подчиненный процесс – процесс, зависящий от процесса-родителя. Подчиненный процесс уничтожается при уничтожении родительского процесса, как в системах UNIX и ОС "Эльбрус". Процесс-родитель перед своим завершением должен ожидать завершения всех своих подчиненных процессов.

Независимый процесс – дочерний процесс, выполняемый независимо от процесса-родителя. Типичные примеры: процессы-демоны в UNIX, запускаемые начальным процессом init. Например, cron – процесс-демон, организующий вызов заданных в специальной таблице crontab действий с заданной периодичностью (автоматическое резервное копирование всех файловых систем на ленту в полночь); smbd – процесс-демон, управляющий серверным программным обеспечением SAMBA для сетевого доступа с Windows-машин к файлам UNIX-машины.

Сопроцесс (coprocess, coroutine) – процесс, равноправно взаимодействующий с другими такими же процессами; хранит свое текущее локальное управление (program counter); взаимодействует с другим сопроцессом Q с помощью операций resume (Q).Взаимодействие нескольких сопроцессов друг с другом операторами resume полностью равноправно. Данный механизм взаимодействия принципиально отличается от вызова процедуры. Операция detach ( открепить ) переводит сопроцесс в пассивное состояние, в котором могут быть доступны только его глобальные данные, но его программа уже завершена и не подлежит повторному запуску. Сопрограммное взаимодействие реализовано в языке СИМУЛА-67, который, как известно, стал родоначальником и объектно-ориентированного подхода.

Классификация процессов, близкая к приведенной в данном разделе, реализована в ОС "Эльбрус".

Парадигма (шаблон) взаимодействия процессов: производитель – потребитель

Реализация взаимодействия процессов может быть основана на одной из классических парадигм (шаблонов), сложившейся за десятилетия развития программирования. В данном разделе рассмотрим одну из наиболее распространенных из парадигм взаимодействия процессов - производитель потребитель: процесс-производитель ( producer ) генерирует в некотором буфере информацию, которая используется процессом-потребителем ( consumer ).

При реализации данной парадигмы возможны схемы с неограниченным и ограниченным буфером, используемым для связи двух процессов.

  • Схема с неограниченным буфером (unbounded buffer) подразумевает, что на размер используемого буфера теоретически нет ограничений.
  • Схема с ограниченным буфером (bounded buffer) предполагается определенное ограничение размера буфера, например, константой BUFFER_SIZE.

При реализации следует учесть, что схема с ограниченным буфером, с точки зрения принципов надежных и безопасных вычислений (trustworthy computing, см. "Понятие операционной системы (ОС), цели ее работы. Классификация компьютерных систем" ), представляет опасность атаки "переполнение буфера"(buffer overrun) – ошибочного или преднамеренного превышения размера буфера. Чтобы избежать этой уязвимости, при заполнении буфера необходимо проверять его размер.

Реализуем ограниченный буфер следующим образом. Информация хранится в массиве с двумя указателями: in - для считывания и использования очередного элемента информации процессом-потребителем и out - для записи очередного сгенерированного элемента информации процессом-производителем. При считывании из буфера очередной элемент удаляется, и указатель in, соответственно, продвигается. При записи в буфер продвигается указатель out. Для удобства будем считать буфер циклическим, т.е. при его заполнении следующим заполняемым элементом будет нулевой (если он освободился), следующим после него – первый и т.д. Таким образом, процесс-производитель должен вычислять индекс в буфере, по которому он записывает следующий элемент, по формуле ( out + 1) % BUFFER_SIZE, где " % " операция взятия остатка от деления. Аналогично, процесс-потребитель должен вычислять индекс следующего элемента информации в буфере по формуле ( in + 1) % BUFFER_SIZE. Учтем также две возможных ситуации: переполнение буфера (при генерации производителем числа элементов, большего длины буфера) и исчерпание буфера (в случае, если потребитель взял из буфера последний на данный момент сгенерированный элемент). Чтобы избежать обращения за границы буфера, при переполнении буфера производитель должен будет ждать, пока в буфере не освободится хотя бы один элемент, а при исчерпании буфера должен будет ждать потребитель, пока хотя бы один новый элемент не появится в буфере.

Реализация представления буфера на языке Си может иметь вид:

#define BUFFER_SIZE 1000 /* или другое конкретное значение */
typedef struct {
	. . .
} item;
item buffer[BUFFER_SIZE];
int in = 0;
int out = 0;

Реализация схемы алгоритма процесса-производителя имеет вид:

item nextProduced; /* следующий генерируемый элемент */
	while (1) { /* бесконечный цикл */
	while (((in + 1) % BUFFER_SIZE) == out)
		; /* ждать, пока буфер переполнен */
	buffer[in] = nextProduced; /* генерация элемента */
	in = (in + 1) % BUFFER_SIZE;
}

Соответственно, реализация процесса-потребителя будет иметь вид:

item nextConsumed; /* следующий используемый элемент */
while (1) { /* бесконечный цикл */
	while (in == out)
		; /* ждать, пока буфер пуст */
	nextConsumed = buffer[out]; /* использование элемента */
	out = (out + 1) % BUFFER_SIZE;
}

Данный код может быть использован как шаблон (pattern) для реализации схемы производитель – потребитель в любой системе.

< Лекция 8 || Лекция 9: 1234 || Лекция 10 >
Гульжан Мурсакимова
Гульжан Мурсакимова
Василий Четвертаков
Василий Четвертаков
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Олег Волков
Олег Волков
Россия, Балаково, МБОУ СОШ 19